Приговор с назначением принудительных работ

Содержание

Принудительные работы, как вид уголовного наказания

Приговор с назначением принудительных работ

Среди разнообразных мер, которые применяются к лицам, признанным виновными в совершении преступлений, предусматриваются принудительные работы. Наказание в виде принудительных работ имеет свои особенности, оно совмещает в себе некоторые черты ареста и исправительных работ.

Особенности уголовного наказания в виде принудительных работ

Суть наказания состоит в том, что виновный направляется в специальное учреждение, в котором занимается полезными делами. Злоумышленник, помимо всего прочего получает заработную плату, часть из которой отчисляется в бюджет государства.

Данная мера наказания рассматривается как мягкая, так как условия для труда предусматриваются не жесткие, срок назначается не длительный. В отношении этого наказания не действуют такие жесткие условия, как при лишении свободы.

Отличительные черты данной меры наказания заключаются в то, что она может применяться к определенной категории граждан. Также устанавливаются специальные места для отбывания и порядок. Законодателем регламентирован срок, на который принудительные работы могут применяться.

Понятие

Статья 53.1 УК РФ предусматривает такой вид наказания, как принудительные работы. Воздействие на лицо, совершившее преступное деяние, заключается в том, что виновный принуждается к труду.

 Воздействие носит воспитательный характер. Заработная плата поступает на счет виновного за вычетом определенного процента, который идет в пользу государства или человека, которому причинен вред преступлением.

Данный процент прописан в законодательстве.

Данная разновидность наказания предполагает осуществление виновным работы, которая курируется сотрудниками уголовно-исполнительного органа. На них возлагаются обязанности по контролю за выполнением осужденным работ. Кроме того, осужденный обязан в систематическом порядке отмечаться о том, что он приступил к выполнению работ и по их окончании.

В ситуации, когда виновный нарушает порядок, установленный для отбывания данной разновидности наказаний, срок выполнения принудительных работ может увеличиваться.

Статья 53.1 УК РФ гласит о том, что данная мера наказания выступает как альтернатива лишению свободы и применяется в случаях, которые предусматриваются законодателем. Применима она за совершение преступного деяния, которое относится к небольшой и средней тяжести, а также, если тяжкое преступление совершено впервые.

Если судья по результатам рассмотрения дела приходит к выводу о том, что виновный может исправиться без изоляции от общества, то лишение свободы заменяется на принудительные работы.

Внимание! Если наказание назначается в виде лишения свободы сроком, превышающем пять лет, принудительные работы применимы быть не могут. Скачать для просмотра и печати:

Статья 53.1 Уголовного кодекса РФ «Принудительные работы»

Разновидности

Виды рассматриваемой меры наказания предусмотрены в Уголовном кодексе. При этом стоит отметить, что прямо разновидности не прописаны, однако их можно выделить самостоятельно по нескольким основаниям. К примеру, можно выделить территориальный признак. В некоторых ситуациях виновных приговаривают к отбыванию наказания в непосредственной близости к дому, а кого-то отправляют дальше.

Также основанием для выделения вида считается срок, на который назначается данное наказание. Одному виновному наказание назначается на короткий срок в профилактических целях, а кому-то — более суровое. В первой ситуации срок будет не более нескольких месяцев, во втором — год и более.

Особенности принудительных работ

Главной особенностью принудительных работ выступает то, что они альтернативны. Это говорит о том, что данный вид наказания назначается в качестве альтернативы для лишения свободы.

Принудительные работы применяются шесть дней в неделю, при этом человек занят ими с утра до вечера, поэтому эффект почти такой же, как и у лишения свободы. Кроме того, виновный не может отказаться от выполнения таких работ, а те, кто отбывает наказание в виде лишения свободы, имеет право отказаться от работы.

Возникают ситуации, когда при вынесении приговора, заключающегося в принудительных работах, виновные, которые ранее отбывали наказание в виде лишения свободы, расстраиваются.

Также можно сказать, что рассматриваемая разновидность наказания предусматривает выплату виновному вознаграждения, что является отличием от многих разновидностей наказаний.

Происходит это таким образом: на счет виновного поступает небольшая сумма, которая немного превышает прожиточный минимум, остальные средства перечисляются в пользу пострадавшей стороны или государства.

Кому назначаются и к кому не применяются

Для того чтобы принудительные работы могли быть применимы, требуется нахождение виновного в подходящей возрастной группе, также у него должно быть удовлетворительное состояние здоровья.

Принудительные работы являются специфическим видом наказания и могут применяться не ко всем. Категории лиц, к кому не применяется наказание, предусмотрены в статье 53.1 УК РФ и перечислены в данной статье.

Уголовный кодекс предусматривает, что данная мера наказания применима ко всем лицам, за исключением:

  • лиц, не достигших шестнадцатилетия;
  • женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;
  • лиц, признанных инвалидами;
  • женщин в состоянии беременности;
  • пенсионеров и военнослужащих.

Стоит отметить, что к беременным не применяются принудительные работы, потому как они не могут заниматься тяжелым трудом, это может нанести вред здоровью женщины или ребенка.

