Преступления в финансовой сфере

Содержание

Общая характеристика финансовых преступлений

Преступления в финансовой сфере

Финансовые преступления

Вопросы

1. Общая характеристика финансовых преступлений.

2. Основные положения методики расследования финансовых преступлений.

Литература:

  • Волженкин Б. В. Экономические преступления./ Волженкин Б. В. -М.:Юридический центр пресс: СПб., 1999.-312с.
  • Трунцевский Ю. В. Экономические и финансовые преступления: учеб. пособие/ Ю. В. Трунцевский, О. Ш. Петросян.-М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 288 с.
  • В.М.ЮРИН РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общая характеристика финансовых преступлений

Финансовые преступления – общественно – опасное деяние, посягающее на финансово – экономические отношения, урегулированные нормами финансового (в т.ч. налогового, валютного) права, по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых) ресурсов государства, ОМС, иных хозяйствующих субъектов.

Финансы: 1) денежные средства, 2) финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, 3) экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хоз. субъектами, движением ден. средств, ден. обращением, использованием денег.

Объект преступления в сфере финансов – правопорядок как определенная система общ. отношений, введенных в рамки порядка, предусмотренного нормами регулятивного (финансового) права.

2 группы фин. преступлений: 1) преступления, посягающие на гос. и мун. фин. системы (финансы – воспроизводство, обращение и перемещение (вывоз) капитала);

2) преступления, посягающие на финансы иных хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций).

По материальному содержанию ФП: – бюджетные,

– налоговые,

– в сфере страхования;

– в сфере кредита (государственного и банковского) и расчетов; – связанные с валютными отношениями.

От сферы посягательств:

– кредитно – денежные отношения (денежно – кредитная и валютная системы), влияющие на развитие экономики, – денежные отношения (эмиссионная политика ЦБ РФ), валютные отношения;

– кредитно – банковская система – кредитные отношения (в том числе по поводу обеспечения эффективности гос. кредитования), банковская система в ее влиянии на финансово – денежную систему;

– гос. финансы – бюджетно – налоговая система (управление доходами и расходами бюджетной системы и внебюджетных фондов; фин. контроль);

– рынок ценных бумаг – отношения по поводу организации и функционирования фондового рынка (гос. регулирование фондового рынка, управление эмиссией и перераспределением ценных бумаг),

– страхование и оценочная деятельность – система соц. страхования и рынка страховых услуг, в частности обеспечение фин. устойчивости страховых организаций; оценочная деятельность (в т.ч. регламентация, стандартизация и контроль оценочной деятельности в РФ).

В фин. правоотношениях субъекты– государство, хоз.субъекты и граждане.

В зависимости от нарушенных субъектных прав участников фин. отношений:

– преступления, посягающие на права кредиторов, гарантов;

– преступления, посягающие на права инвесторов (вкладчиков, акционеров, пайщиков);

– преступления, посягающие на интересы государства (бюджетные, налоговые и таможенные преступления).

Виды ФП: 1) преступления, посягающие на гос. финансы и фин. контроль:

– налоговые преступления (ст. 198 – 199.2),

– таможенные платежи – уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194);

– бюджетная система – нецелевое расходование бюджетных средств и средств гос. внебюджетных фондов, нецелевое расходование гос. Целевого кредита (ст. 285-1, 285-2, ч.2 ст.176);

– расходование бюджетных средств (ст. 159 и 160),

– финансовый (налоговый) контроль (ст. 171-1, 287, ч.3 ст.325, 327-1).

2) преступления, посягающие на банковскую систему (172, 174, 174-1, 191).

3) преступления, посягающие на безопасность финансовой (банковской, налоговой) системы, добросовестную конкуренцию в данной сфере (ст.183).

4) преступления, посягающие на денежное обращение:

– безналичные расчеты (ст. 187),

– денежное обращение и рынок ценных бумаг (ст.186),

– таможенно – валютный контроль (ст. 181, 188, 191, 192, 193),

– порядок государственного регулирования фондового рынка, управление эмиссией и перераспределением ценных бумаг (ст. 185, 185-1).

5) преступления, посягающие на кредитную систему (ст. 176 и 177).

6) преступления, посягающие на банковскую, налоговую и кредитную системы (ст.173).

7) преступления, посягающие на налоговую и кредитную системы ( ст.195).

8) фин. мошенничество в сфере: – страхования, – рынка ценных бумаг, фондового рынка; – денежного обращения; – банков; – кредита, в т.ч. гос. кредита (субсидии); – налогообложения.

