Преступления экономической направленности 2020

Верховный суд смягчил правила для предпринимателей

Преступления экономической направленности 2020

Одним из условий, способствующих формированию благоприятного делового климата, выступает гуманизация уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской деятельности.

Верховный суд разъяснил, как садоводам платить за электричество

С 9 апреля 2010 года предусмотрен исключительный порядок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, обвиняемых в совершении этой категории преступлений, в соответствии с которым их заключение под стражу допускается только в случае, если подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации, его личность не установлена, им нарушена ранее избранная мера пресечения либо он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

В 2019 году по этой категории уголовных дел рассмотрены 153 ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, из них удовлетворены 87 ходатайств, или 57% (на 51 ходатайство, или 37%, меньше, чем в 2018 году), при этом в удовлетворении 66 ходатайств, или 43%, отказано.

Повышенный интерес в обществе вызывает рассмотрение судами уголовных дел об организации преступного сообщества или участии в нем (ст. 210 УК РФ) в целях совершения преступлений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В 2019 году судами рассмотрены уголовные дела этой категории в отношении 133 лиц, из них осуждены 73 лица, или 55%, а в отношении 60 лиц, или 45%, уголовное преследование прекращено судом.

29 преступлений в экономической сфере предлагается перевести в разряд уголовных проступков

По законодательной инициативе президента РФ с 12 апреля 2020 года предусмотрено, что учредители, руководители и работники юридического лица, руководители и сотрудники его структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по ст.

210 УК РФ только в силу организационно-штатной структуры юридического лица, за исключением случая, когда юридическое лицо, его структурное подразделение были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.

С 8 декабря 2011 года предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление экономической направленности, при условии полного возмещения ущерба и перечисления в федеральный бюджет денежного возмещения в установленном законом размере.

Верховный суд защитил права должников на единственное жилье

С 8 января 2019 года расширен перечень составов преступлений, подлежащих прекращению по этому основанию, в связи с чем количество лиц, освобожденных от уголовной ответственности с возмещением причиненного ущерба, увеличилось в два раза. 13 октября текущего года Пленум Верховного суда РФ внес в Государственную Думу законопроект об уголовном проступке.

Предлагается также отнести к категории уголовных проступков преступления небольшой и средней тяжести в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ), совершенные впервые, если они не повлекли тяжких последствий, не связаны с применением насилия и деятельностью организованных групп. Это 29 составов преступлений, включая, например, незаконное образование (создание, реорганизацию) юридического лица, уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенные без квалифицирующих признаков, и некоторые другие.

В 2019 году за преступления этой категории осуждены 744 лица, из них 688 лиц, или 93%, совершили преступления впервые.

Деньги

В УПК внесены поправки, которые установили более гуманные правила для обвиняемых в неуплате налогов. Подсудимый сможет погасить свои долги в ходе процесса и получит шанс остаться свободным человеком.

Как пояснил “РГ” председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев, поправки в Уголовно-процессуальный кодекс предусматривают прекращение уголовных дел по налоговым преступлениям при условии возмещения ущерба на любой стадии судопроизводства до удаления суда в совещательную комнату. Он особо подчеркнул, что проект этого закона был внесен в Государственную Думу Верховным судом РФ.

Новый налоговый режим помог самозанятым выйти из тени Как пояснил в свою очередь председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, согласно предыдущей редакции закона погасить ущерб от преступной деятельности было необходимо до момента назначения первого судебного заседания по делу.

На практике это вводило ограничение: если человек погасил долг после начала слушаний, на него гуманные правила уже вроде бы не распространяются.

По мнению Владимира Груздева, принятые изменения в УПК РФ помогут усовершенствовать практику рассмотрения подобных дел, защитить бизнес от необоснованного уголовного преследования.

Он также напомнил, что в конце прошлого года Верховный суд РФ разъяснил особенности привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления. Принципиальный вопрос: чтобы отправить человека за решетку, правоохранители должны доказать умысел на уклонение от налогов. Просто ошибка в расчетах ненаказуема.

Привлекать же к ответственности за налоговые преступления могут не только номинальных руководителей компаний, но и тех, кто руководил деятельностью организации через подставных лиц.

Фигурантом уголовного дела по неуплате налогов может стать в том числе бизнесмен, действующий через подставное лицо, например, безработного, который формально был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Подготовил Владислав Куликов

Инициатива

Тем, кто реально виноват, не стоит надеяться на снисхождение присяжных. GettyImages

Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев поддержал предложения, которые позволят расширить применение судов присяжных. В итоге, по его мнению, ежегодно право на суд присяжных могут получить около 40 тысяч обвиняемых.