Также женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, освобождаются от этого наказания.

Лица, не достигшие шестнадцатилетия, не отбывают данное наказание, так как у них еще не полностью сформирован организм — не рекомендуется выполнять тяжелый физический труд.

Для справки! Назначение и реализация осуществляется органом уголовно-исполнительной системы.

Места отбывания

Осужденные отбывают наказание вблизи своего места жительства. Осужденные имеют обязанность отмечаться в уголовно-исполнительной инфекции. Данный орган дает указания относительно того, как будет осуществляться деятельность.

В ситуации, когда принудительный труд включает выполнение работ под руководством бригадиров или кураторов, это говорит о том, что осужденный будет подметать улицы, собирать мусор, красить бордюры и выполнять прочие разновидности тяжелой мужской работы.

Устанавливается время для перерыва на обед. Это является обязательным, однако прием пищи также проходит под надзором куратора.

Порядок отбывания

Изначально происходит определение исправительного учреждения, где будут принудительные работы. Располагаться оно должно в субъекте, где проживает осужденный. Если такой организации нет, то в другом месте, где имеются подходящие условия. После этого виновного распределяют в общежитие либо он живет в своей квартире. Далее — процесс регистрации и начало работ.

Устанавливаются следующие обязанности для осужденных:

  • следовать правилам, которые установлены относительно внутреннего распорядка организации;
  • выполнять работы в месте, где это определено;
  • не покидать территорию учреждения, в том числе в ночное время, в праздничные и прочие дни без соответствующего разрешения;
  • всегда при себе иметь документ, посредством которого удостоверяется личность;
  • принимать участие в работах, направленных на облагораживание зданий и территорий, но не более двух часов за неделю.

Когда применяются и сроки

Данная мера наказания применима в ситуации, когда преступление совершено в первый раз. Категория деяния может быть небольшой, средней тяжести, и в исключительных случаях тяжкой.

В уголовном законодательстве закреплено, что данная разновидность наказаний устанавливается на срок от двух месяцев до пяти лет. Конкретная продолжительность устанавливается в результате рассмотрения дела судом, когда учету подлежат все особенности совершенного деяния.

Зачастую, когда виновный обладает положительными характеристиками, срок относительно назначения принудительных работ не превышает полугода.

Проблемы исполнения

Основной проблемой в рассматриваемом случае предусматривается то, что не имеется возможности отследить, происходит исправление виновного или нет. Зачастую в бригадах имеет место дедовщина, когда лица, ранее начавшие отбывать наказание, пытаются руководить остальными.

Также проблема состоит в непослушании. Не во всех ситуациях бригадир может справиться с осужденным.

Отличия от обязательных и исправительных работ

Принудительные работы применяются в отношении лиц, совершивших противоправное деяние, которое относится к средней или легкой степени, при этом сопровождается отягчающими признаками. Данная мера наказания имеет схожие черты с некоторыми разновидностями наказаний.

От исправительных работ рассматриваемая мера отличается тем, в каком месте отбывается наказание. Зачастую это специальное исправительное учреждение, которое располагается в регионе проживания виновного. Вторым отличием является то, что осужденный постоянно находится в месте отбывания. Также имеются незначительные отличия, которые связаны с порядком исполнения.

Обязательные работы отличаются тем, что за их выполнение осужденный не получает заработной платы, тогда как при принудительных работах лицо получает заработную плату в определенных пределах. Суд устанавливает определенный период, в течение которого выполняются обязательные работы, в то время как принудительные исполняются весь период.

Как часто применяются

На практике данный вид наказания применяется не так часто. Это связано с тем, что не все муниципальные образования имеют учреждения, где осужденный может отбывать наказание. Поэтому судья принимает решение назначить лишение свободы, чем решать вопрос с переездом виновного.

Также в качестве ограничения выступает то, что такие работы могут применяться не ко всем категориям граждан.

Что будет в случае злостного уклонения

Если будет установлено, что лицо злостно уклоняется от исполнения обязанностей, прописанных в обвинительном приговоре, то к виновному могут применить более суровую меру наказания. Согласно Уголовному кодексу, один день принудительных работ рассматривается как один день лишения свободы.

Пример

В качестве примера принудительных работ выступает выполнение работ, направленных на облагораживание территории муниципалитета. Виновным ставят задачи убирать мусор, восстанавливать строения и выполнять другие разновидности деятельности, которая имеет общественно полезное значение.

о статье 53.1 Уголовного кодекса РФ

Источник: https://PravoNarushenie.com/otvetstvennost-i-nakazanie/naznachenie/prinuditelnye-raboty-v-rossii

Особенности принудительных работ по УК РФ

Приговор с назначением принудительных работ

Принудительные работы как вид уголовного наказания – что это такое? Эта новая мера призвана расширить возможность судов избежать назначения, связанных с лишением свободы наказаний, и сделать уголовное законодательство более гуманным.

Внесены такие работы в УК РФ для того, чтобы не лишать человека свободы, если он совершил преступление небольшой тяжести или средней, совершил впервые тяжкое преступление.

