Преступления террористической направленности ук рф

Новости

Преступления террористической направленности ук рф

Терроризм – одна из опасных форм преступного посягательства, которое выражается в форме совершения общественно-опасных деяний, а также угроза совершения таких действий, в отношении жизни, здоровья людей, прав и законных интересов различных субъектов, для того, чтобы вызвать панику, напугать, парализовать социально полезную деятельность граждан, внушить страх, принудить принять желаемое террористами решение, вызвать политические и иные изменения. Терроризм может повлечь целый комплекс тяжких последствий в виде значительного материального ущерба, дезорганизации работы органов власти и управления.

Объектом во всех преступлениях террористической направленности выступает общественная безопасность, основные принципы и содержание которой устанавливает Федеральный закон от 28.10.2010 № 390-ФЗ «О безопасности». Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Дополнительным объектом являются жизнь, здоровье, отношения собственности, нормальное функционирование органов власти государственных, общественных учреждений, иных социальных институтов.

Объективная сторона террористического акта состоит в альтернативных действиях: 1) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий; 2) угроза совершения указанных действий.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, предусмотренных ч. 1 ст. 205 УК, либо когда возникла угроза их совершения, и они создали реальную опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, то есть для оконченного состава терроризма не требуется фактического наступления указанных последствий.

Субъективная сторона террористического акта характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Субъект преступления – вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 14 лет.

За совершение террористического акта уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет.

При совершении террористического акта группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, повлекшего по неосторожности смерть человека или причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий срок наказания может составить от 10 до 20 лет с ограничением свободы на срок от 1 года до 2 лет.

Те же деяния, сопряженные с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ, повлекли умышленное причинение смерти человеку, наказываются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет с ограничением свободы на срок от 1 года до 2 лет или пожизненным лишением свободы.

Следует также отметить, что к преступлениям террористической направленности, за совершение которых также предусмотрена строгая уголовная ответственность, относятся: содействие террористической деятельности (ст. 205.

1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ), захват заложников (206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.

207 УК РФ), Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст.

211 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) и нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ).

Наиболее актуальным из перечисленных преступлений в Чеченской Республике являются преступления, предусмотренные ст.

208 УК РФ – организация незаконного вооруженного формирования или участие в нём, которое может создаваться в форме объединения, отряда, дружины или иной группы, то есть различного уровня, численности, структуры, оснащенных оружием, с определенной степенью внутренней организованности, с наличием командования

Согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства.

Создание незаконных вооруженных формирований (НВФ) является источником терроризма, может быть использовано в политических, национальных, религиозных, других целях.

Под участием в НВФ следует понимать вступление в такое формирование, членство в нём, прохождение обучения, тренировка, выполнение любых поручений, заданий руководства, получение денежного и вещевого довольствия, а также действия по обеспечению деятельности формирования без вхождения в его состав.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления – вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В любом случае, создание НВФ и участие в нём является основанием для привлечения к уголовной ответственности, и наказывается лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с ограничением свободы на срок до 3 лет.

Совершение лицом других преступлений в составе НВФ, например, убийство, террористический акт, захват заложников и др., квалифицируются по совокупности со ст. 208 УК РФ.

За 9 месяцев 2011 года в следственных подразделениях правоохранительных органах республики находилось в производстве 97 уголовных дел террористической направленности по следующим ст.м УК РФ: ст. 205 – 2, ч. 1 ст. 205.1 – 3, ч. 2 ст. 208 – 92.

Из числа находившихся в производстве дел направлено в суд 86 уголовных дел в отношении 87 лиц.

За 9 месяцев 2011 года судами Чеченской Республики рассмотрено 63 уголовных дела террористической направленности в отношении 64 лиц, а именно: по ч. 2 ст. 208 УК РФ – 9 дел в отношении 9 лиц, по ч. 5 ст. 33 – ч. 2 ст. 208 УК РФ – 53 дела в отношении 53 лиц, по ч. 1 ст. 205.1 УК РФ 1 дело в отношении 1 лица, по п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ также 1 дело в отношении 1 лица.

С постановлением приговора рассмотрено 63 уголовных дела в отношении 64 лиц.

Анализ работы правоохранительных органов республики по раскрытию и расследованию уголовных дел о преступлениях террористической направленности свидетельствует о том, что преступные формирования зачастую при задержании оказывают сопротивление, не сдаются, в связи с чем сотрудники правоохранительных органов бывают вынуждены их ликвидировать.

Так, 27.07.

2011 в Сунженском районе Чеченской Республике, при проведении сотрудниками правоохранительных органов республики мероприятий по выявлению и нейтрализации участников незаконных вооруженных формирований произошло боестолкновение, в ходе которого было уничтожено два участника НВФ Оздоев А.Б. и Оздоев А.М., которые при себе имели: два автомата АК-74, патроны а в количестве 170 шт., пистолет ПМ, две самодельные гранаты, штык-нож, две палатки, средства связи, три 120 мм минометных снаряда, детонатор с проводом.

