Причинно следственные связи

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Причинно следственные связи

Cтраница 1

Причинно-следственные СЃРІСЏР·Рё сильно различаются РїРѕ своему характеру.  [1]

Причинно-следственные СЃРІСЏР·Рё РІ экономическом анализе изучаются способами логической индукции Рё дедукции. Р’ первом случае изучение показателей ведется РѕС‚ частного Рє общему, РІРѕ втором – РѕС‚ общего Рє частному.  [2]

Причинно-следственные СЃРІСЏР·Рё между явлениями Рё процессами РјРѕРіСѓС‚ быть описаны линейной или РїСЂРёРІРѕРґРёРјРѕР№ Рє линейной формой зависимости.  [3]

Причинно-следственные связи, составляющие предмет исследования всякой науки, ускользают из поля зрения при таком подходе.

К тому же познание явлений, являющихся грубо полезными, не приносит доброй славы.

Отсюда вполне понятно, что интересы праздного класса должны были устремляться РЅР° завистническое сравнение РїРѕ денежным или иным заслугам РІ ущерб знаниям.  [4] Причинно-следственные СЃРІСЏР·Рё, лежащие РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ механизма взаимозависимости процессов, протекающих РЅР° различных отраслевых рынках, РјРѕРіСѓС‚ иметь достаточно сложный характер.

Например, падение мировых цеп РЅР° сталь, произошедшее Р·Р° последние 15 – 17 лет, сделало РЅРёР·РєРёРјРё ( 110 – 120 долл.

РџСЂРё РЅРёР·РєРёС… ценах РЅР° стальной лом невыгодны демонтаж Рё разборка автомобилей для утилизации РёС… РІ качестве вторичного сырья.  [5]

Выявляемые причинно-следственные СЃРІСЏР·Рё, касающиеся электрических явлений, представлялись как необходимые, неизбежно наступающие РїСЂРё соответствующих условиях.  [6]

Сегодня причинно-следственные СЃРІСЏР·Рё Рё понимание разницы между упаковкой Рё содержанием постепенно восстанавливаются. Правда, РїРѕРєР° РІСЃРµ проблемы списываются РЅР° неправильную версию капитализма, возникшую РІ Р РѕСЃСЃРёРё.  [7]

Пространственно-временные и причинно-следственные связи имеют как детерминированный, так и вероятностный характер.

Организация предполагает деятельность людей РІ условиях постоянного проявления Рё усиления действия вероятностных факторов, выступая важным условием формирования Рё реформирования организационных систем Рё структур подразделения, участка, фирмы, СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё страны. Так как эти организационные образования представляются персонифицированными представителями власти – руководителями различных рангов, то функция организации выступает прежде всего как форма установления связей между РЅРёРјРё. Однако, поскольку каждым таким руководителем является конкретная физическая личность СЃ многообразием ее качеств, функция организации оказывается связанной РЅРµ только СЃ формализованными представлениями Рѕ правах Рё ответственности, обязанностях, делегировании прав Рё полномочий.  [8]

Причинно-следственные связи режима подземных вод могут быть установлены далеко не всегда.

Даже РІ тех случаях, РєРѕРіРґР° РІ анализируемом СЂСЏРґСѓ наблюдений прослеживаются какие-либо детерминированные составляющие ( тренд или цикличность), значительная роль РІ наблюдавшихся колебаниях принадлежит случайным компонентам.  [9]

Эти причинно-следственные связи образуют в своей совокупности закон неуклонного роста производительности труда.

Сокращение затрат рабочего временя на производство продукции характерно для всех общественно-экономических формаций.

Однако неуклонный рост производительности труда свойствен только социалистическому ( коммунистическому) обществу.

РџСЂРё капитализме, РіРґРµ цель производства состоит РІ производстве Рё присвоении прибавочной стоимости, СЂРѕСЃС‚ производительности труда РЅРµ может иметь безусловного значения, РЅРµ РЅРѕСЃРёС‚ неуклонного характера. Повышение производительности труда РІ условиях капитализма, хотя Рё служит выражением развития производительных СЃРёР», роста технического строения капитала, подчинено увеличению прибавочной стоимости Рё имеет СЃРІРѕРёРј следствием усиление эксплуатации трудящихся. Р РѕСЃС‚ производительности труда сдерживается здесь СѓР·РєРёРјРё границами расширения производства, незаинтересованностью трудящихся РІ общих результатах труда, противоречивым характером технического прогресса, анархией общественного производства. РџСЂРё социализме производительность труда повышается неуклонно Рё более высокими темпами РїРѕ сравнению СЃ капиталистическими странами. РљРѕРјРјСѓРЅРёР·Рј есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих ( Ленин Р’. Р�. Поли. Господство общественной собственности РЅР° средства производства, коренное изменение характера труда обусловливают непосредственную заинтересованность работников РІ результатах производства.  [10]

Проанализированы причинно-следственные связи между признаками травматизма.