КС РФ разрешил присяжным давать пояснения суду

В частности, уверен Лебедев, присяжным можно дать право рассматривать дела по обвинениям в экономических преступлениях.

“Заслуживает внимания предложение о расширении сферы применения судопроизводства с участием присяжных заседателей, отнесении к их подсудности всех уголовных дел об особо тяжких преступлениях и о преступлениях в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в материалах которых отсутствуют сведения, составляющие государственную тайну”, – полагает Вячеслав Лебедев.

Подготовил Владислав Куликов

Источник: https://rg.ru/2020/10/27/verhovnyj-sud-smiagchil-pravila-dlia-predprinimatelej.html

Экономическая безопасность: новые угрозы и контрмеры

Преступления экономической направленности 2020
sh: 1: –format=html: not found

– Дмитрий Юрьевич, в связи с изменениями экономической ситуации в стране какие направления в работе Главка являются на сегодняшний день приоритетными?

– В условиях экономического кризиса, а также с учётом принимаемых Правительством Российской Федерации антикризисных мер в деятельности Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России можно выделить четыре приоритетных направления.

Это борьба с системной коррупцией, защита бюджетных средств от преступных посягательств, снижение доли теневой экономики, связанной с незаконными финансовыми операциями, обналичиванием и выводом капиталов за рубеж, и декриминализация стратегически важных отраслей экономики – жилищно-­коммунального хозяйства, топливно-энергетического и оборонно-промышленного комплексов.

Некоторые позитивные результаты по данным направлениям достигнуты. В 2014 году выявлено свыше 60 тысяч тяжких и особо тяжких преступлений экономической направленности. Размер причинённого материального ущерба по оконченным уголовным делам превысил 150 миллиардов рублей.

Необходимо отметить, что работа ГУЭБиПК МВД России строится в соответствии с поручениями Президента, Правительства и Совета Безопасности Российской Федерации.

Так, во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2014–2015 годы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации, на постоянной основе проводится комплекс организационных и практических мероприятий. В результате принятых мер в 2014 году сотрудниками органов внутренних дел выявлено более 25 тысяч преступлений коррупционной направленности, к уголовной ответственности привлечено порядка 12 тысяч лиц.

– По оценкам некоторых специалистов, в ближайшем будущем прогнозируется рост преступлений экономической направленности. Какие негативные тенденции, которые могут оказывать влияние на уровень криминализации ключевых отраслей экономики, прогнозирует ГУЭБиПК МВД России?

– Кризисные явления в российской экономике повлекут дальнейший рост кредиторской задолженности предприятий, прежде всего в сферах машиностроения, транспорта и оборонной промышленности. В этой связи мы прогнозируем увеличение числа криминальных банкротств и рейдерских захватов коммерчески привлекательных объектов недвижимости, в том числе принадлежащих госпредприятиям.

Кроме того, возможно не снизится активность организованных групп и преступных сообществ, специализирующихся на хищениях денежных средств государственного оборонного заказа с их последующей легализацией через аффилированные лица и фирмы-­«однодневки». Возможен рост противоправных деяний, связанных с завышением стоимости приобретаемого оборудования, смет на выполненные работы.

Вероятнее всего, продолжатся коррупционные процессы при реализации чиновниками исполнительной власти и органов местного самоуправления полномочий в сферах распределения бюджетных денежных средств, налогообложения, таможенных и имущественных отношений.

В жилищно-­коммунальном хозяйстве предполагается увеличение числа преступлений, связанных с завышением стоимости выполненных работ либо их объёмов, выполняемых домоуправляющими компаниями.

В текущем году мы прогнозируем рост экономических преступлений, связанных с выводом капиталов за рубеж с использованием инструментов рынка ценных бумаг, а также активов банков, в том числе непосредственно перед отзывом лицензии. В данном случае обязательства по выплатам вкладчикам многомиллиардных сумм фактически перекладываются на государство в лице Агентства по страхованию вкладов.

В качестве примера приведу успешную оперативную реализацию ГУЭБиПК МВД России по пресечению противоправной деятельности организованной группы, в которую входили менеджеры крупного акционерного банка.

Злоумышленники выдали несколько заведомо невозвратных кредитов подконтрольным фирмам­-«однодневкам» на общую сумму более полумиллиарда рублей.

При этом займы ничем не обеспечивались и сразу после получения выводились на счета других аффилированных организаций.

Госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов», которой перешли все долговые обязательства после отзыва лицензии у задействованного в схеме банка, причинён ущерб в особо крупном размере.