Кроме того, предусмотрена замена уже вынесенного приговора в виде тюремного заключения или его части на принудительные работы, если суд посчитает возможным, что человек исправится таким образом.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Особенности

Замена заключения на работы не означает, что осуждённый останется на свободе. В этом отличие от исправительных работ, назначающихся, в соответствии с КоАП РФ, за административное правонарушение, а также обязательных работ по ст.

49 УК РФ, которые исполняются по несколько часов в день в то время, когда человек не занят на работе или учёбе. Данные работы – это прежде всего строгое наказание за преступление и место, где человек будет привлечён к труду, определяет орган уголовно-исполнительной системы.

Для этих целей создаются специальные учреждения – исправительные центры.

Правилами установлено, что наказание проходит в центре того региона, где проживает осуждённый или где был получен приговор. Если же поблизости такого учреждения нет, по решению руководящих органов УИС он отправляется в другой регион, где могут предоставить соответствующие условия для труда.

Срок наказания по статье 53.1 УК РФ может продолжаться не менее двух месяцев и не более пяти лет. Нельзя заменить приговор, если судом было установлено лишение свободы, превышающее пять лет.

Не назначаются работы:

  1. Лицам, не достигшим совершеннолетия.
  2. Инвалидам I и II группы.
  3. Беременным женщинам.
  4. Женщинам с детьми младше трёх лет.
  5. Женщинам и мужчинам пенсионного возраста.
  6. Военнослужащим.

Началом прохождения работ считается первый день в исправительном центре. В общий срок исполнения наказания включаются время содержания под стражей, время пути в центр и время непродолжительных выездов в отпуск, с расчётом один день – за один день.

Не засчитывается время отсутствия более одних суток без разрешения.

Исправительные центры

Как уже было сказано, судебное решение о наказании принудительными работами исполняется в специальных центрах в регионе проживания или получения приговора, допускается при учреждении создание изолированного участка, работающего как исправительный центр.

Осуждённые, находящиеся на свободе в момент вынесения приговора, и те, кому работами заменили часть наказания в виде лишения свободы, направляются в центр самостоятельно. Быть на месте они должны не позднее срока, указанного в предписании органа УИС. Проезд и продукты питания оплачиваются государством.

Те осуждённые, кто в момент приговора находился под стражей, направляются в исправительное учреждение в сопровождении конвоя и освобождаются в момент прибытия.

В исправительном центре осуществляется круглосуточный надзор, нахождение там регулируется правилами внутреннего распорядка, обязательными для осуждённых, кроме того, они обязаны выполнять указанную им работу, постоянно оставаться на территории учреждения. Для проживания осуждённых обустроено общежитие, из него запрещено уходить без разрешения администрации в нерабочее время, в том числе по выходным и праздникам.

Есть и другие запреты. Существует список запрещённых предметов и веществ. Жилые помещения и личные вещи осуждённых могут быть обысканы, если такие предметы обнаружат, их забирают на хранение или уничтожают.

Осуждённые обязаны всегда иметь при себе подтверждающий личность документ, а также безвозмездно выполнять работы по поддержанию порядка в центре, но не более двух часов в неделю.

В сущности, такие работы в уголовном праве относятся к более лёгким мерам наказания. Помимо воспитательной работы, применяются также поощрения. Им может стать вынесение благодарности, досрочное прекращение работ, предоставление возможности временно покинуть исправительный центр.

Нахождение вне территории центра возможно с разрешения администрации:

  • до пяти дней для решения неотложных вопросов – сразу;
  • 18 календарных дней – ежегодный оплачиваемый отпуск – не имеющим взысканий, отбывшим 1/3 часть от срока наказания. Неработающим осуждённым ежегодный отпуск не предоставляется;
  • проживание с семьёй на территории ближайшего муниципального образования – не имеющим взысканий, отбывшим 1/3 часть от срока наказания.

Разрешается обучение на заочном отделении, чтобы получить среднее или высшее профессиональное образование, если учебное заведение находится на территории ближайшего к исправительному учреждению муниципального образования.

Ну и, соответственно, есть меры наказания за нарушения. Кратко это может быть выговор, арест на 15 суток, отзыв разрешения на проживание не в общежитии.

Осуждённым предоставляются спальные места в общежитии и постельные принадлежности. Обеспечить себя одеждой, обувью и питанием они обязаны сами. Если собственных денег у осуждённых нет, обеспечением занимается администрация исправительного учреждения по установленным нормам. Впоследствии осуждённые обязаны потраченные на них средства возвратить.

Администрация обязана предоставить отбывающему наказание человеку рабочее место, учитывая индивидуальные особенности. Сам осуждённый лишён права отказаться от предложенного места.

Труд осуждённых регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, не касается это только правил приёма, увольнения с работы, перевода и отказа от работы, а также предоставления ежегодных отпусков.