Предложены разные критерии оценки связности, что позволяет установить причинно-следственные СЃРІСЏР·Рё различной РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё интенсивности, Р° также методы определения существенных признаков, показаны пределы РёС… применимости Рё степень адекватности моделей. Разбор сопровождается примерами РёР· практики.  [11]

Анализируя причинно-следственные СЃРІСЏР·Рё между изъятием средств РІ пользу государства Рё мотивацией поведения налогоплательщиков, нельзя РЅРµ упомянуть Рѕ так называемых условно постоянных ( фиксированных) Рё условно переменных налогах.  [12] Выражая существенные причинно-следственные СЃРІСЏР·Рё, свойственные производственным отношениям, распределение РїРѕ труду выступает тем самым РІ качестве экономического закона социализма: объективная необходимость личной материальной заинтересованности каждого РІ работе РЅР° общую пользу обусловливает распределение созданных совокупным трудом предметов потребления РІ зависимости РѕС‚ количества Рё качества труда.  [13]

Причем данные причинно-следственные СЃРІСЏР·Рё человек выражает РІ РІРёРґРµ законов РїСЂРёСЂРѕРґС‹, описывающих повторяющиеся отношения РІ РІРёРґРµ: если…

Для разработки же общей теории материи, которой посвящена работа [177] Рё которая должна давать ответ РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ, почему существует живая Рё неживая РїСЂРёСЂРѕРґР°, необходимо решить более сложную дилемму: почему возможно Рё появляется это самое если… Другими словами, необходимо РЅРµ конкретизировать закон, Р° ответить РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ: почему РІ принципе существуют законы РїСЂРёСЂРѕРґС‹, почему есть взаимодействие Рё самодвижение материи.  [14]

Восстановим реальные причинно-следственные СЃРІСЏР·Рё РІ рекламе сигарет. Возьмем широко рекламируемую РІ РЎРќР“ пачку сигарет Лаки-Страйк.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

Источник: https://www.ngpedia.ru/id414942p1.html

Причинно – следственные связи

Причинно следственные связи

Причинно-следственная связь, существование причины и следствия  – одна из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Всякое изменение, а тем более развитие (изменение с появлением нового качества) имеет свою причину и следствие.

Под причиной (лат. – causa) понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление – следствие.   П → С.

Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях может вызывать неодинаковые следствия.

Условия – внутренние связи объекта и внешние факторы среды, в которой действуют причинно-следственные связи. К условиям можно отнести и предшествующие состояния объекта.

Повод – явление, приводящее в действие причинно-следственный комплекс. Повод способствует проявлению причин.

 Условия и повод сами по себе не могут породить следствие, но они влияют на переход заключенной в причине потенциальной возможности в действительность.

 В ряде случаев наблюдается цепочка: причина вызывает следствие, следствие переходит в причину для последующего следствия и т.д. Ход события происходит по принципу «домино».   П1 → С1(П2) → С2(П3) → С3(П4) → . . .

Кроме того, одно явление-причина может вызывать не одно, а два и более явлений-следствий. При цепных ядерных реакциях под действием нейтрона происходит деление ядра с вылетом больше одного нейтрона.

Если (К-1)=0 (К – коэффициент размножения нейтронов с учетом времени жизни поколения нейтронов) осуществляется самоподдерживающая ядерная цепная реакция в ядерных реакторах.

При достаточно больших значениях К-1 реакция перестает быть регулируемой и может привести к ядерному взрыву.  .

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Причинно-следственные связи, которые мы познаем, отражают с большим или меньшим приближением реальные связи и взаимодействия в системах.

Классификация причинно-следственных связей:

– энергетические, информационные, физические, химические, биологические, социальные (по среде проявления);

– динамические и статические (по характеру связей);

– простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, внесистемные (по числу взаимодействий);

– внешние и внутренние, главные и неглавные, объективные и субъективные, всеобщие и особенные, единичные.

Причины – это связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что еще только становиться. Этим причина отличается от других форм связи. Во время возникновения причины и ее формирования нельзя утверждать что следствие неизбежно. В реальных процессах следствие может воздействовать на свою причину. Причина порождает следствие во времени.

Следствие наступает не сразу. Есть время для создания системы с обратной связью и самоорганизующейся системы. И многое зависит от эффективности обратной связи и способности самоорганизации. Человек может управлять определенными природными и социальными процессами, а, следовательно, может  предотвратить многие катаклизмы.

Следствиями можно управлять воздействуя на причину.

