Примечание к ст 201 ук рф

Статья 201 УК РФ с Комментарием 2020: последние изменения и поправки, судебная практика

Примечание к ст 201 ук рф

В 23 главе Уголовного кодекса содержится весь перечень норм, регулирующих предусмотренные меры наказания за правонарушения в области деятельности коммерческих и других некоммерческих организаций.

Основная их цель: защищать права компаний, акционеров, служащих и владельцев учреждений от неправомерных поступков лиц, которые используют наделенные им полномочия во вред организации или законным интересам других граждан.

Одним из таких правонарушений является злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ). В 2020 году в общем перечне всех регистрируемых преступлений и применяемых к ним мер наказания в РФ злоупотребление служебными полномочиями заняло очень малый процент.

Однако данный факт не исключает высокую опасность данного вида правонарушений для общества, поскольку злоупотребление полномочиями нарушает нормальную работу коммерческих либо других организаций, а также нарушает права простых граждан.

О чем статья ук?

В статье изложены меры ответственности за превышение своих полномочий.

В ней 2 части:

  1. Ст 201 ч 1 УК РФ указывает на сроки наказания при использовании лицом с управленческими функциями в коммерческой или прочей организации полномочий, вопреки интересам, с целью получения выгод, преимуществ с причинением существенного вреда.
  2. В ч 2 ст 201 УК РФ говорится о наказании за деяние, закончившееся тяжким вредом для других лиц, их прав, интересов общества.

Примечание: выполняющий управленческие функции в организации – человек, который единолично выполняет функции исполнительного органа, прочего коллегиального органа. Либо это лицо, которое постоянно, временно выполняет различные управленческие функции.

Изложение

Злоупотребление полномочиями, приведшее к существенному вреду, карается штрафом, всеми видами общественных работ, арестом или лишением свободы. Если деяние приносит тяжкие последствие, то наказание выбирается из штрафа, принудительных работ, лишения свободы или должности

Виды наказаний и сроки

За злоупотреблением служебными полномочиями, приведшее к существенному вреду, выбирается наказание:

  • штраф на 200 тысяч рублей или доход за 1,5 года;
  • обязательные работы на 480 ч;
  • исправительные работы на 2 года;
  • колония, принудительные работы на 4 года;
  • арест на полгода.

Тяжкие последствия по ст 201 УК РФ караются следующими видами ответственности:

Злоупотребление полномочиями частными аудиторами и нотариусами в статье 202 УК РФ

  • штраф на 1 млн рублей или доход за 5 лет;
  • принудительные работы на 5 лет;
  • лишение должности на 3 года;
  • лишение свободы на 10 лет.

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

Постановление ЕСПЧ от 13.06.2017 8. 14 апреля 2005 г. Щелковская городская прокуратура возбудила уголовное дело N 81992 в отношении женщины, которую звали С.П.

, в соответствии с частью первой статьи 201 Уголовного кодекса Российской Федерации (злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации).

Эта дата следует из постановления о возобновлении производства по данному уголовному делу, которое было вынесено 3 июля 2006 г. (см. § 17 настоящего Постановления). Первоначально уголовное дело было возбуждено на том основании, что С.П.

как лицо, осуществляющее управленческие функции в некоммерческой организации, предположительно злоупотребила своими полномочиями, получив мошенническим путем 5 243 рублей наличными от ЖСК «Стрела» 3 .

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 26.06.2017 N 67-АПУ17-14

— адвокат Рыжкова О.С. в интересах осужденной Ильченко Е.Ю. считает, что выводы суда о совершении Ильченко Е.Ю. преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ, не подтверждаются доказательствами, исследованными судом.

Судом не учтены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, что вред причинен кредитному кооперативу, все члены которого добровольно вносили свободные денежные средства, соответственно, никаких тяжких последствий не имеется. Деньги пайщиков использовались для нужд кооператива, приобреталось имущество, т.е.

деньги пайщиков расходовались, а не похищались. Ильченко Е.Ю., использовав деньги пайщиков не по назначению, лишь злоупотребила своими полномочиями, как директора. Деньги пайщиков Ильченко намерена была вернуть после продажи недвижимости, соответственно ее действия подлежат квалификации по части 1 статьи 201 УК РФ.

При назначении наказания суд не в полной мере учел роль Ильченко Е.Ю., принятые ей меры по возврату денег пайщикам. Выражает несогласие с принятым решением по обращению взыскания на имущество Ильченко Е.Ю.;

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25.07.2017 N 53-АПУ17-14

Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Марчук С.Н. не был должностным лицом, обладающим признаками, предусмотренными примечанием 1 к ст. 201 и 285 УК РФ.

Также из приговора необходимо исключить решение суда о признании в качестве обстоятельства, отягчающего наказание Марчука С.Н., — совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст.

160 УК РФ, в состоянии алкогольного опьянения ввиду отсутствия достаточных доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, и немотивированности выводов суда, как того требуют положения ч. 1.1 ст. УК РФ.