Чаще всего работа для осуждённых предоставляется в сфере ЖКХ. В основном это уборка мусора и облагораживание территорий. Одной из первых государственных корпораций, согласившихся выделить рабочие места для осуждённых на принудительные работы, была РЖД. Проводится работа по привлечению других компаний. При расположении центров учитывается местность, где существует недостаток рабочих кадров.

Из заработной платы осуждённых производится удержание установленной решением суда суммы в пользу государства или иного лица, если приговор был вынесен за неуплату долгов, а также для компенсации расходов на его содержание. Самим осуждённым выплачивается не меньше 25% от их заработной платы.

Нарушения и уклонение

При нарушении порядка или условий пребывания в исправительном учреждении к осуждённому применяются указанные выше взыскания.

Классификация нарушений:

  1. Простые нарушения.
  2. Злостные нарушения.
  3. Уклонение.

К нарушениям относятся поступки, нарушающие порядок и дисциплину, нарушение правил проживания и внутреннего распорядка.

К злостным нарушениям относятся употребление спиртных напитков и наркотических веществ, хулиганство, отказ повиноваться или оскорбление администрации, организация и участие в любых актах неповиновения, отказ работать, самовольный уход с территории исправительного центра, опоздание более чем на сутки.

Тех, кто уклоняется от работ ждёт более суровое, чем простое взыскание, наказание. Не прибывших в исправительный центр в положенный по предписанию срок, кто вовремя не вернулся или покинул самовольно место работы или центр, объявляют в розыск и задерживают на 48 часов или, по решению суда, на 30 суток.

Тем, кто уклонится от получения предписания, пработы по решению суда заменяются лишением свободы с расчётом один день за один день.

Практика применения

Пока практика применения в качестве наказания принудительных работ очень мала. В основном они назначаются за мелкие кражи или ДТП.

Малое количество осуждённых по этой статье является следствием отсутствия опыта назначения и исполнения. Кроме того, по данным на середину 2017 года, в России действовали только четыре исправительных учреждений в разных регионах.

Возможно, это тоже повлияло на то, что судьи не стремятся слишком часто применять статью 53.1 УК РФ.

До конца 2018 года планируется строительство новых центров и участков при колониях. Всего должен открыться 41 новый пункт, проходимость через которые за один год должна составлять от пяти до десяти тысяч осуждённых.

Целью строительства этих центров можно назвать ограждение людей, совершивших преступление небольшой тяжести от воздействия криминальной среды.

Надо сказать, что сами осуждённые, попавшие в такой центр, ценят оказанное доверие и осторожно относятся к своему поведению, зная, что следующим этапом может оказаться лишение свободы.

Для государства это попытка сокращения издержек на содержание осуждённых, так как они сами оплачивают своё питание и услуги ЖКХ.

Пример применения ст. 53.1 (УК РФ): гражданин Ш.А. похитил имущество гражданки И.В., сорвав с её плеча женскую сумку. Общая стоимость похищенного имущества, включая саму сумку, составила тридцать тысяч рублей. С похищенным имуществом Ш.А. скрылся бегом с места совершения преступления.

Судом действия Ш.А. квалифицированы по ч. 1 ст. 161 УК РФ – грабёж.

При рассмотрении дела суд принял во внимание характер преступления и степень опасности его для общества, личность виновного, присутствие обстоятельств, смягчающих вину, отсутствие отягчающих и пришёл к выводу, что исправление виновного возможно без изоляции от общества.

К смягчающим обстоятельствам было отнесено:

  • подсудимый раскаялся и признал свою вину;
  • возмещение ущерба без принуждения;
  • несовершеннолетний ребёнок.

Отягчающих обстоятельств не обнаружено.

Судом первой инстанции Ш.А. было назначено наказание по ч.1 ст. 161 УК РФ в виде принудительных работ.

Заключение

Итак, что такое принудительные работы по УК РФ:

  1. Это мера наказания, призванная сделать уголовное законодательство РФ более гуманным, возможность в определённых случаях не лишать человека свободы.
  2. Это способ, который государство использует для сокращения расходов на содержание осуждённых.

Работы дают прекрасную возможность осуждённому для исправления, основанную на оплачиваемом труде, что является положительным моментом. Можно надеяться, что в будущем эта мера наказания более широко распространится в судебной практике и станет настоящей альтернативой наказанию в виде лишения свободы.

Понятие “принудительные работы” как вид уголовного наказания, не ново для нашей страны. Во времена Советского Союза уже применялось подобное наказание с условным осуждением и привлечением к труду. Тогда целью таких мер было обеспечение дешёвой рабочей силой. В девяностые оно прекратило своё существование, а сейчас вновь восстановлено.

Источник: https://ugolovnoe.com/otvetstvennost/vidy/prinuditelnye-raboty

Принудительные работы

Приговор с назначением принудительных работ

Принудительные работы  как вид наказания был введен в уголовный кодекс с 01.01.2013 года, как один  из альтернативных видов наказания лишению свободы.  В иерархии наказаний принудительные работы находятся между ограничением свободы и арестом.

Отсюда принудительные работы являются наказанием, связанным с ограничением или лишением свободы, а потому является довольно строгим видом наказания.