Финансовый механизм, необходимый для реализации преступного замысла:

– выявление пробелов в действующем нормативном регулировании и механизме реализации конкретной финансовой операции, позволяющих, легализовать важнейшие элементы криминальной финансовой операции или придать им видимость легальности;

– сбор образцов бланков, печатей подписей или изготовление необходимых документов, отражающих аналогичные легальные финансовые операции;

-определение наиболее рациональной последовательности предстоящего документооборота;

– подбор или создание конкретных финансовых учреждений и юридических лиц, обеспечивающих движение финансовых ресурсов;

– изготовление или получение документов, отражающих будущую финансовую операцию;

– подбор или наем исполнителей отдельных операций, приобретение технических, в том числе компьютерных и коммуникационных средств и др.

Для финансовых преступлений характерно, что их фактическое совершение осуществляется в весьма короткие сроки, организаторы преступления, поставив перед собой конкретные цели, прекращают преступные действия немедленно по их достижении.

После совершения преступления осуществляются активные действия по его сокрытию, часто связанные с ликвидацией предприятий и финансовых учреждений, их фиктивным или преднамеренном банкротством, уничтожением документов, искажением бухгалтерской, статистической и иной отчетности, переводом на другие должности или увольнением лиц, которым было что-либо известно о ходе финансовой операции.

Обстановка, складывающаяся или создаваемая преступниками для возможности совершения указанных преступлений, прежде всего, формируется под влиянием различного рода нестыковок, противоречивых, неразвитых положений, имеющихся в законодательстве, регулирующем финансовую сферу; непродуманностью отдельных решений и механизма их реализации в действиях соответствующих должностных лиц и др.

Корыстным преступлениям, связанным с использованием разных финансовых информационных систем, чаще всего способствует обстановка слабого контроля за порядком работы в той или иной информационной системе, недостаточная защищенность таких информационных систем от неправомерного доступа. Например, недостаточная защита от мошеннических действий банковских платежных документов, недостаточно высокое качество их изготовления и порядка сохранности и др.

Благоприятная обстановка для мошеннического использования пластиковых платежно-расчетных карточек возникает в связи с отсутствием надежной электронной или телефонной связи с учитывающими платежи центрами, несвоевременным получением принимающими платежи организациями «стоп-листа», при невнимательности лиц, принимающих платежи по таким карточкам.

Корыстным преступлениям, связанным с использованием финансовых информационных систем, построенных на базе ЭВМ, их сетей и систем, способствует чаще всего обстановка слабого контроля за порядком работы в информационной системе, недостаточная ее защищенность от неправомерного доступа.

Обстановке, в которой осуществляется неправомерное кредитование и последующее уклонение от возврата полученных денежных средств, свойственно недостаточно тщательное изучение кредиторами данных о заемщике, отсутствие детальной проверки его финансового состояния и хозяйственной деятельности, обеспечивающих возвратность полученного кредита, а также контроля над деятельностью заемщика после получения кредита.

Близка к вышеизложенному и ситуация осуществления незаконного предпринимательства и банковской деятельности.

Если такого рода преступления совершаются ОПГ, то к числу элементов обстановки их совершения целесообразно отнести данные о специфике того региона, в котором действует ОПГ.

Указанные особенности влияют на выбор базового вида финансовых преступлений, на совершение которых нацеливается ОПГ, и наиболее доступные и эффективные способы их совершения.

Например, в крупных городах с большим числом банков и их отделений чаще всего преступления совершаются с использованием ценных бумаг и с помощью информационных технологий, т. е.

наиболее притягательными для ОПГ являются банки, обладающие большими денежными средствами и огромным числом вкладчиков. В более мелких промышленных городах финансовые преступления чаще связаны с незаконным предпринимательством и незаконной банковской деятельностью. В таких городах легче действовать фирмам и банкам без лицензии.

Для ОПГ, совершающих финансовые преступления, характерна:

– небольшая численность (в пределах от двух-трех до десяти человек),

– сравнительно простая организационная структура с достаточно высоким общепрофессиональным и преступным уровнем членов ее руководящего и даже исполнительского звена.

Указанные группы обычно создаются ситуативно-договорным способом и на сравнительно короткие сроки, по сравнению с ОПГ, создаваемыми для осуществления длительного преступного бизнеса. Отсюда и слабость коррумпированных связей анализируемых групп.

Лидеры таких преступных групп характеризуются большей степенью активности при совершении преступлений и руководстве усилиями ее членов. Наиболее слабые их звенья — лица, осуществляющие технические функции.

