Преступления экономической направленности статьи ук рф

Экономические преступления: виды, ответственность, статьи УК РФ

Преступления экономической направленности статьи ук рф

Экономические преступления – это противоправные деяния, совершенные с целью получения незаконной прибыли. Действия совершаются с прямым умыслом. Уголовный кодекс Российской Федерации выделяет целую главу для таких преступлений и дает понятие экономических преступлений. К ним относится много сфер деятельности, в которых совершаются правонарушения. Рассмотрим основные из них.

Особенности расследования преступлений, связанных с экономикой

Виды экономических преступлений разнообразны. Экономика в уголовном процессе признана самым сложным составом для расследования.

Схемы совершения преступлений всегда совершенствуются, что заставляет правоохранительные органы планировать расследование на два шага вперед и проводить следственные действия, которые не характерны для аналогичных составов преступлений.

Для эффективного расследования следует понимать мотивы совершения преступниками противоправных деяний, а также тщательно изучать механизм содеянного.

Особенностью экономических преступлений является характер сопряжения с другими составами. Например, организация азартных игр может включать мошенничество и иные составы. Именно поэтому к расследованию данной категории (глава 22 УК РФ) преступлений допускаются только опытные следователи, получившие высокие звания и прошедшие аттестацию.

Организация и проведение азартных игр

В России законом запрещается организовывать клубы азартных игр, кроме мест, признанных игорными зонами. Противоправное деяние указанного вида наказуемо и преследуется правоохранителями.

Поэтому если в действиях лица усматривается состав незаконной организации (проведения) игр, в том числе через Интернет, без получения соответствующего разрешения, виновник выплачивает штраф до полумиллиона рублей минимум, максимум – лишается свободы на срок двух лет. Таким образом, преступление относится к категории небольшой тяжести.

Однако если деяние совершено с соучастниками или нанесло большой урон, наказание назначается более, а преступление относится к средней тяжести.

Если деяние совершено должностным лицом, наказание приравнивается к шести годам лишения свободы с применением дополнительного наказания в виде лишения права в дальнейшем назначаться на любые государственные и муниципальные должности.

Банковская деятельность, противоречащая закону

Ежедневно тысячи людей пользуются картами банков. Однако не всегда деятельность с переводами денежных средств законна.

Если лицо работает с банком без получения специального разрешения (лицензии), правоохранительные органы могут признать такую деятельность незаконной и вменить наказания. Так, минимальное наказание за совершение противоправного деяния равно штрафу в размере 300 000 рублей, а максимальное лишает лицо свободы на 4 года.

Кроме того, если преступление повлекло ущерб в особо крупном размере, это влечет лишение свободы на 7 лет.

Предпринимательство и закон

В последние годы предпринимательство развивается, в связи с чем появляется все больше новых преступлений, связанных с этим видом деятельности. Государство для развития малого и среднего бизнеса вводит налоговые каникулы, иные программы, однако часто недобросовестные субъекты бизнеса этим пользуются.

Осуществление предпринимательства без лицензий и иных уполномочивающих документов влечет минимальное наказание в виде штрафа, а максимальное – в виде ареста на полгода.

Противоправные действия, совершенные группой лиц, наказываются лишением свободы на 5 лет.

Оборот средств и платежей

Оборот средств и платежей очень тесно связан с мошенничеством. Экономические преступления в России распространены, кроме того, практика показывает, что следствие выделяет и иные составы преступлений при расследовании уголовных дел.

Лицо, занимающееся оборотом поддельных купюр, а также неправомерным изготовлением и использованием банковских карт и иных средств платежей, наказывается принудительными работами или лишением свободы до 6 лет в зависимости от обстоятельств преступления.

Организованная группировка несет наказание, равное семи годам лишения свободы.

Преднамеренное банкротство

Банкрот – лицо или организация, на счете которого не осталось денежных средств для дальнейшего осуществления деятельности. Данный факт должен быть подтвержден документами.

Многие предприниматели и руководители фирм совершают преступления в экономической сфере и преднамеренно выводят фирму к нулю для того, чтобы не выплачивать кредиты и займы. Такие действия преследуются по закону, а за совершение деяний предусмотрен штраф до 500 000 рублей или максимальное наказание в виде лишения свободы до 6 лет.