Принудительные работы  относятся к основным видам наказаний, а не к дополнительным.

    Уголовный кодекс регулирует общие начала  применения этого вида наказания. Принудительные работы применяются судом за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и даже за совершение тяжкого преступления совершенного  впервые.

 Порядок назначения наказания в виде принудительных работ

    Закон закрепляет особый  порядок назначения наказания в виде принудительных работ. Если суд, назначив наказание в виде лишения свободы, придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами.

    Суд не может назначить принудительные работы, если назначенное им наказание в виде лишения свободы превышает пять лет. принудительные работы применены быть не могут.    Принудительные работы назначаются  судом  на срок от 2 месяцев до 5 лет. Этим и вызвана невозможность применения принудительных работ при назначении осужденному наказания в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет.

   В чем заключается наказание в виде принудительных работ

Суть принудительных работ заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. При этом из заработка осужденного удерживается   от 5 до 20% в доход государства.

Подробно порядок исполнения принудительных работ регулируется нормами УИК РФ. В соответствии с этими нормами осужденные к принудительным работам отбывают наказание в исправительных центрах, которые создаются по одному в каждом федеральном округе,  в котором  проживали и были осуждены.

Если в федеральном округе нет такого центра осужденный может быть направлен в другой центр находящийся на территории другого федерального округа.

В качестве  таких исправительных центров могут функционировать также особые изолированные участки при обычных исправительных колониях.

Думается, что создание таковых в уже существующих организациях, обладающих определенной материально-технической базой, могло бы проходить легче и экономнее, чем обеспечение работы абсолютно новых учреждений, для которых необходимы немалые материальные и трудовые ресурсы.

В соответствии с УИК РФ порядок создания таких участков должен быть определен Федеральной службой исполнения наказания, которая,  пока  такой нормативный документ не приняла.

В настоящее время ФСИН    предполагает создать не  по одному центру в округе, а о нескольких десятках центров по всей стране, которые будут привязаны к массовым стройкам, крупным предприятиям и сельхозугодиям, т.е. к местам, где имеется работа.

Для надзора за осужденными  планируется применять  технические средства, перечень которых уже утвержден. О применении технических средств вы можете прочитать здесь.

Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ

Порядок исполнения  этого наказания следующий:

1. Осужденный самостоятельно, за счет государственных  средств, добирается к месту отбытия наказания Лица, на момент вынесения приговора, содержащиеся под стражей  перемещаются  в обычном порядке, то есть, под конвоем.

2. В исправительных центрах осужденные селятся в специально предназначенных д общежитиях. Питание, приобретение одежды и прочих предметов социально-бытового назначения  осуществляются осужденными за свой счет.  При отсутствии у осужденного средств обеспечение  производится за счет федерального бюджета,  пределах установленных норм с удержанием из их заработка сумм расходов.

3. На территории центров осужденные обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, не покидать территорию центра.

4. Осужденные обязаны работать там, куда их направит  администрация исправительного центра.

5. Кроме основной работы, осужденные обязаны участвовать на работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра бесплатно, в порядке установленной очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю.

6. Осужденные не могут приобретать и хранить предметы запрещенные приобретать, правилами внутреннего распорядка исправительных центров.

7. Помещения, в которых  проживают осужденные, могут подвергаться обыску, а  их вещи могут досматриваться.

Осужденный  к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы. Ему положен ежегодный оплачиваемый отпуск 18 календарных дней. Осужденному, не имеющему взысканий, по постановлению администрации центра может быть разрешен выезд за пределы центра на период отпуска.

   Зарплата выдается осужденному за вычетом процентов по приговору суда и возмещения расходов центра за коммунальные услуги и прочее. После всех вычетов заработная плата выдаваемая на руки осужденного менее 25%.

      К осужденному могут применяться меры поощрения и меры взыскания.

       В случае если  лицо отбывающее  указанное наказание  уклоняется от  работы принудительные работы  заменяются на  лишение свободы из расчета один к одному.

      В настоящее время центры для исполнения наказания в виде принудительных работ не созданы, а потому судьи этот вид наказания не назначают.

В отдельных случаях суды назначали такой вид наказания, однако приговора оказались неисполнимыми. С точки зрения закона у судов нет оснований для отказа в назначении осужденному наказания в виде принудительных работ.

Какова сложится практика назначения, и исполнения этого вида наказания покажет время.

Источник: https://pershickow.ru/prinuditelnye-raboty/

Один из спорных вопросов применения наказания в виде принудительных работ

Приговор с назначением принудительных работ

Суть спорного вопроса: может ли суд на основании ч. 2 ст. 53.1 УК РФ:

Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.

назначив наказание в виде лишения свободы, заменить наказание принудительными работами, если санкцией статьи принудительные работы как вид наказания не предусмотрен.

Обсуждение будет интересно тем, кто уже сталкивался и столкнулся с данной проблемой, ну и возможно, каким же все же путем пойдет судебная практика и как мотивирует свой выбор. 

