Примеры нецелевого использования бюджетных средств

Содержание

Обзор судебной практики по спорным вопросам при нецелевом использовании бюджетных средств, Обзор судебной практики от 17 декабря 2015 года

Примеры нецелевого использования бюджетных средств

Перед изучением Обзорарекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением.

I.Основные положения о нецелевом использовании бюджетных средств

Бюджетные средства в силуположений Бюджетного кодексаРоссийской Федерации (далее – БК РФ) выделяются в распоряжениеконкретных получателей бюджетных средств с обозначением направленияих на финансирование конкретных целей, а любые действия, приводящиек нарушению адресности либо к направлению бюджетных средств нацели, не названные в бюджете при выделении конкретных сумм,являются незаконными.

Так, пунктом1 статьи 306.4 БК РФ (ранее данное правонарушениерегулировалось положениями статьи289 БК РФ) установлено, что нецелевым использованием бюджетныхсредств признается направление средств бюджета бюджетной системы РФи оплата денежных обязательств в целях, не соответствующихполностью или частично целям, определенным законом (решением) обюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетнойсметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимсяправовым основанием предоставления указанных средств.

Указанная статья,регулирующая последствия нецелевого использования бюджетныхсредств, предусматривает бюджетные меры принуждения – взысканиебюджетных средств, используемых не по целевому назначению, иприостановление (сокращение) предоставления межбюджетныхтрансфертов (за исключением субвенций). Данные меры не являютсяадминистративным наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях (далее – КоАП РФ), вследствиечего при их применении нормы этого Кодекса не применяются.

Порядок взысканияуказанных бюджетных средств регулируется бюджетнымзаконодательством. Взыскание производится в бесспорном порядкефинансовыми органами и органами Федерального казначейства (ихдолжностными лицами) на основании уведомления о применениибюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального)финансового контроля (пункт 1статьи 306.2 БК РФ).

При этом применение кучастнику бюджетного процесса бюджетной меры принуждения неосвобождает его должностных лиц при наличии соответствующихоснований от ответственности, предусмотренной законодательствомРоссийской Федерации (в частности, административной и уголовнойответственности).

Так, статьей15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность занецелевое использование бюджетных средств.

Объектом данногоадминистративного правонарушения являются бюджетные отношения.

Объективной сторонойэтого правонарушения является использование бюджетных средств нацели, не соответствующие условиям их получения, определенным вутвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетныхассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе,являющемся основанием для получения бюджетных средств.

Субъектами указанногоправонарушения могут быть как должностные лица организаций -получателей бюджетных средств, так и сами организации – получателибюджетных средств.

Субъективная сторонаданного правонарушения характеризуется исключительно умыслом.

При рассмотрении вопросао законности меры принуждения в виде взыскания в бесспорном порядкебюджетных средств, используемых не по целевому назначению,примененной на основании статьи306.4 БК РФ, а также дел о привлечении лиц к административнойответственности на основании статьи15.14 КоАП РФ, необходимо детально анализировать объективнуюсторону рассматриваемого правонарушения, исключая возможностьпривлечения к ответственности за действия, которые не могут бытьквалифицированы как нецелевое использование бюджетных средств.

Так, для составления иисполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерациииспользуется бюджетная классификация Российской Федерации, котораяпредставляет собой группировку доходов, расходов и источниковфинансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации, в том числе классификация операций секторагосударственного управления (статьи18, 19 БКРФ).

Если будет установлено,что исходя из содержания наименований статей и подстатейКлассификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью(в случае, когда статья не детализирована подстатьями) илиподстатью Классификации участнику бюджетного процесса следовало быотнести осуществленные им расходы (т.е. когда названные расходымогли бы быть равным образом отнесены на различные статьи иподстатьи Классификации), финансирование указанных расходов за счетсредств, выделенных на любую из возможных к применению статей илиподстатей Классификации, не может быть признано нецелевымиспользованием бюджетных средств (пункт14.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 “О некоторыхвопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодексаРоссийской Федерации”).

Ниже приводится обзорвыводов судов, изложенных в решениях конкретных дел, по спорнымвопросам, возникающим при нецелевом использовании бюджетныхсредств, а именно:

-квалификация действий как нецелевое использование бюджетныхсредств;

-действия, не подпадающие под нецелевое использование бюджетныхсредств;

-спорные вопросы применения бюджетных мер принуждения;

-административная ответственность за нецелевое использованиебюджетных средств.

