Причины и условия совершения экономических преступлений

Причины и условия экономической преступности

Причины и условия совершения экономических преступлений

Явления, оказывающие влияние на преступность в сфере экономики, весьма многочисленны и разнообразны.

Экономические причины и условия (факторы) преступности в сфере экономики:

1)состояние экономического кризиса как основы непрерыв­ной нестабильности всех основных потребностей населения, а также социальных ценностей. Так, для России конца XX — на­чала XXI в. характерно состояние циклического экономическо­го кризиса;

2)степень поляризации населения по уровню дохода. Чем дальше отстоят друг от друга «полюса» бедности и богатства, тем выше социальная напряженность и стихийное стремление обнищавших к наиболее примитивным противозаконным сред­ствам перераспределения имущества, с одной стороны, и ост­рее борьба за лидерство среди сконцентрировавших наиболь­шие по размерам состояния — с другой;

3)уровень абсолютной нищеты населения, определяемый на основе стоимости физиологически необходимого минимума имущественной обеспеченности

4)инфляция как процесс или результат обесценивания де­нег. Высокий уровень инфляции (свыше 15—20% в год), сопро­вождающийся время от времени переходом в состояние гипер­инфляции, делает невозможным бесконфликтное приспосабли­вание населения к меняющимся условиям жизни;

5) реальная безработица, охватывающая свыше 10% населе­ния, создает объективную основу массового получения средств к существованию незаконным, в том числе преступным путем, поскольку уровень социальной защищенности безработных фактически соответствует границе абсолютной нищеты;

6) избыточное налогообложение.

Доля налогов в сфере пред­принимательства в России составляет от 70 до 100% всех дохо­дов, что делает невозможным легальное предпринимательство большей части секторов экономики и искусственно превращает большую часть руководителей коммерческих организаций в преступников. К сожалению, это положение почти не измени­лось даже после установления в 2001 г. единого 13%-ного нало­га на доходы физических лиц.

В настоящее время, когда экономика России развивается бо­лее высокими темпами, действие данных факторов в основе за­менилось действием факторов: 1) относительной нищеты (ко­гда значительная часть населения живет впроголодь, а очень небольшая его часть имеет все блага жизни и демонстративно (главным образом с помощью СМИ) их потребляет; 2) относи­тельной безработицы, когда уровень оплаты труда предостав­ляемый государством и иными работодателями, не позволяет работникам решать свои основные жизненные проблемы; 3) псевдогосударственного коррупционного рэкета, суть кото­рого — неофициальное дополнительное «налогообложение», превращающее многие виды трудовой и предпринимательской деятельности в малодоходные или убыточные.

Политические причины и условия (факторы) преступности в сфере экономики:

1)длительный период острой политической нестабильности (1991—2000 гг.), который ранее нередко выступал провоцирую­щим фактором циклического усиления экономического кризи­са, в настоящее время сменился фактором издержек политиче­ской стабильности.

2)нестабильность уголовной политики борьбы с преступно­стью в сфере экономики, породившая в течение 1986—2001 гг. неоднократную смену приоритетов уголовно-правовой борьбы с корыстной преступностью;

3) низкий уровень участия населения в борьбе с корыстны­ми преступлениями. Разрушение ранее действовавшей системы непосредственного участия населения в борьбе с преступно­стью без одновременного формирования новой;

4) коррумпированность части руководителей и служащих органов государственной власти и местного самоуправления, препятствующая быстрому росту экономики и эффективным мерам юридической ответственности в отношении лиц, совер­шивших корыстные преступления. Лица, незаконно завладев­шие чужим имуществом в крупных размерах, благодаря кор­рупции имеют наибольшие гарантии защищенности от уголов­ного преследования;

5)отсутствие развитых институтов политической ответствен­ности публичных должностных лиц, совершивших или способ­ствовавших совершению корыстных преступлений.

Криминогенное значение проявившихся ныне издержек по­литической стабильности заключается отчасти в возникнове­нии системы вотчинного управления экономикой, когда значи­тельная часть представителей местной и региональной власти уверилась в незыблемости своего политического статуса и об­ложила дополнительной (сверх официальных налогов) данью свои «вотчины», понуждая граждан искать средства к выжива­нию в обход законов.

Правовые причины и условия (факторы) корыстной преступно­сти:

1) наличие многочисленных пробелов и противоречий в гра­жданском, административном, финансовом, налоговом, бан­ковском, бюджетном, валютном и уголовном законодательстве в части, относящейся к регулированию и охране экономиче­ских отношений.