Организатор схемы и его сообщники привлечены к уголовной ответственности по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159 УК Российской Федерации «мошенничество, совершённое организованной группой либо в особо крупном размере».

– Какие контрмеры, на ваш взгляд, можно предпринять, чтобы предотвратить подобное развитие событий?

– Обеспечение экономической безопасности государства – системная задача наступательного и в то же время комплексного подхода. Безусловно, подразделения экономического блока MBД России не смогут справиться с такой задачей в одиночку. Поэтому на сегодняшний день основная работа, которая должна проводиться и уже проводится, – повышение эффективности межведомственного взаимодействия.

Например, в части противодействия криминалитету в кредитно-­финансовой сфере это – сотрудничество с Банком России, Федеральной налоговой службой, Росфинмониторингом и Агентством по страхованию вкладов, основной задачей которых является оперативная реакция на совершаемые противоправные деяния для предотвращения преступлений и возможной минимизации негативных последствий.

Что касается предпринимаемых мер, то в настоящее время нами уже реализуются мероприятия по защите кредитно-­финансовой и бюджетной систем государства, по борьбе с коррупцией и криминалом в стратегически важных отраслях экономики.

– Увеличились ли коррупционные риски в связи с изменением экономической ситуации? Произошли ли какие-­то перемены в сфере противодействия коррупции?

– Министерством внутренних дел Российской Федерации противодействие взяточничеству и коррупции определено одним из приоритетных направлений оперативно-­служебной деятельности.

К компетенции Главного управления отнесены вопросы борьбы с этим негативным явлением в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований.

Анализ оперативной обстановки свидетельствует о том, что уровень коррупции высок везде, где государство выполняет какие-­либо распределительные или контролирующие функции, является заказчиком, потребителем услуг либо само является поставщиком этих услуг.

С учётом реализации ключевых направлений антикризисного плана Правительства России, который предусматривает значительное распределение бюджетных средств в негосударственный сектор экономики в рамках содействия развитию малого и среднего бизнеса, поддержки импортозамещения и докапитализации банков, коррупционные риски, безусловно, возрастут. Мы это понимаем и принимаем все необходимые меры по организации и проведению дополнительных мероприятий, направленных на документирование деятельности недобросовестных чиновников, представителей бизнеса и сотрудников кредитных учреждений.

Прогнозируемое дальнейшее расширение коррупционного воздействия на экономику страны может повлечь за собой целый ряд негативных последствий, как-то: увод финансовых средств из легального оборота, ослабление бюджета, увеличение цен на потребительские и иные товары, потеря доверия инвесторов к власти и, как следствие, снижение темпов экономического роста.

Основные усилия в этом году мы сосредоточим на выявлении, пресечении и раскрытии наиболее общественно опасных преступлений, в том числе связанных с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности со стороны высокопоставленных должностных лиц при осуществлении разрешительных, контрольных и надзорных функций, а также при проведении ревизий и проверок.

Одно из приоритетных направлений – выявление и раскрытие должностных преступлений в системе размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Эта сфера признана наиболее уязвимой с точки зрения коррупционных рисков.

В большинстве субъектов Российской Федерации действуют многоуровневые схемы, организованные коррумпированными чиновниками, позволяющие уводить в теневой сектор значительную часть бюджетных средств, выделяемых для государственных и муниципальных закупок.

Также мы активизировали работу по противодействию сращиванию организованной преступности с чиновничьим аппаратом, в частности органов местного самоуправления.

Особо отмечу, что борьба с коррупцией –­ это деятельность не только органов государственной власти и правоохранительных структур, но и институтов гражданского общества. Необходим коренной перелом общественного сознания – формирование в обществе атмосферы жёсткого неприятия коррупции.

– В своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент очень много внимания уделил вопросам экономики.

Например, предложил предоставить полную амнистию возвращающихся в Россию капиталов, выдвинул ряд предложений по созданию более благоприятных условий для развития малого бизнеса.

Какие изменения в связи с этим произошли или намечаются в работе подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции?

– В условиях нынешней ситуации деофшоризация рассматривается как один из ключевых факторов роста для российской экономики в ближайшие годы. Подразумевается, что при легализации денежные средства могут быть инвестированы в реальный сектор, послужат появлению новых рабочих мест и помогут стабилизировать экономику страны.

Здесь необходим глубокий анализ действующего законодательства и приведение его норм в соответствие с условиями амнистии, которые должны в полной мере отражать интересы всех сторон.

Что касается деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, то они будут действовать в строгом соответствии с нормами закона и решениями руководства Российской Федерации.

– Увеличение финансирования государством многих экономических проектов – это всегда риск нецелевого расходования бюджетных средств.