Причинно-следственные связи присутствуют не только в процессе развития, но и при деградации и распаде, как при естественно наступающих изменениях, так и искусственно, целенаправленно производимых людьми – преобразованиях окружающего мира.

Кроме причинно-следственных связей есть связи в соответствии с законами природы и общества.

В гуманитарных науках сформировалось представление о закономерности как тенденции, когда сохранение действующих причин при отсутствии новых приводят к законоподобному поведению социальных систем (руководствуются целесообразностью).

Нет явлений, которые не имели бы своих причин и не порождали свои следствия. Если есть причина неизбежно следствие. При тех же условиях (собственно причина, условия, поводы) то же следствие.

Причина может иметь разные следствие. Связи между причиной и следствием могут иметь не только необходимый, жестко обусловленный характер, но и случайный, вероятностный характер.

Анализ таких причинно-следственных связей ведется с использований понятий: случайность, необходимость, возможность и др.

  В квантовой механике показано, что законы природы могут быть результатом действия объективной неопределенности, когда одна причина может повлечь за собой несколько различных следствий, а одно и то же следствие может быть вызвано разными причинными.

Проблема (от греч. – преграда, трудность, задача) – объективно возникающий вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Проблема – затруднение, преодоление которого возможно только с помощью дополнительного исследования,  или в условиях недостатка средств достижения цели.

Развитие человечества представляется как решение одних проблем, постановка новых проблем, их решение, затем постановка новейших.

Псевдопроблемы – вопросы, имеющие лишь кажущуюся значимость.

Формулировка проблемы не менее важна, чем ее решение. Для правильной постановки проблемы необходимо:

– наличие некоторого предварительного знания;

– формально правильная ее постановка;

– корректность постановки проблемы: ее предпосылки не должны быть ложными, достаточная ограниченность  (не глобальность);

– сформулированы условия решения (ограничения);

– определены признаки приемлемого решения и способы его проверки.

Не все проблемы решаются в полном объеме. Есть проблемы, которые остаются нерешенные в течение длительного времени после их постановки. Некоторые проблемы вообще исчезают, например, проблема повышения эффективности паровых машин.

Своеобразная форма решения проблемы – доказательство ее неразрешимости. Невозможность вечного двигателя связано с формулировкой закона сохранения энергии.

Проблема может приобретать форму парадокса (от греч. – неожиданный, странный). Наглядная шуточная модификация парадокса: «Стакан наполовину пуст или наполовину полный?». От того как скажем, его содержимое не изменится.

Безвыходных ситуаций нет. Есть проблемы, решение которых мы еще не знаем.

Прогнозирование (от греч. – предвидение, предсказание) – разработка прогноза – вероятностное суждение о состоянии какого-либо явления в будущем (прогноз погоды, исхода выборов). В узком значении – специальное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления.

Прогнозирование как форма предвидения связано с планированием, программированием, проектированием и управлением. В прогнозировании используется экстраполяция, моделирование, опрос экспертов. В разработке прогнозов применяются методы аналогии, индукции и дедукции, статистические и другие методы.

Процесс прогнозирование начинается с четкого определения объекта или предмета, формулировки проблемы, цели, задачи, времени упреждения. Затем собираются данные, влияющие на развитие объекта: показатели и параметры, наблюдаемые тенденции.

Заканчивается прогнозирование оценкой достоверности и выработкой рекомендаций для оптимизации решений по проблеме.

Появилось прогнозирование в естественных науках, в агрогидро-метеорологии. Развитие в общественных науках, особенно в экономических, привело к появлению в середине прошлого века дисциплины – прогностики (науки о законах и способах разработки прогнозов).

Предсказание может приводить к самоосуществлению или саморазрушению прогноза путем воздействия на объект. Предсказание успеха может вызвать мобилизацию сил, воодушевление. Предсказание катастрофы способно вызвать панику и действительно обострить ситуацию, а мажет вызвать своевременное вмешательство и ликвидацию угрозы.

Там, где объекты неуправляемы, цель предсказания – приспособиться к ожидаемому состоянию объекта. (Затмение Солнца).

Томас Мальтус (T. R. Malthus 1766-1834, английский экономист и священник, основная работа 1798 – «Опыт о законе народонаселения . . .»).  «Население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, а средства существования могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии.

» Для земледелия «Закон убывания плодородия почвы».

Несмотря на «естественное» регулирование численности населения посредством голода, эпидемий и войн, по Мальтусу, наступает «абсолютное перенаселение», с которым необходимо бороться путем регламентации браков и регулирования рождаемости.

В 20 веке объем производимого продовольствия увеличивался намного быстрее, чем росло население. В развитии взглядов Мальтуса препятствием к росту народонаселения видят не в традиционных средствах (воны, голод, эпидемии), а в разрушении окружающей среды. «Природа, используя обратную связь, сводит счеты с человечеством за чрезмерное его размножение».