2 )недостаточность или отсутствие официального толкова­ния уголовно-правовых норм об ответственности за причине­ние имущественного ущерба путем обмана или злоупотребле­ния доверием, а также за все преступления в сфере экономиче­ской деятельности (за исключением налоговых преступлений), предопределяющая низкую интенсивность применения соот­ветствующих норм;

3) юридико-технические недостатки законодательного за­крепления уголовно-правовых норм, предусматривающих от­ветственность за наиболее опасные виды преступлений в сфере экономики, связанные с отсутствием количественно опреде­ленных признаков этих преступлений (признаки крупного раз­мера, крупного ущерба, значительного вреда по отношению бо­лее чем половины составов преступлений в сфере экономики определяются правоприменителем произвольно);

4) неоправданно заниженный размер наказания за ряд пре­ступлений в сфере экономики (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей, лжепредпринимательство и др.

), что делает не­возможным эффективную борьбу с ними на стадиях приготов­ления (в силу ненаказуемости приготовления к преступлениям небольшой или средней тяжести), а также пресечение такой наиболее опасной формы соучастия в преступлении, как пре­ступное сообщество (в силу того что обязательный признак преступного сообщества — цель совершения лишь тяжких или особо тяжких преступлений);

5) чрезмерная неопределенность (энтропия) санкций многих норм об ответственности за преступления в сфере экономики;

6) терминологическая несогласованность уголовного и граж­данского законодательства в части, относящейся к определе­нию бланкетных признаков отдельных видов преступлений в сфере экономики (например, понятие имущества, используе­мое законодателем в УК РФ, отличается от того же понятия, используемого в ГК РФ);

7) отсутствие развитого законодательства о предупреждении преступности, создающего нормативные предпосылки для по­степенного перехода от преимущественно карательной модели борьбы с корыстной преступностью, при которой последняя способна воспроизводить саму себя, к профилактической — ос­нованной на правовых, нравственных, информационных и имущественных гарантиях приоритета мер по ограничению причин и условий совершения преступлений (в том числе ко­рыстных) перед мерами уголовного преследования;

8)отсутствие уголовной ответственности юридических лиц за преступления в сфере экономической деятельности.

Социально-психологические причины и условия (факторы) ко­рыстной преступности:

1. господство потребительской системы социальных ценно­стей;

2.

нравственная оправданность любого (в том числе неза­конного) обогащения в глазах значительной части населения (около 30% трудоспособного населения);

3. критически низкий уровень солидарности населения с уголовно-правовыми запретами, устанавливающими ответст­венность за подавляющее большинство преступлений в сфере экономической деятельности;

4. пренебрежение вероятностью привлечения к ответствен­ности за преступления в сфере экономики, что особенно харак­терно для должностных лиц;

5. низкий уровень знания населением пределов ответственно­сти за преступления в сфере экономической деятельности (пре­жде всего в части, относящейся к новым видам преступлений);

6. утрата большей частью взрослого населения доверия и го­товности оказывать поддержку правоохранительным органам, занимающимся раскрытием и расследованием преступлений в сфере экономики.

Организационные причины и условия (факторы) преступности в сфере экономики:

1. неадекватность системы государственного реагирования на корыстную преступность, ее характер и структуру. В наи­большей степени это положение относится к дефициту кадрово­го обеспечения борьбы с корыстными преступлениями в сфере экономической деятельности, которые отличаются чрезвычайно сложным механизмом и высоким уровнем латентности;

2.

крайне низкий фактический уровень раскрываемости многих видов преступлений в сфере экономики, прежде всего преступлений против собственности, совершаемых путем обма­на или злоупотребления доверием, большинства видов преступ­лений в сфере экономической деятельности и всех видов пре­ступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, при котором общепредупредительное значение уголовной ответственности в отношении этих преступлений почти утрачивается;

3. отсутствие государственной системы криминологического мониторинга преступлений в сфере экономики и их факторов, как организационно-структурного механизма непрерывного на­блюдения, оценки, анализа и прогноза соответствующих явле­ний;

4. дефицит высокоэффективных (прежде всего компьютер­ных) технологий расследования новых форм мошенничества, причинения имущественного ущерба- путем обмана или зло­употребления доверием, а также налоговых, таможенных, ва­лютных и кредитных преступлений.

5. функциональные противоречия между различными под­разделениями одних и тех же правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с одними и теми же видами преступ­лений в сфере экономики (например, между подразделениями органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступ­лениями и по борьбе с организованной преступностью);

6. низкий уровень координации деятельности различных правоохранительных органов по борьбе с преступлениями в сфере экономики;

7. отсутствие высокоэффективного механизма поиска за ру­бежом (прежде всего в офшорных зонах) и возврата в Россию незаконно удерживаемого или перемещенного имущества.

Технические причины и условия (факторы) корыстной преступ­ности:

1. несовершенство технических средств предупреждения и пресечения преступлений в сфере экономики, связанных с ис­пользованием компьютерных средств;

2.

