Преступления связанные с запрещенной экономической деятельностью

Содержание

Расследование экономических преступлений — какой орган занимается этим

Преступления связанные с запрещенной экономической деятельностью

По итогам 2017 года одним из самых часто совершаемых преступлений в России стало мошенничество — количество возбужденных уголовных дел по соответствующим статям превысило 200 тысяч, уступая пальму первенства только традиционно распространённым в нашей стране кражам и преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств. Сумма уголовных дел, возбужденных по ст. 159, а также по смежным ст.ст. 159-1 – 159-6 УК РФ превышает общее количество уголовных дел, возбужденных по более чем пятидесяти статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений в сфере экономической деятельности.

При анализе статистики по уголовным делам по ст. 159 и смежным статьям 159-1 – 159-6 УК РФ бросается в глаза тот факт, что большая часть возбужденных уголовных дел не доходят до суда, кроме того, значительная часть дел возбуждается в отношении предпринимателей, причем далеко не всегда законно.

Все ещё не являются редкими случаи, когда правоохранительные органы используют уголовное судопроизводство, в частности статьи УК РФ по преступлениям в сфере экономики в незаконных целях: бизнес преследуется с целью улучшения статистических показателей, получения каких-либо преференций от предпринимателей, а также устранения фирмы по заказу конкурентов.

Не лучшим образом обстоят дела и при проведении проверок сообщений о совершении преступлений в сфере экономики: сроки проверок нарушаются, нередко фактически составляя от нескольких месяцев до года, выносятся незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или направлении по подследственности, а злоумышленники тем временем уничтожают доказательства, успевают скрыться, выполнить иные действия, которые впоследствии препятствуют производству по делу при его возбуждении. Все это подрывает доверие предпринимателей и простых граждан к органам, призванным защищать их права, препятствует реализации основных назначений уголовного судопроизводства, а именно защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод.

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, обеспокоенный таким положением дел, предложил создать в России спецслужбу, которая занималась бы расследованием преступлений в экономической сфере. Титов убежден, что такая служба поможет решить сразу две задачи.

Во-первых, снизится давление на бизнес, поскольку расследование экономических преступлений будет независимым, а во-вторых, повысится качество расследования преступлений в сфере экономической деятельности.

Уполномоченный при президенте РФ заявляет, что уровень специальной подготовки сотрудников следственных органов, занимающихся расследованием экономических преступлений, крайне низкий, что не позволяет им корректно выполнять свою работу.

Борис Титов также отметил, что подобные спецслужбы есть уже в некоторых зарубежных странах, например, в Италии и Казахстане. И опыт работы спецслужб только положительный.

Кто раскрывает и расследует экономические преступления сейчас в России?

В настоящее время основной объём работы по раскрытию и пресечению преступлений в сфере экономики выполняют профильные подразделения МВД РФ, а именно Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции в структуре МВД, а на местах — управления и отделы.

Внутри каждого подразделения есть свои отделы, оперативно-розыскные части и отделения, занимающиеся раскрытием  экономических преступлений в определенном отраслевом направлении: в сферах ТЭК и химии, машиностроения и металлургии, торговли, сельского хозяйства и т.д.

По наиболее резонансным делам, а также при наличии угрозы государственным интересам и безопасности к раскрытию экономических преступлений привлекаются сотрудники Службы экономической безопасности ФСБ России, имеющей в своём составе управления по контрразведательному обеспечению предприятий промышленности (Управление «П»), транспорта (Управление «Т»), кредитно-финансовой сферы (Управление «К»), МВД, МЧС, Минюста (Управление «М»), по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотических средств (Управление «Н»), Организационно-аналитическое управление, Административную службу.