В целом жетипологические черты всех субъектов данных преступлений во многом сходны. У большинства из них доминируют установки к стяжательству, страсть к наживе, стремление быстрого накопления богатства любым путем.

У организаторов таких преступлений и лиц их совершающих сравнительно высокий уровень образования. Каждые двое из трех правонарушителей имеют не только среднее, но и среднее специальное и высшее образование.

Большинство из них непосредственно участвуют в финансово-коммерческой деятельности на разном функциональном уровне (руководители и другие организаторы коммерческих структур, банков и др.).

Среди них всегда имеются лица, владеющие информацией о деятельности кредитно- финансовых структур, знающие изъяны в их деятельности. По половому составу преобладают мужчины, хотя число женщин — правонарушителей по этим делам — значительно выше, чем по другим. Основную возрастную группу составляют лица от 25 лет и старше (75%).

Обстоятельства, подлежащие установлению в процессе расследования финансовых преступлений, независимо от их вида во многом определяются на основе их криминалистической характеристики и с учетом предмета доказывания. Они по своему содержанию и делению на группы сходны с перечнем обстоятельств, подлежащих выяснению при расследовании преступлений против собственности путем присвоения, растраты, мошенничества и вымогательства.

Источник: https://poisk-ru.ru/s51897t1.html

Классификация финансовых преступлений

Преступления в финансовой сфере

Как уже отмечалось выше, финансовые преступления можно определить как предусмотренные уголовным законом общественно опасные, корыстные деяния, которые угрожают национальной безопасности государства и посягают на экономическую систему страны, а также права, свободы и законные интересы участников финансовых отношений, и причиняют тем самым материальный и моральный ущерб. Опираясь на данное определение, учитывая многочисленность и разнообразие финансовых преступлений, для проведения их всестороннего анализа, необходимо классифицировать их по следующим основаниям:

1. В зависимости от объекта посягательств можно выделить две группы финансовых преступлений:

· преступления, посягающие на государственную и муниципальную финансовые системы;

· преступления, посягающие на финансы иных хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций).

2. По материальному содержанию финансовые преступления бывают:

· бюджетные;

· налоговые;

· в области страхования;

· в сфере кредита (государственного и банковского) и расчетов;

· связанные с валютными отношениями.

3. В зависимости от сферы посягательств различают преступления в следующих сферах:

· кредитно-денежные отношения (денежно-кредитная и валютная системы), влияющие на развитие экономики, – денежные отношения, валютные отношения;

· кредитно-банковская система – кредитные отношения, банковская система в ее влиянии на финансово-денежную систему;

· государственные финансы – бюджетно-налоговая система страны (управление доходами и расходами бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансовый контроль);

· рынок ценных бумаг – отношения по поводу организации и функционирования фондового рынка;

· страхование и оценочная деятельность – система социального страхования и рынка страховых услуг, в частности обеспечение финансовой устойчивости страховых организаций, оценочная деятельность.

4. В зависимости от вида финансовых (расчетных) операций, используемых при совершении преступления, различают:

· преступления в сфере кредитных операций;

· преступления в сфере расчетных операций;

· преступления в сфере валютных операций;

· преступления в сфере фондовых операций;

· преступления в сфере учетных операций;

5. В зависимости от нарушенных субъектных прав участников финансовых отношений различают:

· преступления, посягающие на права кредиторов, гарантов;

· преступления, посягающие на права инвесторов (вкладчиков, акционеров, пайщиков);

· преступления, посягающие на интересы государства (бюджетные, налоговые и таможенные преступления).

6. В зависимости от субъекта различают:

· преступления плательщиков обязательных платежей (налогов, сборов, пошлин, взносов);

· преступления менеджеров предприятий, учреждений;

· преступления наемных работников коммерческих и некоммерческих предприятий;

· преступления государственных служащих;

· преступления лиц, являющихся сторонами в обязательственных отношениях (должников, страхователей, страховщиков, эмитентов, клиентов и др.)

· преступления иных лиц под прикрытием финансовых отношений или профессиональной деятельности.[11]

7. С учетом использованиями субъектами экономических отношений при совершении преступлений финансовых механизмов и в соответствии со статьями Уголовного Кодекса РФ выделяют:

7.1 Преступления, посягающие на государственные финансы и финансовый контроль:

· налоговая система (198-1992);

· таможенные платежи – уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194);

· бюджетная система – нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, нецелевое расходование государственного целевого кредита (ст.2851, 2852, ч.2 ст. 176)

· расходование бюджетных средств (ст. 159, 160)

· финансовый (налоговый) контроль (ст. 1711, 287, ч.3 ст. 325, 3271)

7.2 Преступления, посягающие на банковскую систему (172, 174, 1741, 191).

