Причины совершения экономических преступлений

Причины экономической преступности. Ролевые особенности лиц, совершающих экономические преступления

Причины совершения экономических преступлений

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 19Следующая ⇒

Криминологическая особенность экономической преступности – в постоянном расширении видов проеступных посягательств в сфере экономики.

Причины экономических преступлений заложены в недостатках и противоречиях существующих экономических отношений.

К первой группе обстоятельств, детерминирующих эту преступность относят издержки экономической политики, отсутствие надлежащей системы государственного контроля; отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики.

В качестве причин и условий конкретных преступлений называют такие обстоятельства, как недостатки системы учета и отчетности, текущего контроля со стороны руководителя, пренебрежение требованиями по подбору лиц на материально-ответственные должности, несовершенство норм расхода сырья и материалов, позволяющие создавать неучтенные резервы для последующего расхищения, недостатки ценообразования, налоговой политики, бесхозяйственность.

Во вторую группу обстоятельств, детерминирующих экономическую преступность, выделены недостатки правовоспитательной работы, неподготовленность среднего управленческого звена к решению сложных народнохозяйственных задач.

К социально-экономическим и социально-психологическим причинам и условиям экономической преступности относят:

– невозможность достижения подавляющим большинством населения страны официально декларируемых стандартов потребления легальным путем;

– деятельность в предпринимательской сфере лиц, которые раньше занимались нелегальным бизнесом, привлекались к уголовной

ответственности, а в настоящее время связаны с криминальной средой;

– поляризация общества на богатых и бедных;

– низкая доля зарплаты в составе валового внутреннего продукта;

– рост безработицы.

Экономическим преступникам следует относить расхитителей, взяточников, бизнесменов-преступников, мошенников, вымогателей, воров, грабителей, разбойников, контрабандистов, торговцев фальсифицированными товарами, налоговых преступников, руководителей, организующих криминальное банкротство предприятий, и многих других.

Как правило, это лица старше 30-ти лет.

Большинство экономических преступников занимают высокое социальное положение в обществе. Будучи собственниками, управляющими крупных предприятий или высокопоставленными чиновниками, они играют важную социальную роль в системе общественных отношений, особенно экономических.

Преступники, совершающие уголовные деяния в кредитно-денежной сфере, как правило, высокоинтеллектуальные специалисты.

Они умеют быстро адаптироваться к новым формам и методам предпринимательской деятельности, применяемым банковским документам, новым электронным платежным средствам, средствам связи и оргтехники, к новым банковским валютным и таможенным технологиям совершения хозяйственных операций.

Соотношение между мужчинами и женщинами, совершающими экономические преступления, примерно равное.

Основными нравственно-психологическими характеристиками экономических преступников являются: корыстно-потребительская ориентация; преувеличенное представление о роли материальных благ; негативное отношение к интересам общества и отдельных граждан; коммуникабельность, умение произвести впечатление, хитрость, ловкость, изворотливость, энергичность, решительность, расчетливость, умение просчитывать свои действия далеко вперед.

16. Предупреждение экономической преступности.

Экономические преступления распространились практически на все сферы хозяйствования, поэтому их предупреждение, нейтрализация криминогенной ситуации в сфере экономической деятельности должны носить в государственной политике стратегический, приоритетный характер, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер.

Превентивная деятельность должна быть разноуровневой, охватывать все общество – от федерального и регионального уровня до индивидуального предпринимателя. Превентивные меры можно разделить на общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.

К общесоциальным мерам предупреждения относят: проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности «теневой» экономики; разумное дистанцирование государственного и частного секторов экономики, нейтрализация условий, способствующих перекачке государственных средств в частно-предпринимательские структуры; стимуляция честного предпринимательского поведения, установление ответственности за использование недобросовестной конкуренции, дискредитацию экономических и финансовых партнеров, клановые проявления монополизма, связанные с коррупцией; создание условий для постепенного вытеснения из сферы производства и распределения криминальных методов регулирования экономических отношений, недопущение получения сверхприбылей противоправными способами, повышение ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины, устранение системного кризиса в обществе, защита самых уязвимых слоев населения.

Специально-криминологические меры отдают предупреждение экономических преступлений различным элементам правоохранительной системы (органы государственной власти разного уровня, органы государственного контроля, органы финансового контроля, правоохранительные органы, общественные организации). Эти меры включают: выявление и устранение причин и условий, способствующих экономическим преступлениям; установление лиц, замышляющих (подготавливающих) их; обеспечение максимально результативного раскрытия преступлений.

17. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних: причины, личность и особенности предупреждения.

В понятие преступности несовершеннолетних входит вся совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет вне зависимости от вида преступления. Преступность несовершеннолетних включает четыре возрастные группы несовершеннолетних: 14-15 лет, 15-16 лет, 16-17 лет и 17-18 лет.

Выделяют социальные факторы и криминогенные. Причины и условия преступности несовершеннолетних концентрируются в недостатках в сфере трудовой занятости, профессионального образования, семейного, школьного воспитания, организации спорта и досуга, профилактического контроля со стороны правоохранительных органов.

Распространенными причинами преступности несовершеннолетних являются корысть, в том числе из бедности и беспризорности, сексуальная агрессия, хулиганская мотивация.

Самыми значительными условиями преступности несовершеннолетних являются беспризорность, бесконтрольность, семейное неблагополучие, безработица, слабость ранней профилактики.

Для несовершеннолетних характерны такие специфические мотивы преступлений, как самоутверждение в группе, «лжетоварищество», «псевдоромантизм», «запретность плода», «враждебность к чужим».

Общее ухудшение экономического и социального положения после распада СССР привело к заметному ослаблению родительской семьи в интеллектуальном и нравственном развитии детей, в защите их жизни и здоровья. Нарастает проблема социального сиротства (при живых родителях).

Ростом числа безработных, беженцев, вынужденных переселенцев. Наблюдается рост жестокого обращения с детьми. Высокая смертность увеличивает численность вдов, вдовцов и детей-сирот.

Снижение воспитательных функции школы. Во многих благополучных в материальном отношении семьях господствует двойная мораль родителей, которая ведет к взаимному отчуждению.

Несовершеннолетний преступник – это лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерны:

– постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т. д.);

– следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, участие в азартных играх;

– бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;

– ранние половые связи, половая распущенность;

– систематическое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, грубости, актов насильственного поведения:

– виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;

– культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся успехами в учебе, дисциплинированным поведением;

– привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у слабого.

Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних – это основанная на определенных идеях деятельность системы государственных и негосударственных институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения явления преступности несовершеннолетних с целью защиты человека общества и государства от преступных посягательств.

Политика государства по предупреждению преступности несовершеннолетних должна быть тесно взаимосвязана с экономической, социальной, демографической и т.п. политикой. Для повышения эффективности этой политики нужно усовершенствование разных отраслей права от уголовного до жилищного.

Принципиальное значение имеет выбор двух целей государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних.

С одной стороны – это защита прав и интересов несовершеннолетних, ослабление негативного влияния дисфункции институтов социализации, а с другой стороны – защита общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних.

Такая интегрированная конструкция цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет концептуально решать многие проблемы криминологической и правовой практики.

Государство располагает многими средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. Основные из них:

– Социальная профилактика (меры, направленные на защиту прав и интересов несовершеннолетних в основных сферах жизнедеятельности – быта, образования, труда, досуга).

– Правовое сдерживание (профилактические нормы и система правового воспитания).

– Криминологическая профилактика (меры, направленные на ослабление, блокирование, нейтрализацию причин и условий преступности).

– Виктимологическая профилактика (меры, направленные на формирование безопасного образа жизни несовершеннолетних, снижению риска стать жертвой преступления и ослабление виктимогенной среды).

– Уголовно-правовое предупреждение (предупреждение преступлений средствами уголовного права, процесса и уголовно-исполнительного права), ядро которого – обеспечение применения эффективного наказания и его исполнение.

Предупреждение преступности несовершеннолетних подразделяется на раннюю, непосредственную, профилактику предпреступного поведения, профилактику рецидива.

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Источник: https://mylektsii.su/7-30698.html

Правовое обеспечение экономической безопасности

Причины совершения экономических преступлений

Такое предупреждение по своей сути состоит в воздействии на негативные факторы, обуславливающие появление и воспроизводство преступлений, способствующие их совершению, нейтрализации влияния указанных факторов или их устранения.

Учитывая общественную опасность экономических преступлений, которые захлестнули практически все сферы хозяйствования, их предупреждение, нейтрализация криминогенной ситуации в сфере экономической деятельности должны стать стратегическим, приоритетным направлением государственной политики в области борьбы с преступностью.

Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.

Деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах.

Она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций). В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.

Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности “теневой” экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих “теневую” экономику и связанную с ней преступность.