Что касается расследования уголовных дел в сфере экономики, в отношении них законом не установлена единая монополия следствия какого-либо одного правоохранительного органа: данной категорией дел занимаются и следователи Следственного комитета РФ, и следователи органов внутренних дел, и следователи органов федеральной службы безопасности. Подследственность определяется в каждом конкретном случае исходя из того, по какой именно статье УК РФ осуществляется производство, а также с учётом общих правил, закреплённых в ст. 151 УПК РФ. Так, расследованием уголовных дел по ст. 159 и ст.ст. 159-1 – 159-6 УПК РФ и многим другим статьям занимаются следователи органов внутренних дел; налоговые составы и некоторые иные преступления в сфере экономики, включая преступления против интересов службы в коммерческой организации отнесены к подследственности следователей Следственного комитета РФ; расследованием дел по ст. 189 (незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий), по ч. 2 ст. 200-1 (контрабанда наличных денежных средств) занимаются следователи органов федеральной службы безопасности. Кроме того, по большому количеству преступлений в сфере экономики, включая мошенничество и его отдельные виды, расследование может производиться следователем того подразделения, которое его выявило.

Таким образом, мы видим, что в современных условиях раскрытие и расследование преступлений в сфере экономики рассредоточено между различными правоохранительными органами, и, если на стадии раскрытия преступления, при проведении проверки сообщения о преступлении существуют специализированные подразделения в виде управлений и отделов экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ и Службы экономической безопасности федеральной службы безопасности, то на стадии расследования таких органов не существует.

Нужны ли спецслужбы по расследованию экономических преступлений в России?

Создание спецслужбы по расследованию экономических преступлений — спорный вопрос. С одной стороны, данный орган, не входящий в систему МВД, мог бы действовать автономно и независимо, руководствуясь только законом.

С другой стороны, скорее всего, государство не изобретет ничего нового — спецслужба будет аналогом существующей ныне УЭБиПК (ОЭБиПК)  МВД РФ с наделением ее дополнительными полномочиями по осуществлению предварительного следствия и созданием ещё одного вида следственных подразделений.

Кроме того, для реализации этой идеи придется принять не только новый закон, но и изменить десятки уже действующий нормативно-правовых актов, начиная с УПК и заканчивая ФЗ «О полиции». Такая перестройка может породить множество нестыковок и пробелов в законодательстве.

Между тем, следует вспомнить, что подобный опыт уже имел место быть в нашей правовой системе. Так, с 1992 по 2003 год в России существовала Федеральная служба налоговой полиции, у которой были свои оперативные подразделения и самостоятельный следственный аппарат.

Сотрудники налоговой полиции были ориентированы на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование налоговых преступлений, а также ряда специальных составов, предусматривающих уголовную ответственность за совершение преступлений в сфере экономики.

После выполнения стратегической задачи по наполнению бюджета налогами, воспитания бизнеса в духе необходимости уплаты налогов посредством реализации превентивной функции уголовного судопроизводства, эффективность работы сотрудников налоговой полиции упала, аппарат закостенел, оброс коррупционными связями с теневым бизнесом, в результате чего руководством государства было принято решение о прекращении деятельности данного специализированного правоохранительного органа.

Полагаю, что любой вновь созданный отдельный орган по раскрытию и расследованию экономических преступлений ждёт судьба упразднённой Федеральной службы налоговой полиции.

По нашему мнению, больший эффект принесет совершенствование структуры и работы существующих подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (УЭБиПК, ОЭБиПК МВД, СЭБ ФСБ), корректировка действующего законодательства и налаживание более эффективного взаимодействия оперативных подразделений со следственными органами.