1.Квалификация действий как нецелевое использование бюджетныхсредств

1.1. Постановление Арбитражного судаВолго-Вятского округа от 20.10.

2015 N Ф01-4151/2015 по делу NА31-11366/2014

Исковые требования:

ООО “ЗУБиК” (получательсредств бюджета) обратилось в суд с заявлением о признаниинезаконными принятых Территориальным фондом обязательногомедицинского страхования субъекта РФ (Фондом) акта комплекснойпроверки и требования о восстановлении средств, использованных непо целевому назначению, и уплате штрафа.

Решение суда:

Вудовлетворении заявления отказано.

Позиция суда:

Установив, что позаключенному Фондом и ООО “ЗУБиК” (получателем средств бюджета)договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательномумедицинскому страхованию последнее обязалось расходовать средстваобязательного медицинского страхования, поступившие в медицинскуюорганизацию, в соответствии со структурой тарифа, установленногоТарифным соглашением об оплате медицинских услуг по обязательномумедицинскому страхованию на территории субъекта РФ в соответствии сБазовой программой обязательного медицинского страхования, при этомв соответствии с названным Тарифным соглашением при распределениисредств на заработную плату работников медицинской организации неучитывается и в структуру тарифа не входит оплата трудаспециалистов с высшим и средним медицинским образованием,оказывающих медицинскую помощь, не предусмотренную разрешением намедицинскую деятельность (лицензией), и (или) не имеющихдействующих сертификатов по соответствующей специальности, тогдакак по результатам проведенной Фондом проверки ООО “ЗУБиК”установлено использование средств обязательного медицинскогострахования на выплату в 2013, 2014 годах заработной платымедицинскому персоналу при отсутствии у них действующихсертификатов специалистов, суд пришел к выводу о том, что выплатазаработной платы специалистам, не имеющим действующих сертификатовпо соответствующей специальности является нецелевым использованиемсредств обязательного медицинского страхования.

1.2. Постановление Арбитражного судаВосточно-Сибирского округа от 29.07.2015 N Ф02-3421/2015 по делу NА58-7126/2014

Исковые требования:

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420329083

Нецелевое использование бюджетных средств, какая отвественность

Примеры нецелевого использования бюджетных средств

Нецелевое использование бюджетных средств обычно представляет собой их направление на решение задач без наличия соответствующих законных оснований. Данное деяние выступает в качестве правонарушения бюджетных норм законодательства РФ. Осталось лишь ответить на вопрос, какие расходы являются нецелевыми.

Что это такое нецелевое использование средств?

Речь идет о нарушении бюджета, которое детально описано в ст. 306.4 ч. 1 БК РФ. В качестве нецелевого расходования выступает такое расходование поступлений, которое не соответствует законодательству о бюджете, соглашении и смете. В качестве правонарушения, если опираться на нормы ст.

306.1 ч. 1 рассматриваемого документа, признается нарушение требований бюджетного законодательства, в т. ч. нормативных актов, регулирующих финансовые отношения и договоры в данной сфере. Сюда же можно отнести нерациональное действие или его отсутствие со стороны главного распорядителя.

Кто может выступать в качестве получателя?

В ст. 6 указанного выше документа отмечено, что это могут быть:

– государственные структуры;

– управления фондов внебюджетного типа;

– органы управления на местном уровне;

– казенные организации;

– администрации муниципального характера.

Все они имеют возможность принятия и исполнения финансовых обязательств от официального представителя публично-правовой инстанции за счет конкретного фонда. При этом в роли получателя они не выступают, так что действие нормативов закона – ч. 1 ст. 306 – на него не распространяются.

Но нужно принять во внимание вторую часть, в которой есть упоминание о рассматриваемом действии. Ответственность согласно ей наступает за отсутствие принятия мер или неверное действие, приводящее к игнорированию законодательных норм, обеспечивающих регламентирование финансовых отношений.

Что касается мер принуждения, в данной ситуации они могут применяться по отношению к субъектам, которые не выступают в качестве участников действий. По этим причинам нецелевое пользование бюджетными деньгами со стороны казенной организации есть нарушение закона.

Что означает аббревиатура «КОСГУ»?

Традиционно под ней принято понимать классификацию операций, относящихся к сектору государственного управления. Точное значение предполагает комплекс действий, которые выполняются в рамках управления на уровне государства. В данном случае речь идет об использовании кодов в порядке, установленном державой, в частности – Минфином. Он же регламентирован в БК РФ, ст. 23.