До определенного момента увеличение объема и разновидностей получаемых от природы ресурсов практически не были ограничены. Человек мог брать у природы столько, сколько позволяли его собственные производственные силы. К середине 20 века масштабы потребления традиционных источников энергии, сырья и материалов становятся сравнимы с  их запасами на земле.

 Аналогичная картина сложилась с естественной базой для производства продовольствия в связи с быстрым ростом населения планеты. Человечество ощутимо вторгается в естественные механизмы саморегулирования природы, резко видоизменяются условия существования живой материи.

Стала очевидной необходимость изменения характера деятельности общества. Развитие под воздействием своей собственной логики стало опасно.

Начинает складываться новый тип отношений общества к природе – отношение глобального управления.

Оно охватывает как процессы в природе, так и деятельность общества в целом и предполагает учет характера и границы допустимого воздействия на природу и необходимость ее сохранения и воспроизводства.

Природа долгое время выступала как неизмеримо превосходящая человека сила, как идеал гармонии, нерукотворного совершенства. В опытном естествознании природа понималась как косная и инертная сила, требующая покорения и установления над ней господства.

Такое отношение продолжалось до тех пор, пока господство над природой не превратилось в реальность. Деятельность общества становится сравнима по масштабам с процессами в природе. Природа стала зависимой от деятельности человечества.

Ответственное отношение к природе предполагает соизмерение нужд общества и возможностей природы, учет того, что сам человек и человечество есть часть природы.

Происходит переориентация от идеи абсолютного господства над природой к идее отношений общества и природы как отношений партнеров, соизмеримых по своему потенциалу. Первым теоретическим выражением такой позиции явилось созданная В.И.Вернадским концепция ноосферы.

Во второй половине 20 века этот подход начинает выступать в качестве основы регулирования деятельности, в том числе мероприятий по охране природы и защите окружающей среды.

Владимир Иванович Вернадский 1863-1945, естествоиспытатель, мыслитель, академик. Основоположник комплекса современных наук о Земле. Разработал целостное учение о биосфере и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность становятся определяющим фактором развития.

Источник: https://students-library.com/library/read/51673-pricinno-sledstvennye-svazi

Сущность причинно-следственной связи, ее виды

Причинно следственные связи

Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений

Исследование объективно существующих связей между явлениями – важнейшая задача статистики, причем под социально-экономическим явлением понимают определенный признак или их совокупность, позволяющие всесторонне охарактеризовать данное явление с точки зрения поставленных целей исследования.

Для целей исследования взаимосвязей между явлениями всю совокупность признаков, характеризующих данные явления, условно можно подразделить на две группы:

1) признаки, рассматриваемые как факторы воздействия (признаки-факторы или факторные признаки), как правило, обозначают через Х;

2) признаки, рассматриваемые как результат воздействия факторов (признаки-результаты или результативные признаки), как правило, обозначают через Y.

Под причиной будем понимать совокупность определенных значений факторных признаков, характеризующих явления-причины, и, приводящих к появлению определенных значений результативных признаков, которые характеризуют явление-следствие.

В процессе статистического исследования взаимосвязи социально-экономических явлений вскрываются причинно-следственные отношения между данными явлениями, т.е. связь явлений, когда изменение одних (причины) приводит к изменению других (следствию).

Причем, как правило, социально-экономические явления представляют собой результат одновременного воздействия большого числа причин.

Следовательно, при изучении данных явлений необходимо уметь выявлять основные и второстепенные причины, изучать их влияние в совокупности, а также исследовать влияние основных причин, абстрагируясь от второстепенных.

Необходимо также отметить, что один и тот же признак (явление) в одних причинно-следственных отношениях может выступать в качестве факторного признака, а в других – в качестве результативного.

Особенностью причинно-следственных связей социально-экономиче­ских явлений является их транзитивность, т.е. причина X и следствие Y свя­заны через множество промежуточных факторов условно и т.д., а не непосредственно . Од­нако промежуточные факторы, как правило, при анализе опускаются в силу сложности или невозможности их учета.

Таким образом, выражаясь в терминах статистики, статистическое исследование взаимосвязи социально-экономических явлений предполагает изучение влияния факторных признаков, характеризующие явления-причины, на вариацию результативных признаков, характеризующих явление-результат.

В статистике принято выделять следующие виды причинно-следственной связи: 1) функциональная связь; 2) стохастическая (вероятностная) связь; 3) статистическая связь; 4) корреляционная связь.

Функциональной называют связь, при которой каждому конкретному значению факторного признака соответствует одно или несколько определенных значений результативного признака. Функциональная связь двух величин возможна лишь при условии, что вторая из них на 100% зависит только от первой и ни от чего более.