Например, в современных условиях назрела необходимость обеспечения более оперативного доступа сотрудников ОЭБиПК к различным базам финансовых и кредитных учреждений, налоговых и регистрирующих органов, в целях повышения квалификации следователей, расследующих преступления в сфере экономики, необходимо проводить их регулярное обучение, в том числе новым методам расследования экономических преступлений, также необходимо пересмотреть правила о подследственности данной категории дел. Кроме того, имеет смысл продолжить работу в части изменения уголовных норм, устанавливающих ответственность за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. Так, давно назрела необходимость распространения ответственности по ч. 5-7 ст. 159 УК РФ на любые действия в сфере предпринимательской деятельности, не связанные исключительно преднамеренным неисполнением договорных обязательств. Одновременно следует законодательно определить в примечании к ст. 159 УК РФ действия, совершенные в сфере предпринимательской деятельности; существующего определения предпринимательской деятельности в гражданском законодательстве, также разъяснений на этот счёт Верховного суда РФ оказывается недостаточным, органы следствия и суды зачастую в своих процессуальных решениях определяют деятельность, обладающую всеми признаками предпринимательской, как не связанную с осуществлением таковой, что влечёт неправильную квалификацию и более суровую уголовную ответственность, также незаконное избрание меры пресечения в виде заключения под стражу.  Также необходимо принять меры к исключению на практике случаев нарушения процессуальных сроков проверки сообщения о преступлении: по делам в сфере экономики проверки зачастую проводятся в срок до года, при том что установленный максимально возможный с учётом продления срок составляет 30 суток. Для формального соблюдения процессуальных сроков сотрудниками полиции используется практика повторной регистрации материала в КУСП, вынесения необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, незаконного направления по подследственности. Следует отметить, что законодательство в указанной части довольно-таки логично и понятно, для того, чтобы добиться соблюдения закона в части сроков проверки достаточно более активной позиции прокуратуры, а также более внимательного отношения к данной проблеме со стороны руководства МВД РФ.

Что делать предпринимателям, в отношении которых возбуждено уголовное дело?

И хотя в УПК РФ был внесен ряд поправок, направленных на защиту бизнесменов, не стоит обольщаться — следственные органы по-прежнему изыскивают незаконные способы возбуждения уголовных дел, расследование которых может тянуться месяцами и годами. Один из ярчайших примеров — двухлетнее расследование по делу предпринимателя Валерия Чабанова, который на протяжении всего этого периода находился в СИЗО. Естественно, ни о каком сохранении бизнеса в этом случае речь идти не может.

Надеяться на помощь «бесплатного» адвоката не нужно — большинство из них относятся к своей работе формально и не вникают в особенности каждого дела. Более того, такие защитники, как правило, слабо ориентируются в налоговом праве, бухгалтерском учете и иных вопросах экономического характера, а поэтому не могут организовать качественную защиту своего Доверителя.

Поэтому, если вы стали фигурантом уголовного дела, либо в отношение Вас совершенно экономическое преступление, следует немедленно заручиться поддержкой уголовного адвоката.

Лучше, если это будет специалист, досконально разбирающийся в финансовом и налоговом праве, уголовно-процессуальном законодательстве, имеющий большой стаж работы и хорошую деловую репутацию.

Именно такие адвокаты готовы оказать вам всю необходимую помощь в АК «Судебный адвокат»!

Источник: https://www.advo24.ru/publication/rassledovanie-ekonomicheskikh-prestupleniy-v-rossii-mogut-vesti-spetssluzhby.html

Незаконная экономическая деятельность и ответственность по УК РФ

Преступления связанные с запрещенной экономической деятельностью

Как показывает статистика, примерно 6% населения Российской Федерации имеет свой бизнес (учитывается вне зависимости от формы осуществления такой деятельности).

Однако в отдельных случаях такая предпринимательская деятельность осуществляется с нарушением норм законодательства.

Поэтому в отношении предпринимателей регулярно проводятся проверки, с целью своевременно выявить возможные нарушения, пресечь преступления в экономической сфере.

Ответственность для предпринимателей

Незаконная предпринимательская деятельность, к сожалению, встречается в каждом пятом случае, так как человек пытается увеличить свой доход любыми, даже противозаконными способами.

В рамках УК РФ предусматривается соответствующая ответственность, возникающая в сфере предпринимательской деятельности. По закону, к ней допускается привлечение любого предпринимателя, который осуществляет деятельность, направленную на получение выгоды, с нарушением буквы закона.