При этом, как справедливо отмечает А.И.

 Алексеев, необходимо обеспечить разумное дистанцирование государственного и частного секторов экономики, нейтрализовать условия, способствующие перекачке с корыстной целью государственных средств в частно-предпринимательские структуры; стимулировать предпринимательское поведение, соответствующее интересам потребителей; установить жесткие меры ответственности за использование недобросовестной конкуренции, дискредитацию экономических и финансовых партнеров, за клановые проявления монополизма, связанные с коррупцией; создать условия для постепенного вытеснения из сферы производства и распределения криминальных методов регулирования экономических отношений. Усиление государственно-правовой защиты всех форм правомерно приобретенной собственности необходимо сочетать с методами по недопущению получения сверхприбылей противоправными способами, повышению ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины.

Таким образом, определяющая роль в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности принадлежит общегосударственным мероприятиям по устранению системного кризиса в обществе, в первую очередь по стабилизации отношений в сферах экономики и социальной жизни, по разрешению присущих им противоречий, обеспечению роста промышленного и сельскохозяйственного производства, демонополизации экономики и формированию конкурентной среды, развитию инфраструктуры рынка, укреплению гарантий частной собственности, социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, совершенствованию законодательства, программированию предупреждения экономических преступлений.

В систему общесоциальных мер входит и криминологический прогноз, который позволяет предсказать возможные криминогенные последствия определенной экономической политики и выработать стратегию по их устранению, локализации или нейтрализации. В основе такого прогноза лежит осуществляемая криминологами экспертиза нормативно-правовых актов с точки зрения их воздействия на преступность, ее детерминанты, систему мер борьбы с ней.

Не менее существенное значение имеют и меры, способствующие оздоровлению отношений в духовно-нравственной сфере, т.е. меры, направленные на формирование культуры и моральных норм, чувства гражданственности и позитивных интересов. Без этого вряд ли можно рассчитывать на успех профилактики.

Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности.

В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана.

Однако, к сожалению, в качестве профилактики преступлений обращение к жертве преступления, потерпевшему пока используется не часто.

Сознавая важность и значимость мер общесоциального характера в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности, следует учитывать сегодняшние реалии – говорить о широкомасштабных позитивных воздействиях на социальные процессы сейчас крайне затруднительно.

В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупреждения экономических преступлений.

Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения.

Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономки, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).

Субъектами предупреждения экономической преступности являются:

– федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции как непосредственно, так и через подведомственные им структуры;

– органы государственного контроля (органы валютного и экспортного контроля, налоговая и таможенная службы, Контрольное управление при Администрации Президента РФ, Счетная палата, органы Антимонопольного комитета и Федерального казначейства, Центральный банк РФ, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и др.);

– органы независимого вневедомственного финансового контроля (частные аудиторы, аудиторские фирмы);

– правоохранительные органы (органы прокуратуры, специальные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями МВД, ФСБ, ГТК);

– общественные организации (объединения), коллективы и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность по предупреждению различных видов экономических преступлений, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию (ассоциация российских банков, общества по защите прав потребителей, фонды помощи правоохранительным органам и др.).

Так, Государственная налоговая служба осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей.

Государственные налоговые инспекции контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода и иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей.

Центральный банк РФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений.

Органы Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольный комитет) осуществляют государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и принимают меры по предупреждению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Органы Федерального казначейства проводят проверки денежных документов, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского бюджета в министерствах, ведомствах, на предприятиях и учреждениях, в организациях, банках и иных финансово-кредитных учреждениях, основанных на любых формах собственности.

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, наряду с органами Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт) и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор), принимают меры к предупреждению выпуска и продажи товаров, опасных для жизни и здоровья граждан и их реализации на потребительском рынке.

Аудиторы по поручению государственных органов или по инициативе самих хозяйствующих субъектов проверяют отчетность, платежно-расчетную документацию, налоговые декларации и другие финансовые обязательства и требования экономических субъектов.

Предупреждением преступлений в сфере экономической деятельности занимаются и правоохранительные органы (прокуратура, органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности), способные принять соответствующие меры в рамках своей компетенции как на ранних стадиях совершения экономических правонарушений, так и в ходе расследования преступлений.

Хотя функция предупреждения экономических преступлений возложена на различные элементы правоохранительной системы, органы внутренних дел среди них занимают наиболее важное место, поскольку именно они имеют специализированные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями. В системе МВД сосредоточен основной банк информации о динамике, структуре преступности в сфере экономической деятельности.