недостаточность организационно-технического обеспече­ния механизма немедленного реагирования на большую часть преступлений в сфере экономики;

3. отсутствие специальной федеральной автоматической ба­зы данных о преступлениях в сфере экономики;

4. низкий уровень информационно-технического обеспече­ния взаимодействия российских и зарубежных правоохрани­тельных органов в выявлении и расследовании транснацио­нальных преступлений в сфере экономики;

5. низкий уровень использования компьютерных технологий выявления и расследования высоколатентных преступлений в сфере экономики.

Источник: https://studopedia.ru/8_99350_prichini-i-usloviya-ekonomicheskoy-prestupnosti.html

Тема 3. Причины и условия экономических преступлений и коррупции

Причины и условия совершения экономических преступлений

Цели: дать понятие экономическим преступлениям, определить их причины и условия, а также последствия экономических преступлений. Рассмотреть криминологическую характеристику экономических преступлений и коррупции, а также методы борьбы и профилактики экономических преступлений и коррупции.

1. Понятие экономических преступлений и коррупции.

2. Причины и условия, совершения экономических преступлений.

3. Последствия экономических преступлений.

Вопрос 1.

Экономические преступления или экономическая преступность это сложное, противоречивое социальное явление в сфере экономических отношений. Проще говоря, экономическим преступлениям относятся преступления совершенные в сфере производства, распределение материальных благ удовлетворяющие общественные потребности.

Отличительная особенность экономических преступлений состоит в том, что они совершаются специальным субъектом, то есть, лицами включенными в систему экономических отношений.

В основе экономических преступлений лежит корысть и поэтому их также называют корыстными преступлениями.

Представление об экономических преступлениях (преступности) можно сказать, было положено в 1945 году Сатармидовским понятием беловоротничковой преступности в США, как преступности совершаемых высокопоставленными лицами в сфере государственного управления и бизнеса.

Суть экономических преступлений составляют преступления совершаемые предприятиями, корпорациями против интересов государственной экономики, против других предприятий, корпораций, служащими предприятий или корпораций против самих корпораций и предприятий предприятиями, корпорациями против потребителей.

В СССР (в том числе в КР) к экономическим преступлениям относили нарушения правил валютных операций, преступления против социалистической собственности (обсчет, обвес, растрата, хищения, присвоение), а также спекуляция, приписки, коммерческое посредничество, предпринимательская деятельность и должностные преступления ( взятка, дача взятки, злоупотребление должностью и т.д.).

В 1997-1998 гг. существен о изменилось уголовное законодательство (в странах бывшего СССР), многие виды преступлений декриминализованы. В ныне действующем УК Кыргызской Республики в зависимости от степени тяжести экономические преступления распределены в различных разделах и главах.

Экономические преступления считаются корыстными преступлениями. Корысть, как стремление одних людей завладеть средствами принадлежащих другим, исторически обязана появлению частной собственности – экономическими, социальными неравенствами людей.

Именно рыночная экономика является детерминирующим фактором преступности в целом, в том числе экономической преступности. Нужда, безысходность, нищета толкает к корыстным преступлениям обездоленного, это жажда наживы и жажда власти толкает обеспеченных и богатых.

Большинство современных криминологов отказываются от бесконечного поиска «причин» преступности и их умножения. Очень трудно (чаще не возможно) выделить причинно-следственную связь из всей совокупности взаимодействий в социальных системах

Причины экономических преступлений скрыты в экономических отношениях, в их противоречиях, пороках, недостатках, несбалансированности экономического механизма, как в системе производства, так и в системе распределения.

Именно противоречивость экономических отношений является источником экономической преступности. Экономические отношения затрагивают каждый слой общества и каждого конкретного человека.

Например, бесхозяйственность усиливает свое влияние на экономическую преступность.

Судебно-следственная практика свидетельствует о заинтересованности расхитителей, взяточников в сохранении расточительности, на фоне которой их прегрешения не подвергается моральному осуждению.

Дефекты в целесообразности наносит ущерб основной группе товаропроизводителей и т.д., т.п.них людей завладеть средствами принупления считаются корыстнми. корысть анизованной преступности.

а свидетельствует о заинтере

Вопрос 2.

Профилактика преступности означает предохранение людей, общества и государства от преступлений. С появлением первых уголовно-правовых мер (запретов) и преступлений, стали действовать не только карательные но и предупредительные меры.

В настоящее время предупредительная деятельность базируется на теории и представляет собой сложный комплекс взаимодействующих мер предупредительного действия.

Предупреждение преступности (профилактика) – это процесс устойчивого развития социализации личности ориентированные на высокие нравственные ценности.