7.3 Преступления, посягающие на безопасность финансовой (банковской, налоговой) системы, добросовестную конкуренцию в данной сфере (ст.183).

7.4 Преступления, посягающие на денежное обращение:

· безналичные расчеты (ст.187);

· денежное обращение и рынок ценных бумаг (ст. 186);

· таможенно-валютный контроль (ст. 181, 188, 191, 192, 193);

· порядок государственного регулирования фондового рынка, управление эмиссией и перераспределением ценных бумаг (ст. 185, 1851);

7.5 Преступления, посягающие на кредитную систему (ст. 176, 177).

7.6 Преступления, посягающие на налоговую и кредитную системы (ст. 195).

7.7 Финансовое мошенничество в сфере:

· страхования;

· рынка ценных бумаг, фондового рынка;

· денежного обращения;

· банков;

· кредита, в т.ч. государственного кредитования (субсидии);

· налогообложения.[12] Следует отметить еще одну классификацию финансовых преступлений, которую выделяет Волженкин Б.В.:

1. Преступления, нарушающие общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности:

· незаконная банковская деятельность (ст.172);

· легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174);

· легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 1741).

2. Преступления против интересов кредиторов:

· незаконное получение кредита (ст. 176);

· злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177);

· неправомерные действия при банкротстве (ст. 195).

3. Преступления, связаннее с проявлением монополизма и недобросовествной конкуренции:

· незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183).

4. Преступления, нарушающие установленный порядок обращения денег и ценных бумаг:

· злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185);

· злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст. 1851);

· нарушение порядка учета прав на ценные бумаги (ст. 1852);

· манипулирование ценами на рынке ценных бумаг (ст. 1853);

· воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг (ст. 1854);

· изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186);

· изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187).

5. Преступления против установленного порядка внешнеэкономической деятельности (таможенные преступления):

· контрабанда (ст. 188);

· уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194).

6. Преступления против установленного порядка обращения валютных ценностей (валютные преступления):

· незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191);

· нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192);

· невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193).

7. Преступления против установленного порядка уплаты налоговых и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (налоговые преступления):

· уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198);

· уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199);

· неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 1991);

· сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1992).[13]

Финансовые преступления крайне многообразны и сложны. В зависимости от обстоятельств, криминалистическое значение могут иметь различные факторы и целесообразны различные варианты классификации.

Значительное влияние на экономическую безопасность страны и высокий уровень общественной опасности финансовых преступлений подтверждают статистические данные правоохранительных органов.

Так, по данным Министерства внутренних дел РФ, только в кредитно-финансовой сфере за 9 месяцев 2009 года было выявлено 90144 преступления, в 2008 году – 98943 преступления, в 2007 году – 101577 преступлений.[14]

В настоящее время особую угрозу для экономической безопасности страны приобрели такие виды финансовых преступлений как налоговые, таможенные преступления, а также легализация преступных доходов.

Для оценки причин негативных тенденций, которые влекут за собой данные деяния, опасности данных противоправных явлений необходимо в полной мере рассмотреть и раскрыть их сущность, способы и основные схемы их совершения и те последствия, которые они несут.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/23988.html

Виды финансовых преступлений. Финансово-кредитные преступления

Преступления в финансовой сфере

Финансовая преступность представляет собой определенное количество преследуемых уголовной ответственностью правонарушений, которые непосредственно связаны с посягательством на взаимосвязи, установленные между объектами финансовой деятельности и предусматривающие формирование, распределение, перераспределение и использование фондов финансовых ресурсов и денежных средств. На сегодняшний день в сфере экономической деятельности, бизнеса и предпринимательства насчитывается достаточно большое количество разновидностей преступных деяний, отличаемых по степени наносимого ущерба, направленности правонарушений, функциональной категории и многим другим весомым признакам. Поэтому их классификация и ответственность за финансовые преступления в РФ имеет достаточно широкую и развернутую структуру.

Признак формы собственности

Если говорить об уровне финансовых отношений, которые являются объектом посягательства, то можно разделить финансовые преступления на виды:

  • Правонарушения, касаемые государственных учреждений, организаций, бюджетных средств. Здесь подразумевается, что возможные инциденты, связанные с хищением, кражей, махинациями производятся правонарушителями, которые осуществляют свою трудовую деятельность (или косвенно относятся к государственной системе) и злоупотребляют служебным положениям, находясь на государственной службе.
  • Правонарушения, осуществляемые на коммерческих предприятиях. Здесь за основу берется факт посягательства на имущество внебюджетной сферы деятельности, то есть мелких и средних предпринимателей, а также крупного корпоративного или холдингового бизнеса.