Деятельность этих подразделений направлена на: выявление причин и условий совершения преступлений в сфере экономики; информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической направленности; проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, и принятие к ним соответствующих мер предупреждения и пресечения; выявление и разобщение организованных преступных групп, действующих в сфере экономики.

Главное в профилактике – своевременность, а она возможна лишь тогда, когда имеется соответствующая информация, помогающая:

– выявить, нейтрализовать и устранить причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере экономической деятельности;

– установить лиц, замышляющих (подготавливающих) совершение преступления;

– обеспечить максимально результативное раскрытие преступлений.

Указанные меры должны базироваться на соответствующей кадровой, материально-технической обеспеченности правоохранительных органов, надежной правовой и социальной защищенности их работников.

Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности требует от правоохранительных органов высокого уровня взаимодействия. Одной из его форм является четко отлаженный, интенсивный обмен информацией. Оперативность информационного взаимодействия между правоохранительными органами – важный показатель успешной борьбы с преступностью в сфере экономической деятельности.

Координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, контролирующих и правоохранительных органов, общественных организаций по ключевым направлениям предупреждения экономических преступлений осуществляется на основе целевых государственных программ усиления борьбы с преступностью в Российской Федерации.

Эти программы предусматривают осуществление комплекса соответствующих взаимосвязанных мер экономического, организационного, технического, правового и воспитательного характера.

В то же время с учетом сложности решения экономических проблем представляется целесообразным сформировать и в дальнейшем реализовывать специальную долгосрочную федеральную программу борьбы с экономической преступностью.

Среди основных направлений такой программы, на наш взгляд, необходимо выделить: совершенствование законодательного регулирования борьбы с экономическими преступлениями и мобилизацию правоохранительных органов на ее осуществление.

К правовым мерам относятся: существенный пересмотр (с точки зрения позитивного изменения) действующей нормативной базы, регулирующей экономическую деятельность; введение соответствующих современным экономическим отношениям норм, повышающих ответственности за криминальную экономическую деятельность.

Необходимость мобилизации правоохранительных органов связана с требованием повышения эффективности работы правоохранительных органов в области предупреждения экономических преступлений. Речь идет не только о совершенствовании имеющихся методов данной деятельности и критериях оценки ее результатов, но и о качественном обогащении и изменении их содержания.

  • Вместе с тем изучение эффективности системы предупреждения экономической преступности показывает, что, несмотря на достаточно большое количество ее субъектов, их деятельность существенного влияния на оздоровление дел в экономике пока не оказывает. Сказывается отсутствие целостного представления о способах государственного регулирования экономики, идеологии контроля за развитием экономических отношений в целом.

Продолжающийся процесс криминализации экономических отношений требует своевременной корректировки законодательной базы, внесения изменений в стратегию и тактику деятельности контролирующих и правоохранительных органов, в федеральные программы борьбы с преступностью. Нельзя держаться за старые правовые формы, нужны комплексные специальные законы, которые затем будут развиваться и дополняться, образуя, может быть, новые, нетрадиционные отрасли законодательства.

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=27061

Почему совершаются преступления?

Причины совершения экономических преступлений

Но главное заключается в следующем: преступление возможно, если человек нечестен, жаден, озлоблен, мстителен, завистлив, духовно несамостоятелен. Это – субъективные причины преступлений.

Мы своими настроениями, притязаниями, своим отношением друг к другу, к семье, детям, общественным обязанностям, законам, своему будущему во многом определяем характер общества, нравственный климат в нем.

Если существует много людей с нечистыми помыслами, грязными намерениями и целями, общество криминализируется, т. е. приобретает преступный оттенок.

Безусловно, определенную роль здесь играет образовательный уровень личности, его общая и правовая культура, а также условия воспитания в семье и в окружающей микросреде.

Специфические условия индивидуальной жизни и воспитания иногда оказывают отрицательное воздействие на процесс формирования взглядов и привычек.

В тех случаях, когда в этих условиях начинают складываться антиобщественные взгляды и привычки, отдельные лица в определенных ситуациях начинают действовать вопреки запретам, установленным законом.

Причиной совершения преступления несовершеннолетним является взаимное влияние отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего.

В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов, У большинства таких подростков в структуре личности доминируют такие отрицательные качества, как лень, своеволие, безответственность, стремление к слепому подражанию, нечуткость, агрессивность и т. п.