Какие меры принимаются по недопущению нецелевого использования или хищения бюджетных ассигнований? И прежде всего – ассигнований, выделяемых на государственный оборонный заказ, на что Президент в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации обратил особое внимание.

– Как уже говорил, в связи с планируемыми мероприятиями по содействию развитию малого и среднего бизнеса, поддержке импортозамещения и докапитализации системообразующих банков, а также выполнению гособоронзаказа, наша задача во взаимодействии со всеми заинтересованными правоохранительными и контрольно­-надзорными органами обеспечить контроль за целевым расходованием бюджетных средств.

В настоящее время работа по необходимой межведомственной координации уже осуществляется, принимаются меры повышения эффективности механизмов взаимодействия. Полагаю, что своевременное получение от контрольно­-надзорных органов соответствующей информации позволит нам максимально полно её отработать.

– Как проходит становление подразделений ЭБ и ПК в Крыму, действующих в условиях особой экономической зоны?

– Учитывая продолжающуюся адаптацию Крыма в российской юрисдикции и принимая во внимание незначительный опыт работы сотрудников крымской полиции в новом для них правовом поле, мы оказываем максимально возможную методическую и практическую помощь.

Так, например, нами организовано обучение крымских коллег на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России и Нижегородской академии МВД России. Внедрено в практику ежемесячное проведение межведомственных совещаний, а также рабочих встреч с руководителями территориальных органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации и ФСБ России.

Сейчас перед нашими крымскими коллегами стоят непростые задачи, одна из которых – защита бюджетных вливаний в экономику и социальную сферу от криминальных посягательств. Как известно, бюджет респуб­лики на три четверти состоит из дотаций.

Кроме того, в прошлом году на оздоровление экономики полуострова выделено дополнительно порядка 100 миллиардов руб­лей. В данных условиях существуют значительные риски должностных преступлений и мошенничеств.

Для помощи, в том числе практической, оперативникам подразделений ЭБ и ПК Крыма на полуострове постоянно присутствуют сотрудники Главного управления.

Объединённая редакция МВД России

Источник: https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/3193032?year=2020&month=9&day=5

Экономическим преступлениям готовят финансовые наказания

Преступления экономической направленности 2020

В Госсовете предложили декриминализировать ряд статей Уголовного кодекса

Госсовет предложил ввести наказание для следователей за необоснованные экономические уголовные дела, а для судей — за аресты по ним. Рабочая группа также предложила отменить уголовную ответственность за невыплату зарплаты

Екатерина Кузьмина / РБК

Рабочая группа Госсовета во главе с губернатором Тульской области Алексеем Дюминым подготовила предложения по частичной декриминализации законодательства об экономических преступлениях.

Предложения содержатся в проекте перечня поручений президента по итогам заседания группы Госсовета по направлению «Промышленность». Копия документа есть у РБК, ее подлинность подтвердил источник, близкий к группе.

Проект составлен по итогам заседания группы 12 февраля.

Госсовет создан в 2000 году указом президента как консультативный орган. Возглавляет Госсовет президент, туда также входят спикеры обеих палат парламента, главы регионов, представители правительства и полпредств.

В составе Госсовета организованы 16 рабочих групп по разным сферами деятельности, в том числе «Здравоохранение», «Государственное и муниципальное управление» и «Промышленность».

В январе 2020 года президент в обращении к парламенту предложил изменения в Конституцию, которые предполагают в том числе изменение статуса Госсовета и закрепление его в Основном законе.