Размышления на данную тему вызвало апелляционное представление прокурора по уголовному делу, в котором я участвую, но моего подзащитного оно не касается. Государственный обвинитель обжаловал приговор суда только на том основании, что суд, осудив по ч.

4 ст.159 УК РФ заменил назначенные 5 лет лишения свободы общего режима, на 5 лет принудительных работ,  с мотивировкой, что раз санкция ч.4 ст.159 УК РФ принудительные работы как вид наказания не предусматривает, то и заменить на них лишение свободы нельзя.

Назначение принудительных работ как вида наказания стало возможным с 01 января 2017 года, определенная правоприменительная практика по данному поводу еще не сложилась, разъяснений с Верховного Суда Российской Федерации нет, а из прочтенных мною региональных обзоров судебной практики прослеживается солидарность с мнением прокурора в представлении.

Мои размышления на данную тему: 

Частью 1 статьи 60 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено, что лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующих статьей Особенной части настоящего Кодекса, и с учетом положений Общей части настоящего Кодекса.

Данная норма напрямую указывает, что наказание должно быть назначено с учетом Общей части Уголовного кодекса РФ.

Таким образом, статья 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации содержит 2 варианта возможности назначения данного наказания:

1. В первой части статьи 53.

1 УК РФ – принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые – то есть, когда в санкции статьи имеется альтернативный вид наказания в виде принудительных работ;

2. Во второй части статьи 53.

1 УК РФ – если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.

Это на тот случай, если санкцией статьи данный вид наказания не предусмотрен, однако суд, назначив наказание в виде лишения свободы, придет к выводу и т.д.

Яркий пример аналогичного подхода законодателя к возможности замены наказания на непредусмотренный санкцией статьи вид наказания – это часть 1 статьи 51 Уголовного кодекса Российской Федерации – возможность назначения наказания в виде ограничение по военной службе в данной норме закона предусмотрена также в двух вариантах:

1) осужденным военнослужащим, назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы – то есть, тот случай, если ограничение по военной службе предусмотрено санкцией статьи;

2) а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

В особенной части УК РФ нет ни одной санкции статьи, где одновременно были указаны альтернативные виды наказаний в виде исправительных работ и ограничение по военной службе, поэтому законодатель установил возможность такой замены в случаях:

а) если осужденный является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;

б) если санкцией статьи не предусмотрено наказание в виде ограничения по военной службе;

в) если судом назначено наказание в виде исправительных работ,

Приведенный пример, на мой взгляд, более четко отражает позицию законодателя, которую от также привел в ч.2 ст.53.1 У РФ – то есть, при определенных условиях суд может заменить назначенное наказание в виде лишения свободы (исправительный работ в ч.1 ст.51 УК РФ) на принудительные работы (ограничение по военной службе в .1 ст.51 УК РФ).

Иное толкование применения ч.2 ст.53.1 УК РФ – по сути означает, что суд не может назначить самостоятельно наказание в виде принудительных работ, если оно предусмотрено санкцией статьи, а только сначала назначив лишение свободы, а уже потом заменить его на принудительные работы – более бессмысленного действия редко встретишь.

Источник: https://zakon.ru/discussion/2018/5/16/odin_iz_spornyh_voprosov_primeneniya_nakazaniya_v_vide_prinuditelnyh_rabot

Проблема исчисления сроков условно-досрочного освобождения для осужденных

Приговор с назначением принудительных работ

ПРОБЛЕМА ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ, КОТОРЫМ НЕОТБЫТАЯ ЧАСТЬ НАКАЗАНИЯ ЗАМЕНЯЛАСЬ ПРИНУДИТЕЛЬНЫМИ РАБОТАМИ

Вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 540-ФЗ «О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации».

 Закон позволяет уменьшать сроки фактически отбытого наказания в виде лишения свободы, после которого возможна замена наказания принудительными работами, по сравнению со сроками, необходимыми для замены наказания более мягким или для применения условно-досрочного освобождения.

После того, как данный закон начал реально применяться и осужденные стали за хорошее поведение переводиться в исправительные центры, в судебных инстанциях разгорелись жаркие споры: как для таких осужденных считать необходимые часть срока для возникновения права на УДО : с момента начала отбывания принудительных работ или исходя из всего срока, отбытого по приговору суда?

В Кассационном определении от 16 июля 2020 г.

по делу № 78-УДП20-6-КЗ Верховный Суд пришел к выводу, что необходимый для УДО срок в том случае, если ранее была произведена замена наказания более мягким, исчисляется с момента замены, а не назначения первоначального наказания. Это в 100% случаев ухудшает положение осужденных, так как срок возникновения права на УДО для них теперь наступит позже.

С учетом, существующей на момент сентября 2020г. судебной практики хочу изложить свое мнение по данному вопросу, которое, конечно же, не претендует на статус безоговорочной истины:

Такой подход к толкованию норм о сроках обращения с ходатайством об УДО фактически ставит осужденных перед сложной дилеммой: оставаться в колонии и выйти на свободу раньше или отправиться в исправительный центр для отбывания наказания в виде принудительных работ и освободиться позже. При этом, возникновение такой ситуации для осужденного не было предсказуемым когда он направлял ходатайство о замене лишения свободы принудительными работами.