Исследования лиц, совершивших преступления, позволили выявить следующие закономерности:

  • 1. Правосознание подростка, совершившего преступление, как правило, по ряду запретов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам.
  • 2. Такой подросток отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих общественные отношения, на которые он посягнул.
  • 3. В иных случаях несовершеннолетний признает правильной и справедливой правовую норму, за нарушение которой он был осужден, однако считает приговор, вынесенный ему, несправедливым (обычно – излишне суровым).

Многочисленные и многолетние наблюдения говорят совершенно определенно, что если дети из семьи воруют, то в этом виновата семья.

Нездоровая обстановка в семье, корыстолюбие, жадность, стяжательство, равнодушие к людям, нежелание считаться с интересами других, проявляемые родителями, формируют у подростка ложное представление нашей действительности, приводят к возникновению антиобщественных навыков и привычек.

Человека действительно формирует среда. Но все действия и преступления в том числе, совершает сам человек. Никакие особенности среды оправдать преступление не могут. В конце концов в преступлении, которое совершает человек, виноват он сам.

Поэтому закон наказывает именно его, а не общество, семью, в которой он вырос, школу, в которой учился, друзей.

Скорее совершит преступление тот, кто плохо знает право, причем не только его «букву», но и «дух», кто не уважает закон, не привык соизмерять свои поступки с нормами морали и права.

Иные юные правонарушители, оказавшись на скамье подсудимых, стремятся всю вину за свое «грехопадение» возложить на окружающих: «Меня плохо воспитывали, вот я и стал таким». И ни слова о собственной вине, об осознании собственной ответственности за свои поступки.

Отрицательные влияния на подростков извне, со стороны, могут быть очень сильными, обстановка жизни в семье невыносимой, но все-таки в конечном итоге выбирает, как себя вести, сам подросток.

Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки, за его решения вести себя так или иначе.

Есть еще одна причина, очень парадоксальная на первый взгляд – это поведение потерпевших. Поведение потерпевших иногда бывает безответственным. Жертва как бы сама провоцирует преступника на совершение преступления.

Например, девушка откликнулась на сомнительное приглашение малознакомых людей, согласилась с ними поехать за город и т.д.

Это, конечно же, не оправдывает совершение противозаконных действий, сколь бы безответственным не было поведение потерпевшего, преступник все равно должен отвечать по закону.

Преступность, конечно, не вечна. И неисправимых преступников тоже не существует. Добро, милосердие способны исправить любую душу. Каждый человек способен обрести высокий смысл своего существования, ощутить свою нужность.

Мудрый старец из остросюжетного романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» сказал о нравственности и праве: «По моему глубокому убеждению, в нашей стране окончательная победа над преступностью будет одержана не карательными органами, а естественным ходом нашей жизни, ее экономическим развитием. А главное – моралью нашего общества, милосердием и гуманностью наших людей… Милосердие – та форма взаимоотношений, к которой мы всегда стремимся…»

Да, милосердие всегда, во все времена насущно, жизненно необходимо. А коли так, может наступить время (правда, не очень скоро), когда о преступности люди будут читать лишь в учебниках истории, как мы сейчас читаем в них о варварских казнях средневековья.

В искоренении преступности большую роль играет то, что окружающие виновного лица люди не равнодушны, способны остановить его. Вспомните героя романа В. Гюго «Отверженные» Жана Вальжана.

Бывший каторжник Жан Вальжан был зол на весь белый свет. Из-за пустяковой провинности его надолго упекли на каторгу.

Он никому не верил и готов был совершать преступления из мести тому обществу, которое так плохо с ним обошлось. По путы с каторги его пустил переночевать священник Мириель.

Рано утром Вальжан тайком покинул гостеприимный дом, “прихватив» столовое серебро. Его поймали. Привели к священнику, чтобы убедиться в краже. И что же Мириель?

– Я подарил вам эти приборы, – сказал он каторжнику в присутствии полицейских. – Вы забыли еще подсвечники. И он протянул дорогие вещи преступнику.

Для Жана Вальжана все это было каким-то сном, чудесным, целительным. Он ушел, потрясенный до глубины души. И душа его исцелилась от этого акта милосердия и мудрости.

Исчез преступник, заново родился честный, добрый, сильный и самоотверженный человек.

Нельзя поступать противозаконно только потому, что многие окружающие легко идут на нарушение закона. Правильно отмечал Лев Толстой: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают».

Источник: https://www.advokatrt116.ru/sovershayutsya-prestupleniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.