Контрабанда алкоголя и табака

Случаев отравления некачественной алкогольной продукцией много. Незаконный оборот алкогольной и табачной продукции – это опасное преступление, так как оно наносит ущерб не только экономике государства, но и здоровью людей и всего общества в целом.

Уголовный кодекс преследует правонарушителей, которые, пересекая границу, везут алкоголь и табак во внушительных размерах. Правоохранители наказывают такое деяние штрафом и лишением свободы на срок, установленный судом.

Кроме того, многие сотрудники таможенных служб являются участниками незаконных перевозок (должностное преступление). В отношении них применяется наказание – 7 лет лишения свободы. Кроме того, может быть применено дополнительное наказание в виде лишения права в дальнейшем занимать определенные должности.

Важно! Крупный размер учитывается, если стоимость перевозимой продукции оценивается в сумму более 250 000 рублей.

Незаконное производство алкогольной продукции

Небольшие города и деревни Российской Федерации часто славятся наличием собственного производства алкоголя. Уголовный кодекс преследует такую деятельность в случае если установлен факт отсутствия лицензии на производства. Наказание за такой вид преступления равен 3 миллионам рублей или лишением свободы на три года.

Особо крупный размер производства, хранения сбыта такой продукции максимально наказывается лишением свободы на 5 лет с применением дополнительных наказаний.

Расследование экономических преступлений

Следственные органы являются государственной системой, которая защищает интересы страны в целом, а также отдельных лиц и иных субъектов права.

Расследованием экономических преступлений занимается Следственный комитет Российской Федерации.

Преступления, совершенные с особой жестокостью, а также нанесшие большой ущерб Российской Федерации, находятся на особом контроле у председателя СК РФ Бастрыкина Александра Ивановича.

Экономические преступления УК РФ очень сложны, так как один состав преступлений может повлечь выделение другого. Таким образом, возбуждается новое уголовное дело, по которому необходимо провести ряд следственных действий.

Преступления данной сферы усложняются и нахождением соучастников, свидетелей и иных лиц, так как граждане, обладающие большими суммами денег, могут скрыться в других государствах. Поиск виновных лиц затягивается, поэтому правонарушение является не только очень серьезным, но и сложным для расследования.

Обычно такие преступления расследуются от полугода до нескольких лет.

Как бороться с экономическими преступлениями

Законодатель вводит особые санкции за правонарушения экономического характера. Борьба с экономическими преступлениями – процесс сложный.

Для производства законных действий, направленных на выявление нарушителей, подключаются все правоохранительные органы:

  • ППС;
  • уголовный розыск МВД;
  • дознание МВД;
  • следствие МВД;
  • ГИБДД России;
  • следственный комитет РФ;
  • Прокуратура РФ;
  • ФСБ РФ;
  • таможенные органы;
  • ФССП и иные инстанции.

Правоохранительные органы всех видов имеют право участвовать в расследовании преступлений экономической направленности, так как все связаны с оплатами трудовой или иной деятельности. Кроме того, в полномочия многих органов включают право заявлять о том или ином преступлении экономической направленности.

Экономические преступления УК РФ могут быть совершены в любой сфере. Коррупционная составляющая присутствует в любом учреждении как государственного, так и коммерческого вида.

Сложности привлечения к уголовной ответственности

Руководствуясь Уголовным кодексом Российской Федерации, уполномоченные лица привлекают к уголовной ответственности только физических лиц.

Хотя в коммерческих преступлениях фигурируют юридические лица и иные образования бизнеса, руководит всем физическое лицо.

Поэтому следует проводить расследование не только в отношении юридического образования, но и в отношении лиц, являющихся руководителями фирмы.

В государственном и муниципальном управлении совершить противоправное деяние может только должностное лицо или подрядчик. Часто реализация государственной или региональной программы, на которую выделены денежные средства, ложится на плечи руководителя административного отдела.

Если будет доказано нецелевое расходование бюджетных средств, а также случаи банковских махинаций, должностное лицо привлекается к уголовной ответственности.