Принимая такие решения, суды ссылаются на  п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г.

№ 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» (далее – Постановление № 8), где указано, что если наказание осужденному было смягчено актом амнистии, помилования или суда, то при применении УДО или замене неотбытой части наказания более мягким видом фактически отбытый срок следует исчислять, исходя из срока наказания, установленного актом амнистии, помилования или судебным актом, а также на   Определение Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2019 г. № 3357-О  в котором указано, что законодатель «…ввел такое регулирование, при котором освобождение положительно характеризуемого осужденного от дальнейшего отбывания наказания путем замены его оставшейся части более мягким видом наказания аннулирует неотбытую часть прежнего наказания, с принятием в соответствии со статьей 80 УК Российской Федерации постановления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания отбывание назначенного по приговору наказания прекращается, а исполнению подлежит избранное в порядке замены наказание . Тем самым возникающие в процессе исполнения этого наказания вопросы (в том числе предусмотренные статьями 79 и 80 данного Кодекса) подлежат самостоятельному разрешению в установленном порядке (статьи 396–399 УПК Российской Федерации)…».

Считаю, суды неверно истолковывают правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Определении от 19 декабря 2019 г. № 3357-О.  Предметом обсуждения в Определении КС № 3357-О был вопрос о том, допускает ли законодатель после замены лишения свободы принудительными работами возможность обратиться осужденному с ходатайством об УДО вновь.

В этом определении КС, в частности, указал, что такое ходатайство подлежит самостоятельному разрешению в установленном законом порядке, имея в виду процедуру рассмотрения ходатайства. Однако из этого определения вовсе не следует, что после замены лишения свободы принудительными работами срок наказания, предусмотренный п. “в” ч. 3 ст.

79 УПК РФ, подлежит исчислению исходя из срока принудительных работ.

Что касается п. 2 Постановления ВС № 8, то в нем разъясняется, как следует исчислять фактически отбытый срок наказания при рассмотрении ходатайства об УДО. Разъяснений об аннулировании срока, предусмотренного ч. 3 ст. 79 УК, при замене лишения свободы принудительными работами, данный документ не содержит.

О невозможности применения иных правил исчисления срока, свидетельствует ч. 7 ст. 302 УПК РФ, согласно которой начало исчисления срока отбывания наказания определяет суд в обвинительном приговоре. Вместе с тем  конструкция ч. 3 ст.

79 УК не содержит отдельных правил исчисления срока неотбытого наказания, необходимого для положительного решения вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания в случае его замены более мягким видом.

Кроме того, ссылаясь на п. 2 Постановления № 8, суд не учел, что в данном случае рассматривается вопрос не смягчения приговора, а замены неотбытой части наказания. Порядок изменения приговора в сторону смягчения положениями ст. 80 УК РФ не регламентируется.

Смягчение приговора может иметь место лишь в апелляционном и кассационном порядке либо вследствие издания актов амнистии или помилования, применении уголовного закона имеющего обратную силу. В отличие от освобождения от наказания, при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами исполнение приговора суда не прекращается.

Следовательно, не прекращается в этом случае и течение срока, предусмотренного ч. 3 ст. 79 УК РФ

Иное понимание рассматриваемых нормативных предписаний противоречило бы правовой природе освобождения от отбывания наказания в порядке статьи 80 УК Российской Федерации, фактически означая возможность ухудшения положения осужденных при исчислении сроков УДО, которым неотбытая часть наказания была заменена на принудительные работы, постановка их в неравное положение с осужденными, которым неотбытая часть наказания не заменялась принудительными работами.

Законодатель, принимая Федеральный  Закон от 27 декабря 2018 г.

№ 540-ФЗ о замене неотбытой части лишения свободы принудительными работами в более ранний срок, чем иными видами наказания, не собирался лишить осужденных, которые таким правом воспользуются, возможности освободиться по УДО в тот же срок, по истечении которого они могли бы воспользоваться УДО, если бы не попросили о замене наказания. Противоположная трактовка изменений в ст. 80 УК РФ носила бы дискриминационный характер по отношению к осужденным, которые своим положительным поведением заслужили замену лишения свободы принудительными работами.

Таким образом, исчисление заново при замене лишения свободы принудительными работами срока наказания, предусмотренного ч. 3 ст. 79 УК РФ, ухудшает положение осужденных, в отношении которых применена ст. 80 УК РФ, по сравнению с осужденными, к которым ст.

80 УК РФ не применялась и которые вправе ходатайствовать об условно-досрочном освобождении, отбыв не менее предусмотренной части срока наказания в виде лишения свободы. Нарушается принцип равенства граждан перед уголовным законом, закрепленный в ст. 4 УК РФ.

В ст. 79 УК в рассматриваемой части имеется очевидный пробел, и его скорейшее устранение – актуальная задача для законодателя. Но, как известно, в случае пробела толкование закона осуществляется на основании принципов отрасли. В отличие от ситуации ставшей предметом рассмотрения в Определении Конституционного Суда РФ от 17 января 2013 г.