Источник: https://system-bryansk.ru/uk/st-201-rf.html

к СТ 201 УК РФ

Примечание к ст 201 ук рф

Статья 201 УК РФ. Злоупотребление полномочиями

Комментарий к статье 201 УК РФ:

1. Объектом данного преступления следует рассматривать нормальную деятельность коммерческих и иных организаций, целью которых является предпринимательство с получением прибыли, а также законные права и интересы граждан, общества, государства.

2. Коммерческими являются организации (юридические лица), преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ).

Некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а некоммерческие организации – в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных или иных фондов и в других формах, предусмотренных законом. И коммерческие, и некоммерческие организации могут создавать объединения – ассоциации или союзы (ст. 50 ГК РФ).

3. Объективная сторона данного преступления заключается в совершении лицом посягательства в двух его преступных формах: действие и бездействие.

Действие характеризуется активным поведением виновного, при котором лицо совершает в пределах предоставленных ему по должности полномочий (права и обязанности) определенные действия, но вопреки интересам организации.

Бездействие сопряжено с невыполнением требуемых действий, которые на лицо возложены уставными или учредительными документами организации в силу занимаемого им должностного положения, нарушением порядка исполнения управленческих функций по занимаемой должности.

4. Полномочия лица, выполняющего управленческие функции, могут быть определены законом, нормативным актом либо уставными и иными распорядительными документами (решением общего собрания, решением собрания акционеров, приказом о назначении на должность и т.п.).

Управленческие функции могут быть двух видов: организационно-распорядительные и административно-хозяйственные, составной частью которых являются функции, используемые единоличным исполнительным органом, членом совета директоров или иным коллегиальным исполнительным органом коммерческого предприятия (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г.

N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”).

Не могут быть признаны должностными лицами те, которые постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой или иной организации независимо от формы собственности либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, а также поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 (в ред. от 6 февраля 2007 г.)).

5.

В качестве организационно-распорядительных следует рассматривать те функции, которые связаны с наличием у лица права по управлению коллективом предприятия или его структурным подразделением (филиал без образования юридического лица, представительство). В содержание данных функций также могут входить полномочия лица по приему и увольнению работников предприятия, организации работы подчиненных, выполнение мероприятий по соблюдению трудовой дисциплины.

6. Административно-хозяйственные функции всегда сопряжены с управлением и распоряжением материальными ценностями, имуществом предприятия (прием, хранение материальных ценностей, учет их движения, реализация, ведение учетно-финансовой дисциплины (бухучет, начисление заработной платы персоналу, ценовая политика и т.п.).

7. Указанные функции могут исполняться постоянно, временно либо по специальному полномочию коммерческой организацией независимо от формы собственности.

Постоянным выполнением функций считается их реализация без ограничения срока пребывания в занимаемой лицом должности или в пределах такого срока, который был установлен высшим органом управления коммерческой и иной организации согласно уставу, положению и т.п.

Временное выполнение функций может быть связано с ограничением сроков их реализации либо носить эпизодический, сезонный характер.

8. Ответственность за исполнение функций управленческого характера может быть возложена лишь на лицо, достигшее возраста 16 лет.

9. Данное преступление считается оконченным с момента наступления преступных последствий, которые в законе выражены в качестве существенного вреда.

Вред, причиненный злоупотреблением полномочиями, считается существенным, если совершение этого преступления ухудшило экономическое положение потерпевших (граждан, юридических лиц), затруднило реализацию их законных прав или создало препятствия для осуществления государственными органами или общественными организациями социальных, экономических или иных функций.

10.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной формой вины, при которой лицо, злоупотребляющее полномочиями, осознает общественную опасность совершаемого им деяния (действия, бездействия), предвидит наступление существенных вредных последствий для охраняемых интересов (интересов организации, граждан, общества, государства), желает наступления этих последствий (прямой умысел) либо сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

11.

Понятие тяжких последствий в законе не раскрывается, но таковыми могут быть признаны те, которые в результате злоупотребления полномочиями привели к экономическому разорению потерпевших или к такому воспрепятствованию осуществлению государственными органами или общественными организациями существенных социальных, экономических или иных функций, которое создало угрозу финансовой стабильности, общественной или государственной безопасности.

12. Принципиальной особенностью привлечения к уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями в соответствии с примечанием ч. 2 ст.

201 УК является отказ от принципа публичности уголовного преследования в отношении лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием.

Это имеет место в случае, если деяние, предусмотренное настоящей статьей или иными статьями настоящей главы, причинило вред исключительно этой коммерческой организации и не нанесло вреда интересам третьих лиц – других организаций, интересам граждан, общества или государства.

Отказ от принципа публичности уголовного преследования выражается в том, что в указанном случае уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. Во всех остальных случаях уголовное преследование осуществляется в общем порядке, определяемом уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

Источник: http://www.UgolKod.ru/kommentarii-k-st-201-uk-rf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.