Предложения по смягчению Уголовного кодекса

  • Среди предложенных рабочей группой президентских поручений для правительства — отмена статьи Уголовного кодекса «Невыплата зарплаты» (145.1 УК, предусматривает лишение свободы на срок до 5 лет), а также исключение уголовной ответственности за неисполнение контрактов. «Следует точнее разграничивать гражданско-правовые споры и преступления в сфере экономики, особенно в случае с неисполнением контрактов «в силу факторов, не связанных с наличием умысла», поясняется в документе. По данным судебного департамента при Верховном суде, в 2018 году за полную или частичную невыплату зарплаты были осуждены 260 человек, в первом полугодии 2019 года — 100 человек. Большинство из них были приговорены к штрафу, реальное или условное лишение свободы получили 16 человек. Большинство дошедших до суда дел о невыплате зарплаты были прекращены судом с назначением судебного штрафа (685 человек в 2018 году, 254 — в первом полугодии 2019-го).
  • Рабочая группа также предлагает разработать механизмы замены лишения свободы за экономические преступления на штрафы, кратные ущербу по делу.
  • Предусмотрено в числе инициатив и расширение полномочий прокуратуры по отношению к следствию и оперативно-разыскным органам, а также увеличение для прокуроров сроков рассмотрения и возможной отмены постановления о возбуждении дела. Сейчас прокурор, согласно УПК, может отменить постановление о возбуждении уголовного дела в течение суток, после того как получает материалы (хотя есть и исключения).
  • Верховному суду предлагается обобщить судебную практику по экономическим делам, которая поможет в согласовании этих предложений.
  • Авторы предложений рекомендуют ужесточить ответственность для следователей, возбуждающих «необоснованные» уголовные дела по экономическим преступлениям, и судей, назначающих по ним меру пресечения в виде содержания под стражей.
  • Кроме того, рабочая группа предлагает уточнить ограничения на использование ст. 210 УК (создание организованного преступного сообщества) в отношении предпринимателей. Согласно концепции авторов следствие должно будет «доказать, что организация, компания изначально умышленно создавалась под незаконные цели». Вопрос ограничения использования статьи об организованном преступном сообществе против бизнесменов ранее поднимал президент. Владимир Путин отмечал, что под эту статью «можно подвести совет директоров любой организации». 13 февраля Госдума приняла в первом чтении соответствующий президентский законопроект.

Инициативы рабочей группы Госсовета появились в результате обсуждений с предпринимателями и направлены на то, чтобы «снизить давление на бизнес, сделать его не сверхрисковой деятельностью», заявили РБК в министерстве промышленности и науки Тульской области.

Инициативы готовили в том числе «Ростех», Торгово-промышленная палата, РСПП, «Росатом», Роскосмос, Союз машиностроителей России, «Деловая Россия» и другие организации.

В ближайшее время проект перечня будет направлен в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти для рассмотрения и согласования, затем в течение двух месяцев итоговая версия проекта будет направлена в администрацию президента, уточнили в министерстве.

«Самые острые вопросы»

В документ попали «самые острые вопросы», с которыми сталкивается предпринимательское сообщество, отмечает общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей, находящихся под стражей, Александр Хуруджи.

«Все предложения и формулировки мне понравились, мы узнаем в них кусочки документов, которые неоднократно вносились бизнес-омбудсменом Борисом Титовым в рамках докладов президенту. Эти же предложения мы повторяем в различных экспертных советах, например при Минэкономразвития».

«Все это очень обнадеживает. Естественно, понимая, кто это озвучил, я думаю, что шансы на то, что это будет принято в итоге, высоки», — оптимистичен Хуруджи. Он считает, что также стоило бы добавить в перечень предложение выровнять практику по применению статьи о мошенничестве (ст.

159 УК), а также сделать залог основной мерой пресечения для фигурантов экономических дел.

За неправомерные действия следователей и судей и сейчас в законодательстве предусмотрена серьезная дисциплинарная и уголовная ответственность, напоминает зампредседателя коллегии адвокатов «Клишин и партнеры» Андрей Шугаев.

«Ужесточительные меры в отношении следователей и судей, не соблюдающих данные предписания уголовного закона, по нашему мнению, здесь вряд ли помогут.

Надо в целом менять законодательство, связанное с вопросами заключения под стражу и не только лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении экономических преступлений», — считает юрист.

Что касается исключения из УК статьи о невыплате зарплаты, то Шугаев напоминает, что она относится не к экономическим преступлениям, а к преступлениям против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Долги работодателей перед наемными работниками «имеют постоянную тенденцию к росту», говорит он: так, по данным Росстата, на 1 июля прошлого года они составляли 2,57 млрд руб., то есть на 862 млн руб. больше, чем на декабрь 2018 года.

Предложение исключить уголовную ответственность за невыплату зарплаты не коррелирует с предложением президента прописать в Конституции индексацию пенсий, пособий и зарплат, заключает юрист.

Источник: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/02/18/5e46985d9a7947538025d1a2

Преступления в сфере экономической деятельности в 2020 году – Статья УК РФ

Преступления экономической направленности 2020

15.11.2019

Объектом экономических правонарушений являются производство и распределение различных товаров и услуг. Преступление совершается умышленно, с прямым или косвенным намерением получить материальную выгоду. Тяжесть наказания зависит от величины причиненного ущерба и наличия специального состава.