Функциональная связь чаще встречается в точных науках, например, площадь квадрата характеризуется следующей функциональной связью: . При увеличении, к примеру, стороны квадрата в два раза, его площадь увеличиться в 4 раза. Другой пример функциональной связи: (в данном случае, к примеру, значению соответствует два значения: и ).

Пример функциональной связи в экономике: при простой сдельной оплате труда связь между оплатой труда y и количеством изготовленных изделий x при фиксированной расценке за одну деталь, например 5 руб., можно выразить формулой: .

Стохастической (вероятностной) называют связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует определенное распределение вероятностей появления того или иного значения результативного признака.

Статистической называют связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует определенное статистическое (выборочное) распределение результативного признака. Статистическая связь является частным случаем стохастической, она устанавливается на основе выборочных данных.

Корреляционной называют связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует условное среднее значение результативного признака. Корреляционная связь является частным случаем статистической связи. В статистике различают следующие виды корреляционной связи:

а) парная корреляция – связь между результативным и одним факторным признаками;

б) частная корреляция – связь между результативным и одним факторным признаками, при фиксированных значения других факторных признаков;

в) множественная корреляция – связь между результативным и двумя или более факторными признаками.

Взаимосвязь явлений удобно представлять в табличной и графической формах.

Таблицу, в которой значениям результативного признака соответствуют значения факторных признаков называют корреляционной таблицей (от лат.

correlatio – соотношение, взаимосвязь) Корреляционным полем называют график, представляющий совокупность точек с координатами (,). Эмпирической линией регрессии(от лат.

regressio – движение назад) называют ломанную, вершины которой имеют координаты (,).

Кроме того, выделяют прямую и обратную, а также линейную и нелинейную причинно-следственную связь.

Прямой называют связь, при которой с увеличением значений факторных признаков, значения результативного также возрастают и наоборот.

Обратной называют связь, при которой с увеличением значений факторных признаков, значения результативного – убывают, и наоборот.

Линейной называют связь, при которой одинаковым приращениям факторных признаков соответствуют одинаковые приращения результативного. Линейная связь характеризуется следующей аналитической зависимостью: .

Нелинейной называют связь, при которой одинаковым приращениям факторных признаков соответствуют неодинаковые приращения результативного. Например, нелинейная связь может характеризоваться параболической зависимостью (), гиперболической () и др.

Укрупненно схему статистического исследования взаимосвязи между изучаемыми явлениями можно представить последовательностью следующих этапов:

1. Качественный анализ изучаемого социально-экономического явления, связанный с анализом его природы методами экономической теории, социологии и др.;

2. Построение модели корреляционной связи, используя статистический инструментарий:

2.1. Выявление наличия (или отсутствия) корреляционной связи между изучаемыми признаками и измерение тесноты связи между двумя (и более) признаками. Данную часть исследования называют корреляционным анализом.

2.2. Определение уравнения регрессии – математической модели, в которой среднее значение результативного признака рассматривается как функция одной или нескольких переменных – факторных признаков. Данная часть исследования называется регрессионным анализом.

Источник: https://studopedia.ru/3_116848_sushchnost-prichinno-sledstvennoy-svyazi-ee-vidi.html

Причинно-следственные связи

Причинно следственные связи

Сегодня мы с вами рассмотрим, не просто всем известный принцип причины и следствия, а гораздо более глубокие законы создания нашей реальности.

Всем и так понятно, что если ехать на машине и считать ворон, а также при этом разговаривать по телефону — то шанс попасть в аварию стремиться к 100%. И тогда мы скажем: «Ну вот причина — невнимательность, нарушение правил безопасности, и вот следствие — разбился».

И с точки зрения простого человека, который слышал о карме — всё предельно ясно.

Но мы с вами исследователи, и стараемся рассмотреть подноготную происходящих событий, которая лежит намного глубже обывательского понимания кармы и судьбы.

Если со следствиями и последствиями более или менее понятно — ведь это можно наблюдать по результатам и тем событиям, которые происходят с человеком, то с пониманием причин — дела обстоят несколько сложнее.

Где находятся причины?

Как правило причинность приписывается неким поступкам людей, а также в статье «Психологические установки»  мы раскрывали чуть более глубокий уровень — жизненные программы и руководящие принципы.

Но если заглянуть в самую суть, то причины всех наших состояний, результатов по жизни, ситуаций, которые с нами происходят лежат в пространстве глобальных игр жизни. Начальное знание об играх мы раскрывали в статье: Жизнь, как игра.