И если на уровне государства правоохранительные органы в лице ревизоров и контролеров с плановыми проверками ведут систематическое регулирование происходящих в бюджетных организациях процессов, то коммерческие предприятия чаще прибегают к услугам независимых аудиторов или ведут внутренний контроль, хотя он и не всегда так эффективен, как проверка извне.

Признак сферы распространения правонарушений

Согласно Федеральному Уголовному кодексу (УК), финансовые преступления в России преследуются уголовной ответственностью и караются как штрафами и исправительными работами, так и лишением свободы – здесь все зависит от тяжести совершенного преступления. За каждый конкретный инцидент преступного характера ответственные лица встают перед лицом закона в суде. Вот какого характера посягательства бывают, если исходить из сферы их распространения:

  • Правонарушения в части налогообложения.
  • Правонарушения на рынке ценных бумаг.
  • Посягательства в страховом бизнесе.
  • Посягательства на валютном рынке.
  • Межбанковские махинации с денежными средствами.
  • Аферы в части кредитных взаимоотношений.
  • Преступления в сфере реализации товаров и услуг.

Так, исходя из локации конкретных преступных деяний, можно разграничить их на кредитные, расчетные, валютные, фондовые, бухгалтерские манипуляции преступного характера.

Субъектный признак

Еще одним критерием разграничения финансовых преступлений по видам считается конкретное лицо, в сторону которого осуществляется определенное правонарушение.

Уже было сказано, что в зависимости от форм собственности подобного рода злодеяния совершаются на государственных или частных предприятиях.

Но помимо прочего, финансовые посягательства разграничиваются, исходя из конкретных лиц, на имущество которых претендуют злоумышленники. Что это за лица? Ниже приводится перечень:

  • Кредиторы и гаранты – нередко юридические (реже физические) лица выступают в роли заемщиков средств партнерам, сторонам, коллегам по бизнесу, в результате чего попадают под влияние недобросовестных предпринимателей или аферистов.
  • Вкладчики, акционеры, пайщики – случаи «разводов», как говорят в простонародье, сегодня также считаются достаточно частым явлением. Мелких, средних и даже крупных предпринимателей привлекают к «масштабному проекту», который сулит серьезную прибыль, и обещают немалый процент взамен на хорошие инвестиции. В результате дело либо прогорает, либо так и не начинает свое функционирование, а вложения не возвращаются.
  • Налоговая и таможня – два самых масштабных направления, в сторону которых осуществляются посягательства. Часто ли приходится таможенникам или налоговикам встречаться с нелегальным распространением товаров или уклонением предпринимателей от уплаты положенных отчислений? Ежедневно.

Расследование финансовых преступлений (и международных, и государственных, и осуществляемых на местном уровне) регламентируется УК РФ и принимает на сегодняшний день довольно серьезные масштабы. Существует целая система органов защиты прав предпринимателей, как крупных бизнесменов, так и мелких частников, способствующая предотвращению и раскрытию подобного рода правонарушений.

И каждое отдельное направление производимых манипуляций со стороны злоумышленников карается отдельными структурами: уклоняющихся от уплаты налогов – налоговой инспекцией, бюджетных аферистов – государственными контрольно-ревизионными органами и т. д.

При этом, исходя из признака принадлежности посягающего лица к объекту хищения, кражи, утаивания, преступления подразделяются на:

  • посягательства плательщиков налогов, пошлин, сборов, взносов;
  • посягательства менеджеров компаний и учреждений;
  • посягательства наемников в коммерческих или некоммерческих предприятиях;
  • преступная деятельность госслужащих;
  • преступная деятельность лиц, которые являются сторонами обязательственных отношений (должниками, страхователями, страховщиками, эмитентами, клиентами и т. д.);
  • преступления прочих лиц, пребывающих под прикрытием финансовых взаимоотношений и профдеятельности.

Так, финансовая преступность крайне многогранна и сложна по своей структуре. Поэтому, ввиду различных обстоятельств, криминалистическую важность и значение могут нести разные факторы и целесообразные признаки классификации.