Виды экономических преступлений

Противозаконные действия, нарушающие общественные отношения в области экономики, охватываются главой 22 УК. Данная глава содержит 32 статьи — от 169 до 200. Описываемые ими нарушения можно подразделить на 6 видов, касающихся:

  • Предпринимательской деятельности (ст.ст. 169–175, 191.1, 200.3 УК):
    1. препятствий со стороны должностных лиц;
    2. незаконных производства и сбыта товаров;
    3. ненадлежащей регистрации банковской деятельности, нанесшей ущерб клиентам;
    4. легализация имущественных ценностей, полученных противозаконным способом.
  • Выдачи кредита (ст.ст. 176, 177, 195–197 УК):
    1. получения кредита посредством предоставления ложной информации;
    2. неуплаты кредиторских взносов;
    3. нарушений процедуры банкротства;
    4. преднамеренное или фиктивное банкротство.
  • Монополизма и недобросовестной конкуренции (ст.ст. 178–180, 183, 184 УК):
    1. ограничения конкурентноспособности;
    2. принудительного заключения сделки или отказа от него;
    3. использования товарного знака без имеющихся на то оснований;
  • Разглашение коммерческой тайны УК РФ
  • Оборота денежных средств, акций, незаконные валютные операции (статьи УК РФ: 181, 185–187, 191, 192 УК):
    1. незаконной эмиссии ценных бумаг;
    2. изготовления и распространения поддельных банкнот или акций;
    3. нелегального оборота драгоценных металлов, камней, жемчуга.
  • Таможенного контроля (ст.ст. 189, 190, 193, 194, 200.1, 200.2 УК):
    1. перевозки контрабандных товаров;
    2. неуплаты таможенных взносов.
    3. Уклонения от налоговых выплат (ст.ст. 198–199.4 УК).

Предпринимательство

Знаете ли вы

Признаками незаконной предпринимательской деятельности могут быть: обогащение при невозможности обоснования источников дохода; отсутствие обязательной лицензии; применение труда третьих лиц без соответствующего оформления и так далее.

Подробнее можно прочитать в этой статье
Максимальное наказание за нарушения в сфере предпринимательства составляют:

  1. Штрафные санкции:
    1. 500 000 р. В случае с алкогольной продукцией — до 3 млн. р.;
    2. заработная плата за 3 г.
  2. Запрет на занятие данной деятельностью в течение 3 лет.
  3. Работы исправительного свойства на 2 г.
  4. Обязательный труд в течение 480 ч.
  5. Принудительная деятельность в течение 4 лет.
  6. Ограничение передвижения на 4 г.
  7. Взятие под стражу на 6 мес.
  8. Отбывание срока в течение 3 лет.

При наличии квалифицированного состава за совершение преступления экономической направленности статьи УК РФ предусматривают наказание в виде:

  1. Взысканий:
    1. 1 млн. 500 тыс. р. При незаконном обороте алкогольной продукции — до 4 млн. р.;
    2. доход за 5 лет.
  2. Запрета выполнять определенную работу в течение 3–5 лет.
  3. Исправительного труда в течение 2 лет.
  4. Обязательной трудовой деятельности в течение 480 ч.
  5. Труда принудительного характера на 5 лет.
  6. Ограниченного передвижения на 2 г.
  7. Заключения под стражей на 6 мес.
  8. Лишения свободы на 7 лет.

В случае с организацией азартных игр (ст. 171.2 УК) крупным считается убыток, стоимость которого превышает 6 млн. р. Лица, занимавшиеся незаконным сбором средств с участников долевого строительства жилых объектов, освобождаются от наказания, если:

  • изъятая сумма была полностью возмещена;
  • жилое здание было введено в эксплуатацию.

Кредит

Сколько дают за экономические преступления по статьям, касающихся кредитного долга и получения статуса банкрота:

  1. Штраф:
    1. 200 000 р. В случае с банкротным процессом сумма выше — до 500 000 р.;
    2. заработная плата за 18 мес. До 3 лет при банкротстве.
  2. Труд обязательного направления в течение 480 ч.
  3. Принуждающий труд на 5 лет.
  4. Ограниченность в передвижениях (при нарушениях, касающихся банкротства) на 2 г.
  5. в местах заключения в течение полугода.
  6. Лишение свободы на 6 лет.

Нецелевое использование заемных кредитных средств также квалифицируется как экономическое правонарушение. Так, например, имеет место быть частная мошенническая практика в виде заключения недействительного договора купли-продажи автомобиля между людьми, состоящими в сговоре.

Подробнее о мерах наказания за нецелевое использование кредита мы расскажем здесь https://lexconsult.online/7440-otvetstvennost-zaemshhika-kredita-ne-po-naznacheniyu

При квалифицирующих признаках (например, если использование кредита нанесло крупный ущерб государству или частным лицам) назначаются:

  1. Санкции:
    1. 100 000–300 000 р.;
    2. зарплата за 2 г.
  2. Ограничение свободы на 3 г.
  3. Обязательные работы в течение 480 ч.
  4. Исправительный труд на 2 г.
  5. Труд принудительного направления в течение 5 лет.
  6. в местах заключения до 5 лет.