Причинно-следственные связи — это не линейные закономерности жизни, а цепные реакции, сочетающие в себе несколько факторов:

  1. это те игры, в которые мы вошли, и в которых находилось удовлетворение наших потребностей, таких например, как войны, слава, богатство, секс — и, в общем, кайф во всех его проявлениях.
  2. мотивы, которыми мы при этом руководствовались.
  3. это те конкретные цели, которые по нашим ожиданиям удовлетворят наши потребности именно таким образом, как нам хотелось.
  4. это те роли, которые мы на себя «одели», которые мы посчитали нужными, чтобы эти цели были достигнуты.
  5. это те руководящие принципы и программы, решения и убеждения, которые создают и поддерживают взятые роли.
  6. и собственно модели поведения, которые и проводят к реальным последствиям и результатам.

Если мы на всё это подписывались и брали на себя реактивно, опрометчиво и необдуманно — то последствия зачастую расходятся с нашими ожиданиями.

Игра

Например, была потребность в теплом семейном очаге — вошли в игру под названием: «Семья». И тут же смотрим мотив — хотелось найти человека, который бы понимал и заботился, чтобы не чувствовать себя одинокими.

Игра — это пространство реализации, в котором лежит удовлетворение конкретной потребности. Это определенный контекст, определенное пространство жизни и правила поведения.

Ведь, чтобы завести семью вы не пойдете, скажем, на войну или в детский сад. Для этого нужен определённый контекст, в котором удовлетворение данной потребности будет уместно и возможно.

Цель

Когда в игру вошли — т.е. начали поиски, то возникает вопрос о том, с кем конкретно хотелось бы строить отношения. И вот человек понравился… например, этот человек подошел по визуальным критериям — и это уже будет цель.

Цель — это конкретика. Это про «каким образом», «где», «с кем конкретно» и «когда». У цели есть параметры — место, время и конкретные участник(и). И это именно то, что подарит желанную удовлетворенность.

Роль

Это система внутренних установок, которая наилучшим образом подойдет для реализации намеченной или взятой цели. Роль отвечает на вопрос, каким я должен быть и как себя вести, чтобы добиться достижения моей цели. Это четко определенный игровой образ (персонаж, созданный для прохождения сценария игры).

И таких образов у человека может быть очень много, даже для реализации одной цели. Роль дает возможность автоматически и довольно быстро обустраивать все так, чтобы цель была достигнута.

Если цель не достигается, то скорее всего роль провальная или неадекватная. В таком случае человек либо пробует иные роли, или чувствует неудачу и огорчение.

Как правило роли берутся путем считывания образов с поведения авторитетных людей (мамы, папы, киногероев и т.д.), а также они создаются стихийно, в зависимости от обстоятельств. Т.е. мы имеем дело полнейшим автоматизмом и реактивностью.

Хотя, на самом деле, было бы правильно роли создавать осознанно. и контролировать их проявленность в зависимости от игрового (жизненного) контекста.

Руководящие принципы

Это те установки, которые диктуют нам:

  • как себя вести,
  • что делать в тех или иных обстоятельствах,
  • как реагировать на внешние факторы,
  • что ценить, а что отвергать.

И это по сути является каркасом наших ролей.

Модели поведения

Это автоматические шаблонные реакции и поступки, которые мы совершаем, руководствуясь заложенными в конкретные роли принципами, для достижения взятых целей в игре, которые соответствуют тем глубоким мотивам, из-за которых мы играем в те или иные игры.

И все это нас и приводит к тем результатам, которые мы имеем.

Именно по результатам и стоит судить о том, благополучно ли мы играем в свои игры жизни, и каким мотивам следуем — корректным или некорректным.

Если результат нас радует и не приносит вреда другим, то можно сказать, что у нас более или менее нормальные принципы, цели, роли, да и сама игра.

А вот если результат нас не радует в той или иной сфере жизни, или же это причиняет кому-то вред, то следует рассмотреть эту цепочку причинно-следственных связей, и выявить в данном исследовании, где таится ошибка, приводящая к неприятностям.

Попробуйте, руководствуясь данной системой определить свою ошибку в той сфере жизни, где есть самая актуальная ваша проблема или неудача.

Ключевое решение

А также, теперь у вас есть возможность получить целую систему очень глубоких методик, позволяющих вам не только вызволиться из всех деструктивных сценариев и игр жизни, но и в полной мере создать жизнь своей мечты и по своим правилам.

Сейчас вы ещё можете получить наш самый продвинутый и самый глубокий курс: Мастер Игр — с персональной поддержкой до результата.

Источник: https://energelika.ru/life/prichinno-sledstvennye-svyazi/

Ключевые термины и понятия. причинно-следственная связь

Причинно следственные связи

причинно-следственная связь

независимая переменная

уровни независимой переменной

манипулирование

активная независимая переменная

атрибутивная независимая переменная

зависимая переменная

наблюдение

внешняя переменная

выборка

контрольная группа

экспериментальная группа

рандомизация

внешняя и внутренняя валидность

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключаются признаки причинно-следственных связей?