Поэтому деятельность всех субъектов профилактики должны быть нацелены: на позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных, правовых и иных институтов, на устранение из жизни общества кризисных явлений, диспропорций порождающих нищету, беспризорности, бытовую неустроенность, несправедливость, алкоголизм и т.д. эта задача не только государство но и общество в целом, каждого отдельного гражданина.

Преступность представляет собой очень серьезную угрозу национальной безопасности любого государства. Если общество не находит себе сил и средств решения двуединой задачи эффективности и гуманности, это преступность может превратиться в социальную чуму третьего тысячелетия в диктатуру пятой, а потом единственной власти.

В зависимости от масштаба деятельности различают следующие виды профилактики:

1. Общегосударственная или так называемый общесоциальная профилактика.

2. Специальная профилактика то есть, оперативно- розыскная деятельность правоохранительных органов, направленное для выявление и устранения (нейтрализацию) причин и условий преступности. К ним относятся предотвращение, пресечение преступности и иных процессов детерминации преступности.

3. Индивидуальная профилактика обусловлено тем, что на первом месте в иерархии правоохранительной деятельности специальных субъектов значится – защита личности, ее жизни, здоровья, прав и свобод. Каждый гражданин должен оказывать, что он защищен от преступных посягательств и сам может защищаться всеми способами, средствами и может защитить других.

Общегосударственные (общесоциальные) меры профилактики представляет собой основу фундамент всех наглядных видов предупредительной деятельности субъектов профилактики.

Так, например, предупредительные преступности против собственности могут быть результативными только в том случае, когда морально функционирует экономические, финансовые, контрольные механизмы общества, верховенства закона, когда собственнику не выгодно скрывать свои доходы и т.д.

Причины экономических преступлений необходимо, прежде всего, искать в экономических отношениях, в их противоречиях, пороках, недостатках, несбалансированности экономического механизма, а также в системе распределительных отношений.

Как и все явления, экономические отношения имеет разный уровень, они многослойны, многообразны и подчинены своим законам.

Противоречивость экономических отношений –это источник преступности. Экономические отношения затрагивают каждый слой общества, каждого конкретного человека. Поэтому любое нарушение функционирование экономического механизма чревато опасными последствиями.

Вопрос 3.

Повышенная социальная опасность экономических преступлений заключается в причиненном вреде интересам общества, в нарушении порядка функционирования экономики. Последствием которого является дестабилизация социально-политической обстановки, нарастания кризисного состояния, порождения (появление) организованной преступности и коррупции.

Экономическая преступность определяется некоторыми особенностями:

1. Исключительной латентностью. Основной причиной высокой латентности – отсутствие потерпевших и других лиц, заинтересованных в выявлении экономических преступлений.

Прямой и косвенный ущерб терпит государство. Экономические преступления совершаются лицами стоящими на высоких ступенях общественной, социальной лестницы:

– во-первых, эти лица обладают наибольшими возможностями для различных манипуляций с денежными или иными средствами;

– во-вторых, распоряжаются и управляют или свое богатство;

-в третьих, причем они психологически привыкают к этому и престают считать свое преступление преступным.

Поэтому не случайно в народе говорят: « На хлебной должности сидит». У министра больше возможности совершить экономические преступления- чем у рабочего.

2. Ущерб, причиняемый экономическими преступлениями весьма высок. Общие потери в несколько десятков, а может в сотни тысячи раз превышают суммы материального ущерба по всем уголовным преступлениям вместе взятых.

3. Экономически преступления в значительно большей степени, чем уголовная способны составлять образ жизни значительной части населения, сформировать полукриминальный менталитет.

4. Экономическая преступность по своей природе носит организованный характер, по оценкам последствий она властвует над всей экономикой.

5. Масштабы экономической преступности не поддаются точному количественному измерению, тенденция ее развития строится только на экспертных оценках.

6. Разгул экономической преступности оборачивается массовым не довольствием населения, создает революционную ситуацию и революцию.

Вывод 1.Экономические преступления или экономическая преступность это сложное, противоречивое социальное явление в сфере экономических отношений. Проще говоря, экономическим преступлениям относятся преступления совершенные в сфере производства, распределение материальных благ удовлетворяющие общественные потребности.

Отличительная особенность экономических преступлений состоит в том, что они совершаются специальным субъектом, то есть, лицами, включенными в систему экономических отношений. В основе экономических преступлений лежит корысть и поэтому их также называют корыстными преступлениями.

Вывод 2. Причины экономических преступлений необходимо, прежде всего, искать в экономических отношениях, в их противоречиях, пороках, недостатках, несбалансированности экономического механизма, а также в системе распределительных отношений.

Как и все явления, экономические отношения имеет разный уровень, они многослойны, многообразны и подчинены своим законам.