Монополизм

Противоправные деяния, совершенные с целью устранить конкурентов, караются:

  1. Штрафом в размере:
    1. 300 000–500 000 р.;
    2. дохода за 3 г.
  2. Обязывающий труд в период 480 ч.
  3. Работами исправительного свойства на 2 г.
  4. Принудительным трудом на 4 г.
  5. Запрещением выполнять данные должностные обязанности в течение 3 лет.
  6. Ограничением передвижения на 2 г.
  7. Арестом на срок до полугода.
  8. Лишением свободы на 4 г.

Квалифицированные преступления, например, экономический шпионаж, сопровождающийся насилием или причинивший крупный убыток, наказываются:

  1. Запретом на определенные виды деятельности на 3 г.
  2. Штрафом величиной:
    1. в 1 млн. р. 500 тыс.;
    2. зарплаты за 5 лет.
  3. Обязательным трудом на 360 ч.
  4. Исправительным трудом на срок до 2 лет.
  5. Работами принудительного характера в течение 5 лет.
  6. Лишением свободы на 7 лет и до 10 лет в случае с принуждением к заключению сделки.

Особо крупным доходом относительно ст. 178 (Ограничение конкуренции) признаются 250 млн. р. Что касается особо крупного размера ущерба, таковой соответствует 30 млн. р. При этом виновный имеет возможность освободиться от наказания, если:

  • первым признается в совершенном деянии;
  • окажет содействие в расследовании дела;
  • возместит нанесенный ущерб;
  • его действия не имеют дополнительной квалификации по другой статье УК.

Финансы

При нарушениях, касающихся денежных средств, акций и драгоценных камней, назначают:

  1. Запрещение на работу в указанной сфере в течение 3 лет.
  2. Взыскания:
    1. 300 000 р. За манипулирование рынком или использование инсайдерской информации (ст. 185.6 УК) — до 500 000 р. За подделку купюр — до 1 млн. р.;
    2. заработок за 3 г. и за 5 лет — для фальшивомонетчиков.
  3. Обязательной деятельностью на 360 ч.
  4. Исправительный труд в течение 2 лет.
  5. Принудительный труд на 5 лет.
  6. Лишение свободы на 5 лет. При изготовлении поддельных банкнот — до 8 лет.

Преступление, совершенное организованной группой или приведшее к огромным убыткам, наказывается:

Обратите внимание

Незаконный оборот драгоценных металлов преследуется по закону и предполагает наказание в виде штрафов и лишения свободы. Однако, стоит отметить, что угловная ответственность наступает лишь при наличии крупного ущерба в размере 1 500 000 рублей.

Подробности читайте тут

  1. Запретом на работу в определенных сферах деятельности в течение 4 лет.
  2. Санкциями, соответствующими:
    1. 500 000 р. и 1 млн. 500 тыс. р. — в случае с манипулированием рынком в особо крупных размерах и распространением фальшивых банкнот;
    2. доходу за 5 лет.
  3. Обязательными работами в течение 480 ч.
  4. Деятельностью исправительного типа на 2 г.
  5. Принудительным трудом на 5 лет.
  6. Ограничением свободы в течение 2 лет.
  7. Лишением свободы на 7 лет и до 15 лет — за изготовление поддельных купюр организованной группой.

В случае с незаконным использованием инсайдерской информации крупным считается ущерб в размере от 3 млн. 750 тыс. р.

Таможенные платежи

За незаконный экспорт товаров или неуплату таможенных взносов предусмотрены:

  1. Запретом работать на указанных должностях сроком до 5 лет.
  2. Штраф величиной в:
    1. 500 000 р. При невозврате культурных ценностей или контрабанде алкогольной и табачной продукции — до 1 млн. р.;
    2. десятикратный размер контрабандных денежных средств;
    3. заработок за 5 лет.
  3. Деятельность обязательного характера в течение 480 ч.
  4. 5 лет принуждающего труда.
  5. Ограниченное передвижение на 3 г.
  6. Лишение свободы на срок до 5 лет и до 8 лет — в случае невозвращения культурных объектов в РФ.