Посягательства на бюджет государства

Что можно отнести к неправомерным финансовым манипуляциям, осуществляемым в сторону государственного объекта? Это могут быть следующие правонарушения:

  • махинации с налоговой системой;
  • уклонение от оплаты таможенных взносов;
  • уклонение от обязательных целевых государственных платежей;
  • нецелевое применение средств бюджета;
  • мошенничество с субсидиями, дотациями, гуманитарными отчислениями;
  • незаконное оформление кредитов;
  • фальшивомонетничество;
  • незаконный вывоз капитала;
  • невозвращение валютных средств в случае, когда фактический возврат финансов считается обязательным;
  • легализация полученных незаконным путем доходов.

Правонарушения в части налогов

Пожалуй, это один из крупнейших сегментов всей финансовой преступности, которая имеет место сегодня в мире предпринимательства и экономической деятельности.

К подобного плана проступкам и правонарушениям можно отнести махинации при уплате разных налоговых платежей, а также таможенные аферы.

В каждой стране с развитой рыночной экономикой круг преступных посягательств, связанных с налогообложением, отличается некоторыми особенностями и нюансами.

В РФ к таким преступлениям относят:

  • уклонение от внесения в госбюджет налоговых платежей;
  • непредоставление информации о доходах в органы налоговой инспекции;
  • искажение бухгалтерских данных, подаваемых в отчетном периоде в налоговую службу;
  • получение от государства налоговых поощрений, льгот и прочих выплат дотационного характера мошенническим путем.

Для более глубокого пояснения перечисленных факторов необходимо рассмотреть более детально каждый из них.

Уклонение от уплаты налогов

На данном этапе развития предпринимательской индустрии неуплата регулярных платежей, касаемых налоговой системы, выступает основной разновидностью налоговых правонарушений. И эта разновидность представлена несколькими основными формами.

Сюда относится умышленное избежание подачи в соответствующие инстанции сведений о доходности компании, сокрытие уровня реального дохода посредством внесения небольших корректировок, искажающих данные в документах, а также использование поддельных документов.

Непредоставление информации о доходах

Эта категория правонарушений относится уже к уголовным преступлениям. За совершение таких проступков судом может быть в конечном итоге назначен штраф, краткосрочное лишение свободы или другое наказание на усмотрение судьи.

Если говорить о формах этой разновидности преступлений, то она представлена действиями, выражающимися в намеренном изменении сведений в документации путем ярко выраженного мошенничества, обмана, подделки.

Это, разумеется, считается более серьезным проступком, нежели простое уклонение от уплаты налогов.

В разных странах правоохранительные органы по-разному реагируют на подобные злодеяния. В некоторых системах права уголовная ответственность вступает в силу и для физлиц, и для юрлиц. А где-то уголовная ответственность последних не допускается, но предусматривается административная.

Искажение бухгалтерских данных

Сообщая органам финансового контроля искаженные, неверные или неполные сведения, которые являются существенными для налогообложения, или вообще допуская несообщение подобного плана данных, предприниматель рискует быть пойманным за преступную финансовую деятельность, предполагающую злостное уклонение от буквы закона. В основном зачастую подобные действия расцениваются контрольно-ревизионными службами как возмутительное и беспринципное правонарушение, за которое, соответственно, виновное лицо должно понести последующее наказание в виде мер, предусмотренных законодательством в зависимости от каждого конкретного случая.

Мошенничество в части льгот, субсидий, дотаций

Помощь государства в развитии малого и среднего бизнеса рассчитана на то, что современный предприниматель, который не имеет крупного капитала для дальнейшего продвижения своего нужного и важного для общества продукта, будет использовать финансовую помощь из бюджета исключительно по целевому ее назначению.

И в случаях, когда открывается злостное нарушение этого самого назначения, государство может привлечь ответчика к уголовной ответственности. Субъекты, действующие в своих собственных интересах и растрачивающие имущество государства не на заданные нужды, а на свои личные, считаются финансовыми преступниками.

Личная заинтересованность должностного лица

То же самое касается тех представителей органов, которые способствуют экономическим махинациям или же, узнав о таковых, предпочли сокрыть факт их обнаружения ввиду выплаченной предпринимателем взятки.

Коррумпированность современного общества обличает подобные ситуации сплошь и везде, этот момент не является ни для кого новостью.

И, естественно, подобные движения со стороны должностных лиц также преследуются уголовной ответственностью, равно как и несбор информации, неправильный расчет, невнесение суммы налогов должностными лицами, нарушение ими налоговой тайны – и так вплоть до шантажа и вымогательства.

Преступления в части финансово-кредитной системы

Экономические финансовые преступления, кредитно-валютные махинации и прочие правонарушения в этом ключе так же, как и проступки в части налогообложения, фальшивомонетничества и хищения бюджетных средств, преследуются законом.