Противоречивость экономических отношений –это источник преступности. Экономические отношения затрагивают каждый слой общества, каждого конкретного человека. Поэтому любое нарушение функционирование экономического механизма чревато опасными последствиями.

Вывод 3.Экономическая преступность определяется некоторыми особенностями: Исключительной латентностью. Основной причиной высокой латентности – отсутствие потерпевших и других лиц, заинтересованных в выявлении экономических преступлений. Ущерб, причиняемый экономическими преступлениями весьма высок.

Общие потери в несколько десятков, а может в сотни тысячи раз превышают суммы материального ущерба по всем уголовным преступлениям вместе взятых. Экономически преступления в значительно большей степени, чем уголовная способны составлять образ жизни значительной части населения, сформировать полукриминальный менталитет.

Контрольные вопросы:

1. Понятие и содержание профилактической деятельности.

2. Виды предупреждения экономических преступлений и коррупции.

3. Меры профилактики экономических преступлений и коррупции.

Литература:

Источник: https://megalektsii.ru/s7437t4.html

9.2. Основные причины и условия совершения преступлений в сфере экономической деятельности

Причины и условия совершения экономических преступлений

Любые коренные преобразования, крутые переломы в жизни общества всегда сопровождаются ростом преступности. Это закономерно, поскольку преступность всегда активнее паразитирует на ослабленном организме общества. Всплеск экономической преступности обусловлен не одной какой-то причиной. Речь идет о множественности причин и условий преступности, в числе которых можно выделить следующие:

1) деструктивные тенденции в развитии рыночных отношений в экономике и социальной сфере:

а) экономически и социально немотивированный радикализм и непоследовательность в осуществлении реформ;

б) усиление дифференциации жизненного уровня населения;

в) целенаправленные действия преступного мира, преследующего в сфере экономики собственные корпоративные интересы;

2) отсутствие реальной защищенности легитимных экономических отношений, отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики;

3) отсутствие эффективной системы государственного контроля за приватизацией, процессами перераспределения, движением капиталов, деятельностью хозяйствующих субъектов и т.д.;

4) недостатки в организации в экономических структурах документооборота и учета материальных ценностей, контроля за их использованием, ошибки в подборе, расстановке кадров и т.п.

Экономическая преступность во многом обусловлена возникновением именно «теневой» экономики и представляет собой ее форму, часть. «Теневая» экономика выступает важнейшим условием возникновения криминологически значимых дефектов экономической и правовой психологии людей.

В настоящее время, как показывают результаты криминологических исследований, «теневая» экономика расслоилась. Значительная часть «теневиков» перешла в сферу легального бизнеса, остальные специализируются на нелегальных формах (наркобизнесе, торговле оружием и т.п.).

Сращивание «теневой» и легальной экономики порождает криминализацию всей экономической системы страны. Финансовый кризис, проблемы межнациональных отношений являются теми объективными условиями, которые не могут не влиять на поведение людей, их психологию, мораль, принципы.

Всё это не только ослабляют систему борьбы с преступностью, но одновременно цементируют и основу преступности.

В результате неверной экономической политики в осуществлении радикальных реформ страна по ключевым показателям социально-экономического развития оказалась отброшенной назад на 25 – 30 лет. По данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, только за четыре первых года реформ объем промышленного производства сократился почти на 90 %.

Решающим фактором роста криминальной активности в экономической сфере явилось стремление субъектов хозяйственной деятельности к достижению максимальной прибыли, которую зачастую можно было достичь только с использованием противоправных методов.

В результате, в криминальные экономические отношения оказалась включенной значительная часть предпринимателей, составляющих до 20 % трудоспособного населения.

Серьезно детерминирует экономическую преступность также проникновение в предпринимательскую деятельность лиц с корыстной антиобщественной ориентацией.
К тому же в условиях экономической нестабильности, когда государство не обеспечивает легальных способов достижения материального успеха, возникает стремление к

противоправной экономической деятельности, предоставляющей большие возможности для быстрого обогащения.

Огромную роль в деформации экономических отношений сыграла неподготовленность нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере приватизации, внешнеэкономической и банковской деятельности, потребительского рынка. Например, в 1992 – 1993 гг.

в налоговое законодательство вносилось столько изменений и дополнений, что нормативная налоговая база составляла более 800 законов, указов, постановлений, инструкций.

Отдельные положения нормативно-правовых актов были недостаточно четко сформулированы, что послужило причиной их различного толкования, приводило к конфликтам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Возникновению криминогенной ситуации в экономической сфере способствуют изъяны и пробелы в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, что, в первую очередь, отражается на эффективности борьбы правоохранительных органов с экономической преступностью. Со значительным запозданием была введена уголовная и административная ответственность за незаконные виды экономической деятельности.