Под мерами ответственности для предпринимателей подразумевается обязанность таких лиц совершать мероприятия, которые направлены на восстановление не исполненных ранее лицом обязанностей. Меры наказания могут возникнуть по нормам законодательства, так и по договорам, которые были оформлены самим лицом, осуществляющим деятельность с целью получения выгоды.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 171 Уголовного кодекса РФ «Незаконное предпринимательство»

В результате противоправных деяний наступает юридическая ответственность. Это обязанность, которая заключается в обязанности претерпевать различного рода неблагоприятные последствия. Данное последствие возникает только в тех случаях, когда предприниматель отказывается исполнять нормы, установленные законом или договором.

Ее разновидности:

  1. Гражданско-правовая — последствия неисполнения или некачественного исполнения обязательств, определенных в рамках договорных отношений. В том числе:
    • cолидарная — может возникнуть только в тех случаях, когда соответствующее указание на это есть в договорах или установлено законодательными актами;
    • субсидиарная — вид дополнительной ответственности для предпринимателя, по которой он должен вместе с должником отвечать перед его кредиторами за исполнение взятых ранее обязательств. Подобные последствия возникают только в ряде случаев, регламентированных договорами и законодательными актами;
  2. Материальная. Каждый предприниматель, руководствуясь требованиями трудового законодательства, вправе установить на своем предприятии материальную ответственность;
  3. Дисциплинарная — за нарушения норм ТК РФ в рамках самого предприятия;
  4. Административная — последствия ожидают предпринимателя, который допустил нарушения буквы закона в сфере административных правоотношений при осуществлении своей деятельности;
  5. Уголовная — один из видов ответственности для предпринимателей, которые совершают какие-либо преступные деяния в процессе своей деятельности, направленной на получение прибыли.

Условия, при которых возникает гражданско-правовая ответственность

ГК РФ урегулированы отношения между лицами, занимающимися осуществлением любого рода предпринимательской деятельности.

В частности, данным нормативным актом предусмотрены меры защиты прав, которые осуществляются следующими способами:

  1. Признание права;
  2. Восстановление положения, которое существовало до нарушения;
  3. Пресечение действий, которые влекут за собой нарушение или его угрозу;
  4. Признание заключенной между сторонами сделки недействительной;
  5. Признание нормативного акта, принято государственными органами или местным самоуправлением, недействительным, если он нарушает нормы федерального законодательства;
  6. Возмещение причиненных убытков;
  7. Компенсация причиненного морального вреда.

Внимание! В отношении предпринимателей меры гражданской ответственности могут быть применены в тех случаях, когда они нарушают права прочих физических или юридических лиц.

Способы обеспечения исполнения предпринимателями их обязанностей

По закону, все взятые обязательства должны быть выполнены надлежащим способом, иначе допускается привлечение предпринимателя к ответственности.

Чтобы обеспечить исполнение обязательств, в гражданском законодательстве существует несколько способов:

  • неустойка, под которой понимается сумма средств, выплачиваемая кредитору от должника при невыполнении взятых обязательств. Соглашение о неустойке должно быть составлено сторонами в письменной форме, вне зависимости от того, в какой форме было составлено основное обязательство должника. Если стороны откажутся составлять это соглашение письменно, оно будет считаться недействительным. Также она может вытекать из закона;
  • залог — при этом способе обеспечения обязательств, лицо, признанное кредитором, может рассчитывать на получение удовлетворения за счет стоимости имущества, находящегося в залоге;
  • поручительство — еще один способ обеспечения взятых обязательств, в котором принимает участие третье лицо;
  • банковская гарантия — предоставляется уполномоченной организацией, при которой банк или любая иная кредитная организация может оплатить кредитору денежные средства при предоставлении соответствующего требования об уплате;
  • задаток — это определенная сумма денежных средств, которая выплачивается второй стороне в качестве доказательства заключения договора и подтверждения должного исполнения всех установленных обязанностей.

Уголовная ответственность

Нарушения, возникшие в сфере осуществления лицом предпринимательской деятельности, могут повлечь за собой привлечение виновного к ответственности в рамках уголовного и административного законодательства.