Так как коррупционная составляющая присутствует в каждом учреждении, в котором используются бюджетные деньги, проводятся торги, тендеры и иные мероприятия, уровень преступности растет.

Сложность расследования заключается в том, что новые чиновники придумывают сложные схемы, о которых трудно узнать. Это является еще одним фактором, замедляющим ход следствия.

Источник: https://FB.ru/article/45576/cu-ekonomicheskie-prestupleniya-vidyi-otvetstvennost-stati-uk-rf

Правовое обеспечение экономической безопасности

Преступления экономической направленности статьи ук рф

Важнейшая составляющая результативности действия уголовно-правовых норм – эффективность применения уголовно-процессуального закона. Важный элемент такой эффективности составляет подбор оптимальной формы предварительного расследования.

В ч. 3 ст. 150 УПК РФ предварительное следствие признано необязательным по ряду преступлений, в том числе экономических. К числу последних, к примеру, отнесены такие, как: регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170), незаконное предпринимательство (ч. 1 ст. 171), производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ч. 1 ст. 171.

1), приобретение и сбыт имущества, добытого незаконным путем (ч. ч. 1 и 2 ст. 175), контрабанда (ч. 1 ст. 188), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194) и др. Уголовные дела о таких преступлениях расследуются в упрощенной форме предварительного расследования – в форме дознания.

Некоторое недоумение вызывает нахождение среди вышеперечисленных таких деяний, расследование которых может представлять значительную трудность. Пример тому – преступления, предусмотренные ст. ст. 188 (ч. 1) и 194 УК.Часть 1 ст. 188 устанавливает ответственность за контрабанду, т.е.

перемещение в крупном размере через таможенную границу России товаров или иных предметов, за исключением указанных в ч. 2 этой статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Такие действия наказываются штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.По ст. 194 карается уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере.

В данном случае предварительное следствие не проводится не только по основному, но и по квалифицированному составу этого преступления, согласно которому ответственность наступает за деяния, совершенные уже группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (более 1 млн. 500 тыс. руб.).

Подобные действия влекут наказание в виде штрафа либо лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.Между тем по-иному законодатель отнесся к необходимости предварительного следствия по уголовным делам о так называемых налоговых преступлениях (ст. ст.

198, 199 УК), посчитав его обязательным. При этом следует заметить, что основные составы указанных преступлений в качестве максимального наказания предусматривают соответственно лишь один (ст. 198) или два (ст. 199) года лишения свободы, что мягче санкций за контрабанду и квалифицированное уклонение от уплаты таможенных платежей.

И даже квалифицированные составы налоговых преступлений влекут наказание до трех и шести лет лишения свободы соответственно.

При расследовании уголовных дел об уклонении от уплаты налогов нередко возникает необходимость проведения комплексных судебно-экономических и судебно-бухгалтерских экспертиз, допросов сведущих специалистов и многочисленных свидетелей, что требует серьезных затрат времени и усилий.

Но по упомянутым причинам аналогичные следственные действия могут понадобиться и при расследовании уклонения от уплаты таможенных платежей. Тем более остра необходимость организации комплексных судебных экспертиз при расследовании, например, торговой контрабанды.

В силу специфики таможенного оформления, которое часто производится вне постоянного места нахождения плательщиков таможенных пошлин и сборов, эти лица, в отличие от обычных налогоплательщиков, нередко оказываются вне досягаемости соответствующего таможенного органа, являющегося одновременно и органом дознания.

В результате существенно усложняется и затягивается процесс сбора необходимых доказательств, что не позволяет успешно завершать расследование в укороченные сроки дознания.Предварительное следствие обязательно и по иным, менее тяжким, нежели контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей, экономическим преступлениям, среди которых можно назвать преступления, предусмотренные ч.

1 ст. 184, ч. 1 ст. 185, ст. 185.1 УК.Не решает проблемы и введенная новой редакцией УПК РФ процессуальная возможность передачи прокурором уголовных дел от дознавателя к следователю по истечении срока дознания.

Сотрудники Следственного комитета при МВД РФ отмечают, что огромное количество переданных таким образом дел изначально оказываются не нужными ни дознанию, поскольку наверняка будут переданы в следствие, ни следствию, так как нагрузка на следователей и без уголовных дел линии дознания почти в два раза превышает нормативно-расчетную.