Росту экономической преступности способствует и фактически бездействующая система контроля, несмотря на обилие и постоянное расширение разного рода контролирующих инстанций.

На состоянии экономической преступности сказывается и деформация отношений в сфере управления экономикой. Они вызваны, прежде всего, некомпетентным вмешательством некоторых государственных структур в экономическую деятельность, принятием непродуманных решений, а порой и сознательным созданием условий для реализации корыстных устремлений.

Одной из причин сложившейся криминальной ситуации в экономике является недостаточная научная проработка проблемы экономической преступности, отсутствие ясных представлений о стратегии и идеологии борьбы с ней.

Современная организация борьбы с экономическими преступлениями по-прежнему осуществляется старыми методами, эффективно действовавшими в условиях централизованной экономики, но не достигающими цели в современных условиях.

Рассматривая причинный комплекс экономической преступности, необходимо подчеркнуть, что в нем отражается влияние экономических и социально-политических процессов в обществе на криминализацию экономических отношений.

В то же время нельзя не учитывать обратного влияния экономической преступности на деформацию экономических процессов, что способствует нарушению рыночного равновесия, нарастанию социальной напряженности в обществе, подрыву авторитета государственных органов власти.

Источник: http://libraryno.ru/9-2-osnovnye-prichiny-i-usloviya-soversheniya-prestupleniy-v-sfere-ekonomicheskoy-deyatel-nosti-krim_z_2013/

Причины и условия совершения преступлений в экономике | Студент-Сервис

Причины и условия совершения экономических преступлений

Причины совершения корыстных преступлений в сфере экономики носят как объективный, так и субъективный характер. Экономические отношения, как уже сказано в разделе учебника о причинах преступности, их противоречивость и негативный характер рождают преступность как таковую. Они определяют и тот срез причин преступности, который можно назвать социально- и индивидуально-психологическим.

Последнее, что ярче всего выражается, например, в стяжательстве, дающем человеку с особой силой почувствовать силу денег и возможность не только нажиться, но часто и диктовать свои условия жизнедеятельности другим людям, и сознает те особенности бытия, которые формируют искривленное создание человека, делает его личностью с устойчивыми социально-психологическими деформациями.

Криминологические исследования показывают, что вхождение в рыночную экономику породило серьезное противоречие между складывающимися способами производства и организационно-хозяйственными решениями, реализующими основные направления экономической политики.

Условно обстоятельства, способствующие относительной распространенности и живучести антисоциального экономического поведения, можно разделить на организационно-хозяйственные и социально-психологические.

Первая группа обстоятельств охватывает такие наиболее существенные, как издержки экономической политики, отсутствие надлежащей системы контроля; отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики и др.

В непосредственной связи с конкретным деянием чаще других находятся следующие обстоятельства: недостатки системы учета и отчетности, текущего контроля со стороны руководителя, пренебрежение требованиями по подбору лиц на материально-ответственные должности, несовершенство норм расхода сырья и материалов, позволяющее создавать неучтенные резервы для последующего расхищения, и некоторые другие.

Вторая группа обстоятельств связана с недостатками правовоспитательной работы, с общей неподготовленностью населения и особенно среднего управленческого звена к решению сложных народнохозяйственных задач на основе новой экономической идеологии, обусловливается неразвитостью демократических традиций саморегуляции общественных процессов в экономике и др.

Степень влияния обеих групп обстоятельств на уровень и динамику экономической преступности неодинакова. Отсутствие целостной концепции предотвращения негативных последствий при вытеснении административно-нажимных методов преимущественно экономическими опосредованно влияет на создание атмосферы пониженной требовательности к нежелательным для общества формам отклоняющегося поведения.

Несбалансированность свободы предпринимательства адекватными мерами ответственности за нарушение общеобязательных правил в экономике порождает уверенность во вседозволенности, порой провоцирует на антисоциальные способы решения экономических проблем.

Важное самостоятельное значение имеют недостатки механизма ценообразования, налоговой политики, которые в ущерб моральным представлениям о добросовестном высококвалифицированном труде как источнике благосостояния способствуют созданию режима наибольшего благоприятствования для авантюристов, деляг, манипулирующих разницей в цене и не брезгующих наживаться на трудностях переходного периода.

Обе группы обстоятельств не являются чем-то изолированным, попеременно детерминирующим повышение или понижение активности различных форм антиобщественного поведения. В действительности они переплетаются, создавая общий неблагоприятный фон в экономике.

Издержки экономической политики переходного периода выступают одним из главных факторов, создающих очаги криминогенной напряженности на отдельных направлениях экономической реформы.