Если во втором случае нарушителя ждет относительно мягкое наказание: небольшой штраф, то в первом, ему придется серьезно поплатиться за свои незаконные действия.

  1. Штрафы. В случае уголовной ответственности, нарушителю придется уплатить штрафы в несколько сотен тысяч рублей. В отдельных случаях размер такого наказания превышает 1 000 000 руб.;
  2. Выполнение обязательных работ. Количество часов такой трудовой деятельности определяется индивидуально в зависимости от обстоятельств совершенного преступного деяния;
  3. Принудительные работы. Как правило, срок исполнения такого наказания составляет до 5 лет;
  4. Лишение свободы (условный и реальный срок). Продолжительность отбывания такого наказания также напрямую зависит от обстоятельств случившегося.

По нормам российского законодательства, любое предпринимательство в РФ должно быть ответственным. К сожалению, нарушения в этой области встречаются достаточно часто, что может привести к огромным убыткам как для людей, так и для всего государства в целом.

Административная ответственность

Такая ответственность может быть применена в отношении нарушителей, совершивших противоправное деяние, регламентированное КоАП.

По нормам законодательства, за совершение таких правонарушений могут быть применены:

  1. Предупреждение;
  2. Штраф;
  3. Выполнение исправительных работ;
  4. Арест.

Ответственность, предусмотренная за нарушение норм антимонопольного законодательства

Руководители компаний, которые в ходе своей работы нарушают нормы антимонопольного законодательства, могут быть привлечены к различным видам ответственности.

По закону, компания, которая нарушает нормы антимонопольного законодательства, после выявления такого нарушения должна незамедлительно прекратить его, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договорные отношения или внести в них соответствующие изменения.

Внимание! Вся прибыль, которая была получена в результате совершения правонарушений, обязательно должна быть перечислена в бюджет государства.

Ответственность за некачественную продукцию

Организация, которая занимается осуществлением предпринимательской деятельности, обязана нести ответственность за качество выпускаемой ею продукции. В свою очередь, органы, относящиеся к исполнительной ветви власти, должны осуществлять контроль над качеством и безопасностью производимых продуктов.

При выявлении несоответствия требованиям стандартизации и сертификации, эти же государственные органы вправе привлечь нарушителей к мерам ответственности.

На законодательном уровне предусмотрена ответственность за следующие правонарушения в этой области:

  1. Невыполнение требований уполномоченного государственного органа;
  2. Причинение ущерба своим потребителям путем выпуска некачественного товара;
  3. Продажа товаров без должной сопроводительной документации.

Ответственность, предусмотренная за нарушения норм санитарного законодательства

Взыскания на предпринимателей, допустивших нарушение норм санитарного законодательства, накладываются по требованиям соответствующих актов.

Постановление, содержащее информацию о наложении штрафа, должно быть исполнено в течение 15 дней после его получения. Если же предприниматель остался несогласен с требованиями, содержащимися в этом документе, он может подать на обжалование. При отрицательном решении, исчисление 15-дневного срока начинается с получения письма о неудовлетворении протеста.

Важно! Вред, причиненный в результате нарушения норм соответствующего законодательства, подлежит возмещению за счет средств виновного предпринимателя.

Ответственность за совершение правонарушений в налоговой сфере

Ответственность, наступающая за совершение правонарушений в сфере налоговых правоотношений, может быть двух видов: установленная в рамках уголовного и административного законодательства. Но как правило, против виновников таких преступлений применяются специальные налоговые санкции, выраженные в денежной форме.

Если у предпринимателя есть хотя бы одно смягчающее обстоятельство, то размер применяемой к нему санкции должен быть уменьшен не менее, чем в два раза.

При наличии отягчающих обстоятельств меры ответственности ужесточаются более чем на 100 процентов.

об ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность

Источник: https://PravoNarushenie.com/finansovye/ekonomika/zapreshchennaya-ehkonomicheskaya-deyatelnost

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.