2. В чем состоит отличие независимой и внешней переменных?

3. Каковы фундаментальные признаки экспериментального исследования?

4. В чем заключается процедура контроля в психологическом эксперименте?

5. Какие существуют способы контроля внешних переменных?

6. С какой целью в эксперимент вводят контрольную группу?

7. В чем состоит суть критерия репрезентативности при формировании эксперименталь­ной выборки?

8. Чем отличается внутренняя валидность экспериментального исследования от внешней?

9. Что такое рандомизация?

10. В чем заключается процедура манипулирования независимой переменной?

Рекомендуемая литература

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2000. Гл.: Процедура и основные характеристики психологического эксперимента. С. 74 – 111.

Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 27 – 29, 128 – 178.

Тема 4. планирование эксперимента

Истинные экспериментальные планы Планы сравнительного исследования  

Исследовательский план – это порядок действий экспериментатора со специально отобранными группами участников исследования.

В современной психологии выделяют четыре базовых исследовательских плана (дизайна, стратегии, схемы) проведения эмпирических психологических исследований[15]:

1) введение какого-либо воздействия в контролируемые условия и измерение эффекта его влияния на поведение уча­стников (истинное экспериментальное исследование);

2) выбор группы, обладающей определенными свойствами, напри­мер, группы подростков с асоциальным поведением, измерение психологи­че­ских ха­рактеристик этой группы и их сравнение с аналогичными харак­тери­стиками контрольной группы, например, группы подростков с просоциальным пове­дением (сравнительное исследование);

3) наблюдение поведения людей в естественных условиях и фиксирова­ние вербальных и невербальных показателей (исследование с применением метода наблюдения);

4) выявление характера связи между двумя изучаемыми характеристиками у одной и той же группы людей (корреляционное исследование).

Рассмотрим первый и второй исследовательские планы.

Истинные экспериментальные планы

Ранее были обозначены фундаментальные признаки экспериментального исследования (тема 3).

1. Наличие процедуры непосредственного манипулирования уровнями независимой переменной.

2. Контроль сопутствующих внешних переменных. Рандомизации участников эксперимента как частный случай контроля внешних переменных, связанных с индивидуальными особенностями испытуемых.

3. Наблюдение и фиксирование изменений зависимой переменной в контрольной и экспериментальной группах.

Наличие данных признаков характерно для истинных экспериментальных исследований, которыепозволяютс высокой вероятностью установить причинно-следственные связи между явлениями.

Истинное экспериментальное исследование строится по 4-м планам, выделенным Д. Кэмпбеллом, которые различаются способом контроля валидности. При их описании используем следующие символы:

R – процедура рандомизации участников исследования.

X – процедура экспериментального воздействия в виде манипулирования уровнями независимой переменной.

X1, X2 (X с нижним индексом в виде арабской цифры) – разные уровни независимой переменной.

О – наблюдение и фиксирование изменений зависимой переменной[16].

O1, O2 (O с нижним индексом в виде арабской цифры) – количество наблюдений зависимой переменной.

ОI, OII (О с верхним индексом в виде римской цифры) – моменты времени наблюдений зависимой переменной.

Контрольная и экспериментальная группы обозначаются соответственного КГ и ЭГ.

План 1. План для двух рандомизированных групп с тестированием после воздей­ствия. (План Р.А. Фишера).

ЭГ R X O1I

КГ R O2I

Равенство экспериментальной и контрольной групп является необ­ходимым условием применения этого плана и достигается рандомизацией. Если рандомизация проведена качественно, то этот план позволяет контролировать боль­шинство факторов, нарушающих валидность эксперимента.

После проведения рандомизации как процедуры уравнивания групп осуще­ствляется экспериментальное воздействие (Х). Если необходимо использовать не один уровень воздействия, то применяются пла­ны с несколькими экспериментальными группами (по числу уровней воздействия) и одной контрольной.

Поскольку предварительное тестирование отсут­ствует, исключен эффект тестирования.

Однако при проведении большинства психологических экспериментов необходимо жестко фиксировать исходный уровень зависимой переменной, например, интеллект, тревож­ность, знания, статус личности в группе и т.п.

Данный контроль возможен с помощью процедуры рандомизации. Если возникает сомнение по поводу качества ее проведения, применяют план с предварительным тестированием.

План 2. План для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием (план “тест-воздействие-ретест”).