Непоследовательность, фрагментарность, запаздывание в принятии неотложных мер по стабилизации хозяйственных связей серьезно сказывались на абсолютном падении производства, нарастании кризисных процессов, существенном снижении жизненного уровня населения. Криминологическое значение имеют недостатки создания конкурентоспособной альтернативной экономики, покоящейся на предпринимательском интересе.

Политика односторонних преимуществ, адресных льгот для совместных предприятий, кооперативов в немалой степени способствовала насаждению идеологии рантье в деловом мире.

Предпринимательский сектор, ориентированный, главным образом, на торговлю и посредничество, превратился в надстройку над производящей материальные блага экономикой, над государственным сектором, постоянно снижающим свою производительность.

Начиная с 1989 г. по настоящее время общество потеряло 40% экономического потенциала по объему производства. С 7,5 до 10 раз возрос разрыв в материальной обеспеченности: 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных слоев населения – величина в мировой практике критическая, за которой возникает постоянная социальная нестабильность.

К этому следует добавить потерю нравственных ориентиров, атрофию чувства протеста к противоправным способам достижения материального достатка.

Устранение государства из сферы регулирования экономических процессов, широкое внедрение общедозволительного метода правового регулирования при отсутствии условий для его применения серьезно дестабилизировали обстановку в экономике.

Приоритет чисто технических мер, связанных с либерализацией цен, манипулированием денежной массой, процентными ставками, ставками налогообложения в ущерб стуктурных аспектов, определяющих отраслевые, региональные, технологические, социальные приоритеты экономического развития, подвигли общество к переоценке принимаемых мер, необходимости пересмотра экономической политики государства.

Наметившийся сдвиг в предпринимательстве в сторону, противоположную промышленному производству, сам по себе способствует деградации отечественной промышленности, которая без необходимой государственной поддержки, структурной перестройки обречена на использование устаревших технологий, полную остановку производства.

Положение усугубляется тем, что приоритет цеховых интересов над общенациональными происходит на основе углубляющегося хаотического разрушения государственного сектора экономики. Из всех других форм собственности государственная собственность, на которую приходится более 80%, оказалась наименее защищенной, уязвимой для разграбления при смене общественно-экономических систем.

Бесхозяйственность усиливает свое влияние на экономическую преступность из-за отмены внеэкономического принуждения, административных методов регулирования.

Бесхозяйственность как феномен социалистического способа производства не исчезла с применением рыночных механизмов регулирования, она лишь видоизменилась и приняла не менее значительные, чем в прошлом, масштабы.

К проявлениям бесхозяйственности по-прежнему относится огромная потеря сельскохозяйственной продукции из-за отсутствия развитой сети перерабатывающих предприятий (30-40% выращенного урожая теряется по этой причине), сюда же относятся нерациональные потоки перевозок грузов, натуральный обмен продукцией, вызванный разрывом кооперированных хозяйственных связей.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Обыденным делом хозяйственной практики стало “выбивание” с помощью взяток, подношений первоочередного исполнения договорных обязательств со стороны смежников, ибо неисполнение условий договора грозит полной остановкой промышленных предприятий, нередко являющихся монополистами в производстве той или иной продукции, что, в свою очередь, приводит к таким же разрушающим последствиям на других предприятиях, технологически связанных с первыми.

Судебно-следственная практика свидетельствует о заинтересованности расхитителей, взяточников в сохранении расточительности, на фоне которой их прегрешения не подвергаются моральному осуждению и тем более остракизму.

Поскольку, по мнению ведущих экономистов, переходный период к полноценному рынку с созданием необходимой инфраструктуры займет от 20 до 30 лет, сохраняется актуальность самодовлеющего влияния бесхозяйственности на экономическую преступность.

Дефекты ценообразования. Как правило, рынок сам назначает цену товару на основе спроса и предложений и лишь незначительная часть устанавливается директивным путем.

Мировой практике известны различные способы государственного регулирования цен: для одних это установление верхних границ, превышение которых рассматривается как нежелательное, с точки зрения утверждения господствующих представлений о морали, для других – установление нижних границ, за пределами которых наносится материальный ущерб основной группе товаропроизводителей.

Неприемлемым является сговор монополистов по поддержанию выгодных цен на рынке товаров и услуг в ущерб интересам потребителей.

Существенный урон интересам граждан в настоящее время наносится перекачиванием товаров из предприятий государственной торговли в коммерческую торговлю, поэтому первостепенное значение приобретает процесс дальнейшей приватизации торговли и сферы обслуживания, передача их в индивидуальную и коллективную частную собственность.