Сюда относят злодеяния, которые связаны непосредственно с посягательством на различного рода институты финансово-кредитной системы – это и банки, и страховые организации, и те вопросы, которые затрагивают интересы вкладчиков, пайщиков, инвесторов, акционеров, кредиторов.

Совершаются подобного плана правонарушения путем применения инструментов финрынка для нанесения материального ущерба самим участникам рынка и их интересам.

Стоит отметить, что широко распространены сегодня в этом направлении финансово-кредитные преступления и махинации, осуществляемые путем компьютерного вторжения в программное обеспечение кредитных организаций, посредством Интернет-сети и по части мобильной телефонной связи.

Источник: https://FB.ru/article/469768/vidyi-finansovyih-prestupleniy-finansovo-kreditnyie-prestupleniya

Финансовые преступления

Преступления в финансовой сфере

Чтобы компания не пострадала в результате преступных действий сотрудников и контрагентов, изучите классификацию преступлений и внедрите в корпоративный регламент проверку сотрудников и контрагентов. Как это сделать, расскажем в статье.

Классификация финансовых преступлений

Финансовые преступления совершаются с умыслом завладеть деньгами, ценными бумагами, товарно-материальными ценностями компании. Субъекты правонарушений — работники и контрагенты.

Расследование финансовых преступлений — задача отдела борьбы с экономическими преступлениями (ОБЭП). Сотрудники отдела уполномочены изымать документацию, фиксирование нарушений, осматривать имущество и служебных помещений.

Отдел по борьбе с финансовыми преступлениями приходит в организацию без предупреждения. Иногда сотрудники притворяются покупателями, потом предъявляют удостоверение. Если компания соблюдает законодательство, бояться ей нечего.

ОБЭП приходят с проверками на основании жалоб или звонков потребителей. Иногда конкуренты сознательно имитируют звонок, чтобы создать проблемы. В любом случае не препятствуйте проверке, чтобы не усугубить ситуацию. Проверить соблюдение действующих норм законодательства — цель ОБЭП.

Уголовный кодекс РФ (далее УК РФ) регулирует и классифицирует преступления в финансовой сфере. Выделяет 3 вида деяний:• Против собственности (кража, разбой, грабеж, хищение, мошенничество и другие).• Против интересов службы в коммерческих (иных) организациях.

• В экономической деятельности.

Рассмотрим подробнее экономические преступления и преступления против интересов службы в коммерческих (иных) организациях, предусмотренные в УК РФ.

Преступления против интересов в коммерческих (иных) организациях

Глава 23 УК РФ относит к таким преступлениям злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп.

Уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями возникает у руководителя компании или сотрудника с соответствующими полномочиями (зам.директора, директор филиала, коммерческий директор). Рассмотрим примеры злоупотребления полномочий.

Пример 1. Генеральный директор подписал акт выполненных работ с контрагентом. При этом работы не были (не будут) выполнены или сделаны некачественно. Подписанный акт основание для оплаты.

В результате предприятие не получило услугу и лишалось денег. Следовательно, расходы компании увеличатся на поиск нового специалиста, а доходы уменьшатся.

В результате упущенная выгода или недополучение прибыли.

Пример 2. Генеральный директор заключил сделку от лица компании на заранее невыгодных для нее условиях. Следовательно, компания получает убытки.

Пример 3. Начальник отдела IT подает счет на оплату компьютерных деталей по завышенной стоимости своим родственником. Реальная стоимость деталей в 2 раза меньше. Компания недополучает прибыль, а сотрудник улучшает свое материальное положение.

Следует отличать злоупотребление полномочиями от хищения. Мошенничество, растраты, присвоение имущества — формы хищения.

Статья 204 УК РФ регулирует понятие и наказание за коммерческий подкуп. Коммерческий подкуп — это преступление экономического характера, имеющее схожие черты со взяткой. Юридическая терминология утверждает, что взятка является должностным преступлением, а подкуп — коммерческим

Основные отличия подкупа от взятки представлены в таблице ниже.

КритерийВзяткаПодкуп
Время совершения преступленияДо и после выполнения условий.По предварительной договоренности до совершения деяния.
Субъект преступленияДолжностные лица.Лица, выполняющие управленческие функции в организации.
Объект преступленияГосударственные организацииОрганизации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Рассмотрим пример подкупа:

Медицинские представители предлагают врачам частных клиник путевки или скидки на продукции. Для получения бонуса доктору нужно назначить препарат, рекомендуемый медицинскими представителями Таким образом, врач заинтересован назначать пациентам лекарства, за которые он получит вознаграждение. А мог бы выписать дешевые аналоги.