Всего за 9 месяцев 2011 года произошло 37 боестолкновений с участниками незаконных вооруженных формирований, в результате которых уничтожено 45 членов НВФ.

Необходимо отметить значение института освобождения от уголовной ответственности. Законодатель счел возможным предложить преступнику компромиссное решение конфликта, если он своевременно предупредит органы власти или иным способом предотвратит акт терроризма.

Своевременным признается такое предупреждение, когда правоохранительные органы имеют реальную возможность предотвратить совершение террористических действий либо наступление общественно опасных последствий.

Причем значение будут иметь все действия, направленные на предотвращение тяжких последствий, даже если не удалось пресечь деятельность террористов, но благодаря активному содействию большая часть возможных последствий была предотвращена.

Основания освобождения от уголовной ответственности предусмотрены в примечании к ст. 205, 205.1, 206, 208 УК РФ и других.

Хотелось бы обратить внимание на то, что деятельность лиц, связанная с совершением преступлений террористической направленности неизбежно влечёт уголовную ответственность либо наступление других неблагоприятных последствий для лиц, ставших на путь терроризма.

Источник: https://procrf.ru/news/4243-ugolovnaya-otvetstvennost-za-sovershenie.html

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ — NovaUm.Ru

Преступления террористической направленности ук рф

Ключевые слова: ТЕРРОРИЗМ; ЭКСТРЕМИЗМ; ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ; TERRORISM; EXTREMISM; TERRORIST ACTIVITIES; TERRORIST ACT.

Аннотация: В настоящей статье автором была осуществлена уголовно-правовая характеристика преступлений террористической направленности. Выявленные в процессе исследования особенности данных преступлений вектор и основные направления осуществления правоохранительными органами механизма сдерживания и противодействия терроризму и проявлениям экстремистской деятельности (экстремизма), угрожающим правам и свободам, ценностям и иным законным интересам личности и общества.

Современное отечественное и международное законодательство
содержит фундаментальные нормы, которые в значительной степени обеспечивают защиту граждан от преступных проявлений террористического и экстремистского характера [8, с. 15]. Указанного мнения придерживается ряд исследователей, освещающих данную тему [12, с. 43].

Так, п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 г №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [2] к экстремистской деятельности (экстремизму) относит, в первую очередь, «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации».

Данные действия крайне тяжело представить без осуществления террористических актов.

Рассматриваемое положение означает осуществление деятельности по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение формы и способа организации государства, закрепленных в Конституции, разрушение территориальных границ Российской Федерации.

Такие действия направлены на изменение основ конституционного строя, поэтому основным объектом посягательств будут являться суверенитет страны, государственный строй и ее территориальная целостность. Общественная безопасность в данном случае, являются дополнительным объектом преступлений.

Как следствие, противодействие данным проявлениям экстремистской деятельности будет носить особый характер, отличный от способа организации противодействия преступлениям, имеющим тот же основной объект.

В то же время отметим, что преступление может совершаться с целью насильственного изменения основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, но при этом посягать на общественную безопасность и общественный порядок. Например, массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ) или террористический акт (ст. 205 УК РФ). В подобном случае интерес в аспекте правоприменения будет вызывать механизм противодействия преступлениям против общественной безопасности и общественного порядка [11, с. 316].

П. 2 ч. 1 ст. 1 Закона РФ №114-ФЗ к экстремистской деятельности относит «публичное оправдание терроризма и иную террористическую деятельность». При этом Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в ст. 3 определяет понятия «терроризм», «террористическая деятельность» следующим образом:

«терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя:а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;б) подстрекательство к террористическому акту;в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Проведенный анализ показывает, что ч. 3 ст. 3 данного Закона и ст.

205 УК РФ содержат одинаковые определения понятия «террористический акт»: «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях». Следует указать и на то, что террористический акт относится к числу так называемых конвенционных преступлений, т.е. деяний, вызывающих озабоченность всего международного сообщества. Например, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (заключена в Варшаве 16 мая 2005 г.) [5], вышеупомянутая Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена в Шанхае 15 июня 2001 г.), Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (заключен в Минске 4 июня 1999 г.) [3] и другие международные правовые акты определяют терроризм как уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения.

Согласно примечанию к ст. 205.2 УК РФ публичное оправдание терроризма выражается в публичном заявлении о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.

Отметим, что публичные заявления о допустимости террористических акций, террористических методах могут выражаться в любой форме: устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет.

Вопрос публичности призывов к осуществлению террористической деятельности или оправдания терроризма разрешается судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращений в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например на сайтах, форумах или в блогах, распространение обращений путем массовой рассылки электронных сообщений и т.п.).

В ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» [1] не допускает использование средств массовой информации для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов.