ЭГ R O1I X O2II

КГ R O3I O4II

Этот план контролирует фактор “фона”, или “истории”, так как в промежутке между пер­вым и вторым тестированием обе группы подвергаются одинаковым “фоновым” воздействиям. Естественное развитие и эффект тестирования контролируются за счет того, что они одинаково проявляются в экспериментальной и контрольной группах, а эффек­ты неэквивалентности групп – при помощи проце­дуры рандомизации.

https://www.youtube.com/watch?v=0FAzc-nP4_E\u0026list=RD0FAzc-nP4_E\u0026start_radio=1

Главный фактор, нарушающий внешнюю валидность этого плана, – взаимодействие тестирования с экспериментальным воздействием.

Напри­мер, тестирование уровня знаний по определенному предмету перед проведением эксперимента по заучиванию материала может привести к актуализации исходных знаний и к общему повышению продуктивности запоминания. Достигается это за счет создания установки на запоми­нание.

Для контроля данного фактора, снижающего внешнюю валидность, используется план Р.Л. Соломона, предложенный им в 1949 г.

План 3. План Соломона включает исследование двух экспериментальных и двух контрольных групп.

ЭГ1 R O1I X O2II

КГ1 R O3I O4II

ЭГ2 R X O5II

КГ2 R O6II

План Соломона представляет собой объединение двух ранее рассмотренных пла­нов: первого, когда не производится предварительное тестирование, и второго – “тест-воздействие-ретест”. С помощью “первой части” плана можно контроли­ровать эффект взаимодействия первого тестирования и экспериментального воздей­ствия.

Сравнение O2 и O4 позволяет выявить эффект экспериментально­го воздействия — влияние независимой переменной на зависимую. Сравнение O1 и O2, а также O3 и O4 показывают эффект предварительного тестирования.

План 4. Лонгитюдный план.

ЭГ1 R O1I X O2II

КГ1 R O3I O4II

ЭГ2 R O5I X O6III

КГ2 R O7I O8III

В случае необходимости проверить сохранение во времени эф­фекта воздействия независимой переменной на зависимую, например, выяснить, приводит ли новый метод обучения к долгосрочному запоминанию материала, применяют лонгитюдныйплан.

Планы сравнительного исследования

Сравнительные исследования – это виды исследований, в которых отсутствуют или нарушаются обозначенные выше фундаментальные признаки истинного экспериментального исследования.

Сравнительные исследования также называют квазиэкспериментальными. Квазиэксперимент (от лат.

quasi – напоминающий, подобный) – план исследования, при котором экспериментатор отказывается от полного контроля за переменными ввиду его неосуществимости по объективным причинам[17].

По мнению В.Н. Дружинина, квазиэкспериментальные планыявляются попыткой учета объективной реальности жизни при проведении эмпирических исследований.

Условия, в которые ставит жизнь, а также практические задачи исследователей не всегда позволяют реализовать планы “истинных экспериментов”, использовать схемы контроля внешних переменных.

… Исследователь осознает те внешние перемен­ные, которые он не может контролировать. … Квазиэкспериментальный план используется тогда, когда применение истинного плана невозможно[18].

В качестве основных выделяют два типа квазиэкспериментальных планов: 1) планы экспериментов для неэквивалентных (неодинаковых по одному или нескольким признакам) групп; 2) планы ex-post-facto, когда исследуются участники уже происшедшего события .

План 1. План для неэквивалентных групп

О1 X О2

О3 О4

В исследовании участвуют две естественные группы, например, два параллельных школьных класса. Обе группы тестируются. Затем одна группа подвергается воздействию, ста­вится в особые условия деятельности, а другая – нет. Через определенное время обе группы проходят тестирование повторно.

Разница результатов первичного тестирования двух групп (О1и О3) позволяет установить меру их эквивалентности в отношении измеряе­мой зависимой переменной. Результаты первого и второго тести­рования обеих групп сопоставляются. Для выявления эффекта действия независимой переменной сравнивают О2и О4.

Значимость различий показателей будет свиде­тельствовать о влиянии независимой переменной на зависимую. Различие О2и О4 свидетельствует о естественном развитии и фоновом воздействии.

План 2. План ex-post-facto.

(R) X О1

(R) О2

В плане ex-post-factoэкспериментатор сам не воздействует на испытуемых. В качестве воздействия (независимой переменной) выступает некоторое реальное собы­тие из их жизни. Отбирается группа “испытуемых”, подвергшаяся воздействию, и группа, не испытавшая его.

Отбор осуществляется на основании личных воспоминаний и автобиографий, сведений из архивов, анкетных данных, медицин­ских карт и т.д. Затем проводится тестирование зависимой переменной у предста­вителей “экспериментальной” и контрольной групп.

Данные, полученные в резуль­тате тестирования групп, сопоставляются и делается вывод о влиянии “естествен­ного” воздействия на дальнейшее поведение испытуемых.

Предыдущая3456789101112131415161718Следующая

Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 694; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/7-37461.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.