Усугубляет положение недостаточная эффективность мер гражданско-правового воздействия, которые подрывали бы стимул к занятию противоправной деятельностью, делали бы ее в экономическом отношении невыгодной. Отмеченные обстоятельства неблагоприятно сказываются на утверждении заповедей добросовестной коммерции как необходимом моральном основополагающем регуляторе рыночных отношений.

Опосредованное влияние на характер и уровень экономической преступности оказывают и иные недостатки функционирования хозяйственного механизма, например разрыв производственных связей, так называемый хозяйственный сепаратизм. Договорные цены породили интерес предприятий не к поставкам по договорам, а к поставкам по собственному усмотрению с извлечением дополнительной прибыли.

Между тем степень кооперирования, взаимозависимости в народном хозяйстве настолько велика, что отказ одного или двух из 1500 поставщиков, обеспечивающих работу авиационного конвеера на Саратовском авиазаводе, может дезорганизовать производство смежных заводов с десятками тысяч занятых рабочих.

Возрастает зона коррупции, обычные договорные отношения заменяются бартерными операциями. Нередко при товарообменных операциях превалирует коллективный эгоизм, взамен необходимой продукции приобретаются радио- и видеотехника, другие престижные вещи для узкого круга лиц, в том числе и с целью спекуляции.

Недостатки действующей системы государственного контроля способствуют распростаранению скрытых, невыявленных экономических преступлений.

Свойственный командной экономике тип контроля был рассчитан на жесткое регулирование хозяйственной деятельности путем запретов или детальной регламентации порядка осуществления операций с материальными ценностями и денежными средствами и оказался неприспособленным к изменившимся экономическим условиям.

Создалась ситуация, при которой отмечался рост потерь, недостач, хищений, а эффективность деятельности ведомственного контрольно-ревизионного аппарата неуклонно снижалась. За 5 лет показатели работы ведомственного контрольно-ревизионного аппарата по выявлению непроизводительных потерь, приписок, злоупотреблений сократились почти в 1,5 раза.

Не менее чем на 30% уменьшилось число материалов, направляемых по инициативе контрольного аппарата в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Отмеченные тенденции совпали с численным снижением специализированного ревизорского аппарата, а затем и его полной ликвидацией.

Свертывание контроля при сохранении стабильности факторов, обусловливающих рост корыстных посягательств на государственное имущество, породило зону, свободную от привычного внимания общества, сказалось на атмосфере безразличия населения к разоряющим страну противоправным действиям.

Перестройка хозяйственного механизма сопровождалась и ликвидацией органов народного контроля, которые стали рассматриваться лишь как рудимент административно-командной системы, тормозящей радикальные реформы.

Таким образом, государство лишилось одного из важнейших инструментов управления нарождающимся предпринимательством, а новой полноценной системы контроля своевременно не было создано.

Утратился барьер, в значительной степени ограждающий общество от злоупотреблений.

В основу новой системы контроля, отвечающей потребностям рыночной экономики, положены следующие принципы: разграничение объектов контроля по формам собственности; разграничение субъектов контроля на государственный, общественный, аудиторский (независимый платный), ведомственный (фирменный) и внутренний (внутрихозяйственный).

В соответствии с действующим законодательством образованы Государственная налоговая инспекция, налоговая полиция, аппарат Главного государственного инспектора и контрольное управление при Президенте, Федеральное казначейство.

Однако существенного влияния на оздоровление дел в экономике они пока не оказывают. Сказывается отсутствие целостного представления о способах государственного регулирования экономики, идеологии контроля в целом.

Особенно значительны потери при использовании государственной собственности, оказавшейся вне сферы пристального внимания государства. Достаточно сослаться на тот факт, что в международной организации Государственного контроля ИНТО-САН, образованной в 1953г. и насчитывающей 147 стран, нет Российской Федерации.

Значительно отстает от потребностей общества кадровый состав и техническое оснащение контрольных органов. В США, например, насчитывается 46 управлений, самостоятельных бюро контрольного управления, наряду с налоговой службой, нужды которой обслуживает 40 различных автоматизированных систем по проверке правильности исчисления налогов.

Как правило, укрепляет решимость совершить преступление непосредственная обстановка на предприятии, в организации по месту работы осужденного. В ряду названных выделяются обстоятельства:

1) ненадлежащая охрана, нарушения внут-риобъектного режима, позволяющие безбоязненно вынести материальные ценности;

2) отсутствие учета, нарушение порядка и сроков проведения ревизий и инвентаризаций, подчас формальный характер их осуществления без проверки фактического наличия товаров, материалов;

3) зачисление на материально-ответственные должности лиц, судимых за корыстные преступления, склонных к противоправному поведению;

4) недостатки правового воспитания в коллективе;

5) низкий моральный уровень лиц, окружающих виновного.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/prichiny-i-usloviya-soversheniya-prestuplenij-v-ekonomike/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.