При наличии квалифицированного состава за преступления в сфере экономики УК РФ предполагает назначение:

  1. Запрета на работу в определенных областях в течение 3 лет.
  2. Штрафного взыскания в размере:
    1. до 1 млн. р. и до 2 млн. р. — при контрабанде алкогольного и табачного товара (ст. 200.2 УК);
    2. в 15 раз большем незаконно перевезенных средств;
    3. заработной платы за 5 лет.
  3. Работ принудительного свойства в течение 5 лет.
  4. Ограничения свободы на 4 г.
  5. Лишения свободы на срок до 12 лет.

Крупным размером иностранной валюты, не перечисленной на счет российского банка (ст. 193 УК) признается сумма, превышающая 30 млн. р. Стоимость алкогольно-табачной продукции признается крупной, если она превышает 250 000 р. В указанную сумму не входит стоимость товара, разрешенная к перевозке без декларирования.

Налоги

За уклонение от уплаты налоговых и страховых взносов назначаются:

  1. Запрет на работу в некоторых областях в течение 3 лет.
  2. Штрафные санкции величиной в:
    1. 300 000 р. и 500 000 р. при сокрытии денег руководителем компании;
    2. трехлетний заработок.
  3. Принудительный труд на 5 лет.
  4. Заключение под арест на 6 мес.
  5. Лишение свободы на 2 г. и до 5 лет, если дело касается укрытия денежных средств предприятия (ст. 199.2 УК).

За уклонение от уплаты налогов, физические лица (простые граждане и ИП) несут ответственность. В случае неуплаты налогов на сумму свыше 3 тысяч рублей и сроком просрочки свыше 6 месяцев, налоговая служба вправе обратиться в суд с требованием принудительного изъятия долга. Подробнее о штрафах за неуплату налогов физическим лицом читайте в отдельной статье

А вот об ответственности за неуплату налогов юридическим лицом мы расскажем в статье здесь

Квалифицированный состав предусматривает:

  1. Запрет занимать указанные вакансии на 3 г.
  2. Взыскания:
    1. 500 000 р.;
    2. аналогичные доходу за 5 лет.
  3. Принудительный труд в течение 5 лет.
  4. Лишение свободы на 4 г. и до 6 лет, если неплательщиком является предприятие (ст. 199 УК).

Крупной считается сумма налоговых платежей за 3 финансовых года, превышающая 900 000 р. (ст. 198 УК) и 5 млн. р. для организаций. Виновный освобождается от ответственности, если:

  • преступление совершено впервые;
  • задолженность была погашена.

Сроки давности

Срок давности по экономическим преступлениям, как и любым другим, зависит от степени тяжести и определяется статьей 78 УК. Так, срок давности составляет за противоправное деяние:

  • низкой степени тяжести — 2 г.;
  • средней тяжести — 6 лет;
  • тяжкое — 10 лет;
  • особо тяжкое — 15 лет.

Отсчет периода начинается со дня совершения преступления до вступления в силу судебного приговора. Если обвиняемый совершит новое деяние, срок его истечения будет рассчитываться отдельно. Течение срока может быть приостановлено, если виновный избегает следствия и судебного разбирательства или не выплачивает наложенные взыскания.

Что касается исковой давности, в течение которой возможно возмещение материального ущерба, ее длительность составляет 3 г. Этот срок отсчитывается с даты, когда права потерпевшего были нарушены или же он узнал об их
нарушении.

Хотите получить больше информации? Задавайте вопросы в х

Источник:

Как за год изменилось количество экономических преступлений в ДФО

В России продолжается процесс гуманизации уголовного законодательства. Например, Федеральный закон № 533, вступивший в силу 8 января 2019 года, расширил перечень преступлений, уголовные дела по которым подлежат прекращению при условии возмещения причиненного ущерба.

В этот список были включены мошенничество, сопряженное с неисполнением договорных обязательств, и преступления небольшой тяжести: присвоение авторства, нарушение изобретательских и патентных прав, растрата, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.

В Калининграде полицейских обвинили в краже янтаря на 11 млн рублей

Кроме того, Уголовно-процессуальный кодекс дополнен новой статьей 164.1, определяющей исключительные случаи изъятия электронных носителей информации по экономическим делам, а также порядок копирования содержащейся на них информации.

В свою очередь Генпрокуратура пообещала разобраться с необоснованным затягиванием сроков расследования уголовных дел, Верховный Суд — с долгосрочными арестами обвиняемых предпринимателей. А в Госдуме обсуждают предложение «Деловой России» не возбуждать уголовных дел против бизнесменов, если причиненный ущерб не превышает 500 тысяч рублей, а наказывать их крупными штрафами.

Источник: https://cpd-pskov.ru/vymogatelstvo/prestupleniya-v-sfere-ekonomicheskoj-deyatelnosti-v-2020-godu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.