Таким образом, законодатель рассматривают террористическую деятельность как особый вид насилия или угрозу его применения, сопровождаемые выдвижением требований одним субъектам посредством психофизического воздействия на других субъектов, физического воздействия на объекты окружающей действительности. В ее основе лежит экстремистская идеология, поэтому терроризм и является крайним проявлением экстремистской деятельности.

Заключительный пункт ч. 1 ст. 1 Закона РФ № 114-ФЗ относит к экстремистской деятельности финансирование указанных выше деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Финансирование, т.е. предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, несомненно, является наиболее существенной мерой поддержки экстремистской деятельности.

Концепция общественной безопасности в РФ от 2013 года называет финансовую поддержку террористических и экстремистских организаций, действующих на территории Российской Федерации, в качестве одного из важнейших факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации [6].

Именно поэтому законодатель ввел в уголовное и административное законодательство новые нормы об ответственности именно за действия по финансированию. Так, с 2014 г. в Уголовном кодексе РФ появился новый состав преступления – финансирование экстремистской деятельности. Ст. 282.

3 УК РФ предусматривает ответственность за «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации».

Отметим, что в законодательстве вопросы, связанные с финансированием экстремистской деятельности [10, с.

46], не были детально регламентированы до разработки и принятия Федерального закона от 28 июня 2014 года № 179-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7].

Это нередко приводило к тому, что принимаемые меры по борьбе с проявлениями экстремизма зачастую оказывались малоэффективными ввиду имеющихся недостатков в законодательстве.

Объективная сторона данных преступлений выполняется путем действия. С субъективной стороны анализируемые преступления характеризуются умышленной формой вины.

В некоторых случаях для признания деяния преступлением против общественной безопасности и общественного порядка, сопряженным с экстремистской деятельностью, требуется установить цель, которую преследовал виновный.

Данное обстоятельство может стать решающим при установлении отграничения преступления от иных преступных посягательств (например, против личности, других видов безопасности).

Субъектом совершения большинства указанных преступлений является вменяемое лицо, достигшее 14 лет, т.е. в данном случае законодатель установил пониженный возраст уголовной ответственности, что подчеркивает общественно опасный характер этих деяний.

Применительно к ряду преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, сопряженным с экстремистской деятельностью, их вредоносность и необходимость эффективного противодействия им признается не только на уровне национального законодательства, но и на уровне всего мирового сообщества.

Поэтому не случайно такие, например, преступления, как террористический акт, содействие террористической деятельности, захват заложника, относятся к числу так называемых конвенционных преступлений, т.е. преступлений, необходимость борьбы с которыми закреплена в соответствующих международных документах.

Выводы:

1. Террористическая деятельность сопряжена с преступлениями против общественной безопасности и общественного порядка, характеризуются высокой степенью общественной опасности, умышленной формой вины, совершаются посредством действия, носит конвенционный характер.

2.

Специфика экстремистской деятельности (экстремизма), заключающаяся в причинении вреда неопределенно большому кругу общественных отношений, в посягательстве не на один, а на несколько объектов (общественная безопасность, общественный порядок, государственный строй, отношения по обеспечению телесной неприкосновенности человека, его здоровья, нормальной деятельности предприятий, учреждений, органов власти и управления и др.), определяет связь преступлений, непосредственно посягающих на общественную безопасность и общественный порядок, с иными проявлениями экстремистской деятельности, имеющими в качестве основного объекта посягательств другие общественные отношения и в результате этого не входящие в раздел IX УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».

3. Выявленные особенности определяют вектор и основные направления осуществления правоохранительными органами механизма сдерживания и противодействия терроризму и проявлениям экстремистской деятельности (экстремизма), угрожающим правам и свободам, ценностям и иным законным интересам личности и общества.

Список литературы

  1. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (с послед. измен. на 01.01.2017) // Российская газета. – 1992. – 8 января.
  2. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 № 114-ФЗ // Российская газета. – 2002. – 30 июля.
  3. О ратификации Договора о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом: Федеральный закон от 28 декабря 2004 года № 176-ФЗ // Российская газета. – 2004. – 30 декабря.
  4. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ (с послед. измен. на 01.01.2017) // Российская газета. – 2006. – 10 марта.
  5. О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма: Федеральный закон от 20 апреля 2006 года № 56-ФЗ // Российская газета. – 2006. – 25 апреля.
  6. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685) // Документ не опубликован. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 179-ФЗ // Российская газета. – 2014. – 3 июля.
  8. Авдеев Ю.И. Современный экстремизм: понятие, структура, связь с терроризмом / Ю.И. Авдеев // Экстремизм и другие криминальные явления. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008. – С. 11-20.
  9. Борисов С.В. О некоторых вопросах противодействия экстремистской деятельности правоохранительными органами и органами прокуратуры / С.В. Борисов, А.С. Васнецова // Труды академии управления МВД России. – М., 2013. – № 4 (28). – С. 31-35.
  10. Стрельников К.А. Организация работы органов внутренних дел по выявлению преступлений, связанных с финансированием терроризма / К.А. Стрельников // Уголовное судопроизводство. – М.: Юрист, 2009. – № 1. – С. 46-47.
  11. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / В.А. Блинников, А.В. Бриллиантов, О.А. Вагин и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. – М.: Проспект, 2015. – 1184 с.
  12. Шефрукова С.Т. Общественный и правовой порядок в истории отечественной политико-правовой мысли / С.Т. Шефрукова. – Майкоп: Изд. А.А. Григоренко, 2010. – 69 c.