N 2-О (когда осужденный, которому неотбытая часть наказания была заменена исправительными работами, уклонялся от отбывания нового вида наказания), правовые позиции которого были затем процитированы в Определении Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2019 года №3357-О, в рассматриваемом деле осужденный был поощрен за положительное поведение и ухудшение его положения при исчислении сроков УДО несопоставимо с правовой сутью применения данной меры поощрения.  С учетом принципов равенства, законности и вины применительно к данному случаю все сомнения и неясности в ст. 79 УК должны быть истолкованы в пользу лица, претендующего на УДО. Поэтому, в случае замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами необходимый для УДО срок должен исчисляться с учетом ранее отбытого срока прежнего наказания.

Кроме того, возможность назначения принудительных работ в порядке замены лишения свободы появилась после вступления в силу закона от 27 декабря 2018 г. № 540-ФЗ введена в ст.

80 УК РФ в качестве исключительной процедуры замены лишения свободы альтернативным (а не более мягким) видом наказания, а значит, не могла быть учтена и рассмотрена в Определении Конституционного Суда РФ от 17 января 2013 г.

N 2-О, правовые позиции которого были заимствованы в Определении Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2019 года №3357-О.

Не учел суд и то, что принудительные работы введены в уголовный закон в качестве особенного вида наказания. Его нельзя сравнивать с более мягкими по отношению к лишению свободы видами наказаний, такими как  ограничение свободы, исправительные работы или, например, обязательные работы.

Законодатель ввел в УК РФ принудительные работы не в качестве более мягкого по отношению к лишению свободы вида наказания, а в качестве альтернативного ему вида наказания.

О том, что принудительные работы не являются более мягким видом наказания по отношению к лишению свободы, свидетельствуют,  по меньшей мере, следующие положения закона:

– согласно ч.1 ст.53.1 УК РФ – принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы;

– согласно ч.6 ст.53.1, п. «а» ч.1 ст.71 УК РФ – к одному дню лишения свободы приравнивается один день принудительных работ;

– согласно ч.1 ст.80 УК РФ – суд может заменить оставшуюся не отбытой часть наказания более мягким видом наказания, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами;

Таким образом, согласно ч.1 ст.80 УК РФ и с учетом положений ч.1 ст.53.1, ч.6 ст.53.1, п. «а» ч.1 ст.

71 УК РФ –   замена лишения свободы принудительными работами это не замена наказания более мягким видом, а самостоятельная правовая процедура, носящая исключительный характер, в результате которой лишение свободы заменяется не более мягким видом наказания, а альтернативным ему видом наказания.

Сопоставление положений ч.3 и п. «в» ч.3.1 ст. 72 УК РФ свидетельствует о том, что по степени строгости наказания принудительные работы соответствуют лишению свободы в колонии-поселении;

При этом, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19 апреля 2016 г. № 12-П признал, что принудительные работы сопоставимы по своей сути с лишением свободы, указав что это «…наказание иных видов, сопоставимых по своей сути с лишением свободы (принудительные работы, арест и др.)…». 

Принудительные работы не являются более мягким видом наказания по отношению к лишению свободы, а по степени строгости приравнены к нему.

В связи с этим, исчисление сроков УДО, в отношении осужденного которому неотбытая часть лишения свободы была заменена принудительными работами, в одностороннем порядке ухудшает его положение, при отсутствии его предварительного улучшения, что не отвечает целям такой замены – поощрению осужденного за положительное поведение в период отбывания лишения свободы; в этой связи исчисление сроков УДО с момента отбывания принудительных работ осужденным, которому такой вид наказания назначен в порядке замены лишения свободы, нарушает принцип равенства всех перед законом и судом (ст.19 Конституции РФ) и право осужденного просить о смягчении наказания (ч.3 ст.50 Конституции РФ), складывающаяся судебная практика нарушает право на судебную защиту (ч.1 ст.46 Конституции РФ).

При таких обстоятельствах, учитывая то, что замена лишения свободы принудительными работами в ст.

80 УК РФ введена в качестве исключения, а не разновидности замены неотбытой части наказания более мягким видом, а также учитывая то, что принудительные работы законодатель фактически приравнял по степени суровости к лишению свободы, правовая природа такой замены гораздо ближе к процедуре изменения вида исправительного учреждения (ст.

78 УИК РФ), чем к замене неотбытой части наказания более мягким его видом (ст.80 УК РФ). Однако, при изменении вида исправительного учреждения на основании ст.78 УИК РФ, никто не исчисляет сроки УДО исходя из той части наказания, которая отбывается в исправительном учреждении более мягкого вида;

Считаю, что в данной ситуации вопрос должен быть вновь рассмотрен Конституционным Судом РФ.

Источник: https://borisov-advokat.ru/problema-ischisleniya-srokov-uslovno-dosrochnogo-osvobozhdeniya-dlya-osuzhdennyix

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.