Важная составляющая преступления — поощрения в виде денег (акций), ценных вещей на действия или бездействия управляющего компанией.

Экономические финансовые преступления

Экономические финансовые преступления совершаются в разных отраслях хозяйства. Глава 22 УК РФ насчитывает 55 потенциальных разновидностей преступлений.

Экономические преступления в финансовой сфере делятся по таким критериям:• Налогообложение — уклонение или неуплата налогов.

• Служебные преступления — присвоение основных средств, предоставлением фиктивных справок о доходах, недостачи.

• Финансово-кредитная сфера. Финансово-кредитные преступления связаны с получением или пролонгацией кредита незаконными способами. Например, предоставление банку фальсифицированные данные о несуществующем имуществе под залог.• Внешнеэкономическая деятельность — контрабанда, неуплата таможенной пошлины.

• Банкротство — фиктивное или умышленное банкротство предприятия.

• Ведение бизнеса — фиктивное предпринимательство, отмывание денег.• Честная конкуренция —  монополизм, ложная реклама, использование товарного знака.

• Обращение денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов — изготовление фальшивых купюр или монет, подделка ценных бумаг.

При совершении экономических преступлений затрагиваются интересы государства, потребителей, продавцов (производителей). Далее разберемся, как можно избежать сотрудничества с недобросовестными сотрудниками или организациями.

Как избежать финансовых преступлений

Авторы монографий и диссертаций советуют внедрять на предприятиях должность внутреннего контролера, но упускают следующие нюансы: сотрудник может вступить в сговор и участвовать в преступлениях; запрплата сотрудника может быть выше, чем возможные штрафы.

Можно воспользоваться аудиторской проверкой. Но это дорого. В Москве такая проверка может стоить от 50 до 150 тыс. рублей.  Чтобы не платить лишнего и в то же время снизить риски финансовых преступлений, рекомендуем услуги сервиса unirate24. Рассмотрим возможности сервиса подробнее.

Проверка сотрудника

Чтобы избежать преступлений со стороны сотрудников, проверьте кредитный отчет и кредитный рейтинг сотрудника.

Кредитный отчет создается на основании кредитной истории сотрудника. Он показывает наличие или отсутствие долгов перед банком и состояние платежной дисциплины.

Обратите внимание  на такие факторы в отчете:

  • несовпадение в анкете данных с информацией титульной части отчета,
  • просроченная задолженность,
  • высокая долговая нагрузка.

Кредитный рейтинг — краткий отчет о кредитной истории работника. Этот документ содержит информацию о просрочках в закрытых и открытых кредитах, сумме задолженности,  сроках погашения кредитов.

Отрицательными факторами считаются:

  • Текущая просрочка более месяца.
  • Историческая просрочка более 3 месяцев.
  • Более 5 кредитов
  • Более 5 обращений за последний месяц за кредитами.

Таким образом, кредитный рейтинг и отчет показывают материальное положение сотрудника. На основании этих факторов руководитель оценивает риски внутри компании.

Проверка контрагентов

Перед заключением договора об отсрочке товара, платежах или оказании услуг с новым контрагентом (индивидуальный предприниматель, юридическое лица) эффективна проверка информации с помощью выписки ЕГРЮЛ, ЕГРИП, бизнес справки СПАРК.

ЕГРЮЛ расшифровывается как единый государственный реестр юридических лиц. В документе указаны размер учредительного вклада, полное наименование юр.лица, ИНН налогоплательщика и другая информация. На основании полученных данных видно компанию-«однодневку». Руководитель принимает решение о работе с таким контрагентом с учетом рисков. Форма ЕГРЮЛ состоит из 4 страниц.

ЕГРИП — единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В документе указаны гражданство, виды деятельности, идентификация контрагента. Аналогично предыдущему способу проверяют индивидуальных предпринимателей, отсеивая подозрительных.

Бизнес справка Спарк представляет собой консолидированный отчет на основе информации из ЕГРЮЛ, Федеральной налоговой службы, Росстата и других источников. Этот отчет содержит информацию о потенциальном банкротстве и арбитражных делах контрагента, а также данные о руководителе и владельцах компании.

Таким образом, финансовые преступления в экономике — результат  спланированных действий контрагентов и работников в сговоре или по личной инициативе. Сопоставляйте возможные риски с помощью проверок персонала и контрагентов. И тогда компания будет стабильно функционировать.

Источник: https://www.unirate24.ru/finansovye-prestupleniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.