Источник: https://novaum.ru/public/p1300

Некоторые проблемы квалификации преступлений террористической направленности

Преступления террористической направленности ук рф


В целях обеспечения национальной безопасности и совершенствования нормативного правового регулирования профилактики и противодействия терроризму на территории Российской Федерации приняты и действуют следующие нормативные правовые акты:

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3–ФКЗ «О чрезвычайном положении»;

Федеральный закон от 03 апреля 1995 г. № 40–ФЗ «О Федеральной службе безопасности»;

Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57–ФЗ «О государственной охране»; Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63–ФЗ;

Федеральный закон от 06 марта 2006 г. № 35–ФЗ «О противодействии терроризму»;

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390–ФЗ «О безопасности».

К ним также можно отнести: Концепцию противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года; Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683.

Среди международных актов, направленных на борьбу с терроризмом можно выделить: Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма (г. Нью-Йорк, 09 декабря 1999 г.), Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма (Варшава, 16 мая 2005 г.) и Конвенцию Шанхайской организации сотрудничества против терроризма (Екатеринбург, 16 июня 2009 г.).

Статья 3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35–ФЗ «О противодействии терроризму» определяет явления «терроризм» и «террористическая деятельность» следующим образом:

«… 1) терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

2) террористическая деятельность — деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

3) террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

На сегодняшний день не только в российском законодательстве, но и в международных правовых актах нет единого понятия такого явления, как «терроризм». Данное положение обуславливается сложностью и многоаспектностью явления.

При этом Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», утративший силу в связи с принятием Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ, содержал понятие «преступлений террористического характера» с приведением перечня преступлений террористического характера, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 20 апреля 2006 г. № 56-ФЗ ратифицирована Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 года, направленная на совершенствование международного сотрудничества в борьбе с терроризмом.

Конвенция содержит три основных состава преступлений, отнесённых к преступлениям террористического характера:

«Публичное подстрекательство к совершению террористического преступления» (ст. 5);

«Вербовка террористов» (ст. 6);

«Подготовка террористов» (ст.7).

В Уголовном кодексе Российской Федерации закреплены следующие составы преступлений, в диспозициях которых содержатся признаки, указывающие на их отношение к преступлениям террористического характера:

– статья 205. Террористический акт;

– статья 205.1. Содействие террористической деятельности;

– статья 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма;

– статья 205.3. Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности;

– статья 205.4. Организация террористического сообщества и участие в нем;

– статья 205.5. Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации;

– статья 361. Акт международного терроризма.

Статья 205.1. УК РФ занимает ведущее положение в криминализации преступлений террористической направленности, диспозиция которой содержит перечень составов преступлений (ст. ст. 205, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ).

При этом перечень преступлений, закрепленный в примечании 1 к ст. 205.1 УК РФ отличается от перечня преступлений, содержащихся в ч. 1 ст. 205.1 УК РФ. М. В.

Омигов отметил, что двойственный подход законодателя к определению круга преступлений в рассматриваемой области только вводит в заблуждение правоприменителя [1, 100].

Федеральный закон № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» не содержит определения понятия «преступление террористического характера», не содержится в нем и критериев отнесения того или иного преступления к числу террористически, при этом ст.

24 закрепляет перечень преступлений, при подготовке и совершении которых организация признается террористической «…Организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность — запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205–206, 208, 211, 220, 221, 277–280, 282.1–282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей».

Для правильной квалификации преступлений необходимо правильно истолковать характеризующие его признаки. В этой связи принято постановление Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам о преступлениях террористической направленности.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.

2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» определено, что в целях уголовно-правового обеспечения противодействия терроризму и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 227, 277, 278, 279, 360.

Перечень № 22 Указания Генпрокуратуры России № 65/11, МВД России № 1 от 01.02.2016 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» содержит следующий перечень преступлений террористического характера:
  1. Преступления, относящиеся к перечню без дополнительных условий:

ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208, ч. 4 ст. 211, ст. 277, 360.

1.1. Преступления, отнесение которых к перечню зависит от даты возбуждения уголовного дела:

Источник: https://moluch.ru/archive/127/35032/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.