По причине объяснимой нерасторопности дознавателей при организации неотложных следственных действий по уголовным делам, подлежащим направлению следователю, в ряде случаев бывают безвозвратно утеряны существенные доказательства.

У следователей же из-за огромного остатка стопорится расследование дел о других экономических преступлениях, представляющих не меньшую общественную опасность.В такой ситуации наблюдается ничем не оправданный диспаритет в оценках законодателем как степени сложности расследования, так и общей значимости уголовно-правового запрета равноценно сложных и опасных преступных деяний.

Недостаточное внимание, по нашему убеждению, обращается и на тот факт, что правоохранительным органом, несущим основное бремя выявления и раскрытия такого тяжкого экономического преступления, как контрабанда, в особенности ее экономической (торговой) разновидности, продолжают оставаться органы внутренних дел.

Внутри милицейской системы нагрузка всегда традиционно ложилась на криминальную милицию, задача которой – выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно.

С принятием действующего УПК основной состав контрабанды был перемещен в сферу полномочий милиции общественной безопасности, отвечающей за выявление, предупреждение, раскрытие и пресечение преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно.

Подразделения МОБ, поднаторевшие в раскрытии административных правонарушений в сфере розничной торговли и потребительского рынка, обмана потребителей, к работе с таким головоломным преступлением, как контрабанда, оказались попросту не готовы, не имея ни должного опыта, ни ресурсов.

Негативную роль сыграл и тот факт, что МОБ в отличие от криминальной милиции лишена возможностей оперативно-розыскных мероприятий, которые иногда являются единственными средствами распутывания хитросплетенных преступных схем и выявления круга причастных к контрабанде лиц. В результате такого положения дел несомненно страдают конечные результаты борьбы с экономической преступностью.Не секрет, что базовым критерием оценки результативности работы милиции продолжает оставаться раскрываемость преступлений. Несмотря на призывы отказаться от этого показателя, он сохраняется, причем не только у нас, но и в работе полиций иных стран с устоявшейся системой правосудия.Спрашивается, какой резон оперативным сотрудникам криминальной милиции, обладающим необходимым потенциалом, расходовать его на преступные деяния, выявление и раскрытие которых, как находящихся вне их компетенции, не отразится на общей оценке их деятельности? Так, многотысячная армия сотрудников подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, организованной преступностью, специальные вспомогательные службы фактически выброшены за пределы общего фронта противодействия экономической преступности, что ей только на руку. А ведь раскрытие преступления, изобличение лиц, виновных в его совершении, и привлечение их к ответственности и есть стержневая и конечная цель уголовного судопроизводства.В сложившейся ситуации остается уповать на таможенную службу, деятельность которой в условиях постоянного реформирования в ближайшие годы вряд ли станет весьма результативной.

На этом фоне в отдельных российских регионах, несмотря на сохраняющийся высокий уровень криминализации экономики, количество выявленных преступлений экономической направленности, в том числе контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, неуклонно сокращается.

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=27060

Верховный суд предложил смягчить наказания по экономическим преступлениям. За них не накажут лишением свободы

Преступления экономической направленности статьи ук рф

Верховный суд предложил ввести институт уголовного проступка и распространить его на экономические преступления небольшой и средней тяжести.

Соответствующий проект поправок в Уголовный кодекс 13 октября утвердил пленум Верховного суда, передает корреспондент «Открытых медиа» из Верховного суда.

В общей сложности к категории уголовного проступка предлагается отнести 121 состав преступлений, по которым в прошлом году проходили 85 219 человек. Верховный суд на пленуме также решил внести законопроект в Госдуму.

Уголовный проступок — новый вид наказуемого деяния, среднее между преступлением и административным правонарушением, за его введение выступает председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев.

В 2018 году Верховный суд внёс в Госдуму законопроект, где предлагал признавать уголовным проступком любое преступление небольшой тяжести, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы (таких в УК более 80, подсчитали судьи), если оно совершено впервые.

В этом случае суд получал бы право прекратить уголовное дело, назначив штраф или обязательные работы, а наказанный избежал бы отметки о судимости в биографии.

В пояснительной записке отмечалось, что нововведение обеспечит гуманизацию уголовного наказания, а также существенную экономию сил и средств при рассмотрении новой категории дел.

Но законопроект получил отрицательный отзыв правительства (там решили, что он не учитывает интересы потерпевших) и был оставлен без движения.

Теперь Верховный суд предпринимает вторую попытку, пересмотрев подходы к тому, что же следует считать уголовным проступком.

Так, в категорию уголовных проступков предлагается перевести семь составов преступлений, посягающих на собственность, включая кражу и разные виды мошенничества (без отягчающих обстоятельств).

В 2019 году за совершение таких преступлений было осуждено более 55 000 человек, подсчитали в Верховном суде.

Кроме того, уголовным проступком предлагается считать 29 составов преступлений небольшой и средней тяжести, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности — в связи с необходимостью защиты предпринимателей от необоснованной репрессии, уточняется в пояснительной записке к законопроекту. В эту категорию попали такие составы, как уклонение от уплаты таможенных платежей, незаконное создание юрлица, разглашение коммерческой тайны, злоупотребление при эмиссии ценных бумаг и незаконный экспорт янтаря. По ним в 2019 году было осуждено около тысячи человек, уточняет Верховный суд.

По всем «экономическим» статьям обязательным условием освобождения от уголовной ответственности является возмещение вреда.

Кроме того, отмечается в пояснительной записке, пострадавшие сохраняют право на предъявление иска о возмещении причинённого преступлением вреда.

Наказанием за уголовный проступок может стать судебный штраф, общественные работы или ограниченно оплачиваемые работы (для тех, кто имеет постоянную работу — у них в доход государства будут удерживать от пяти до десяти процентов заработка).

Под определение проступка в новом изложении Верховного суда не подпадают уголовные дела, требующие административной преюдиции (например, побои), а также действия, криминализация которых вызвана «особой значимостью» защищаемых общественных отношений (например, злоупотребления в сфере госзакупок и заведомо ложное сообщение о теракте).

В разряд уголовных проступков также не стали включать налоговые преступления и преступления в сфере экономической деятельности, если по ним в УК уже предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности при условии возмещения причинённого ущерба. Но в законопроекте говорится, что от уголовной ответственности за такие преступления также могут освободить, если виновник возместил ущерб или каким-то другим способом загладил причинённый преступлением вред.

По мнению замминистра юстиции Евгения Забарчука, законопроект «заслуживает внимания и поддержки». В Генпрокуратуре предлагают не спешить и ещё поработать над инициативой: нововведение может повлечь коллизии внутриотраслевой конкуренции, предупредил замгенпрокурора Виктор Гринь, ведь деяние не признаётся преступлением, а наказание за него устанавливается.

Руководитель службы правовой экспертизы уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Алексей Рябов видит в инициативе Верховного суда скорее положительную тенденцию.

Усиления давления на предпринимателей точно не произойдёт и даже можно ждать некоторого облегчения, прогнозирует он.

Однако насколько эффективным окажется такой механизм — зависит от судебной системы, предупреждает Рябов.

Профессор МГУ Леонид Головко считает, что Верховный суд в данном случае озабочен не столько гуманизацией уголовного законодательства, сколько оптимизацией нагрузки.

Признать преступление уголовным проступком и прекратить дело быстрее, чем рассматривать его по всем правилам уголовного процесса, отмечает Головко. В 2016 году судьи добились права прекращать дела в связи с назначением судебного штрафа, напоминает он, но этого оказалось недостаточно.

К тому же Госдума тогда не согласилась с возможностью применения альтернативного наказания в виде обязательных или исправительных работ. Сейчас же правительство сменилось, поэтому можно повторить попытку.

На самом деле смысл вводить уголовный проступок есть в тех правопорядках, где отсутствует институт административных правонарушений как, например, в США, убеждён эксперт. В российских же условиях это явно лишнее.

Источник: https://openmedia.io/news/n3/verxovnyj-sud-predlozhil-smyagchit-nakazaniya-po-ekonomicheskim-prestupleniyam-za-nix-ne-nakazhut-lisheniem-svobody/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.