В каждой статье этого документа описывается возможное направление, в котором будут расходоваться финансы. Затраты традиционно сопровождаются оформлением договора в письменном виде.

Если у проверяющих лиц имеются подозрения на нецелевое использование финансов, требуется изучение причин и обстоятельств, побудивших виновника сделать этот шаг. Если наблюдается нерациональное отнесение расходов на ст.

КОСГУ, ни о каком правонарушении не может идти речи. Это связано со следующими ситуациями:

– расходование денег обусловлено бюджетной сметой или иным документом;

– отсутствие злого умысла в действиях лица, нарушившего законодательство.

На практике нередко встречаются ситуации, в которых для оформления расходов организации не предусмотрена статья. В связи с этим перечень рассматриваемого классификатора имеет открытый характер.

В этой ситуации соотнесение затрат можно осуществить, если руководствоваться любым другим законодательным положением, ни в одной из ситуаций это деяние не будет совершено против закона.

Учреждению удастся избежать ответственности, если оно сможет своевременно обнаружить и устранить допущенные ошибки, например, отправить письмо в казначейство.

Меры ответственности за нецелевое использование бюджетных средств

Она прописана в таких документах, как Уголовный кодекс, Кодекс по административным правонарушениям и Бюджетный кодекс РФ. Согласно КОАП РФ, привлечение к ответственности происходит в таком порядке.

  1. Сначала собираются необходимые сведения со стороны проверяющих инстанций.
  2. Затем оформляется протокол о факте административного правонарушения, согласно ст. 28.3 КОАП РФ. Он оформляется силами должностных лиц в органах, имеющих соответствующие полномочия. Это Росфиннадзор, Счетная палата.
  3. После этого происходит рассмотрение дела, посвященного административному нарушению. По его итогам выносится акт. Он изучается на протяжении 15 дней с момента, когда был получен протокол.

Иногда отрезок времени, указанный в последнем пункте, может растянуться до 30 дней.

Административная ответственность

Она заключается в уплате штрафа в сумме от 20 до 50 т. р., дисквалификации на срок от одного до трех лет.

Юридические лица, в свою очередь, уплачивают 5-25% от величины, которая была направлена не по назначению. В ст. 23.

7 сказано, что дела такого плана рассматриваются со стороны федерального органа исполнительной власти, который осуществляет контроль и надзор в бюджетной области, это Росфиннадзор.

Уголовная ответственность

Она традиционно наступает в том случае, если объем средств, которые были израсходованы не по назначению, превысил отметку в 1,5 миллиона рублей, по статье 285.1 УК РФ.

В рассматриваемой ситуации виновному лицу придется заплатить штраф в сумме 100-300 тысяч рублей, а также быть арестованным на срок до полугода или лишенным свободы на период до двух лет.

Иногда судья может направить на принудительные работы.

При совершении злодеяния на основании предварительного сговора или целой группой лиц наказание станет более серьезным. Штрафная санкция станет равна 200-500 т. р. или будет представлять собой размер дохода за 3 года.

Запрет на ведение деятельности будет наложен на 3 года. Наряду с этим могут назначаться работы принудительного характера в течение 5 лет. На такой же срок грозит и тюремное заключение.

Эти же санкции применяются, если объем нецелевого расходования средств составил 7,5 млн. рублей и более.

Бюджетная ответственность

Согласно нормам соответствующего кодекса, а именно – ст. 289, если денежные средства были растрачены не по назначению, они могут быть изъяты. Ранее применялось иное наказание, в частности – блокирование расходов. Однако с 2010 года рассматриваемая норма перестала действовать.

Примеры нецелевого расходования бюджетных средств

Данное преступление может быть квалифицировано исключительно в том случае, если кассовые расходы учреждением уже были понесены. Стоит рассмотреть несколько практических ситуаций подобных правонарушений:

  • внесение платы за услуги и работы, не связанные с основной специализацией организации;
  • оплата коммунальных услуг без возмещения соответствующих затрат;
  • выделение финансов для строительства объектов, которое по факту не осуществляется;
  • несение затрат, которые не предусмотрены в рамках проекта;
  • обеспечение бюджетных фондов целевого характера, а также резервов, относящихся к исполнительной власти;
  • реализация конкретных программ для достижения целей, которые предусмотрены иными разделами бюджета.

В каком порядке происходит обжалование решения росфиннадзора?

Если руководство организации желает выразить несогласие с решением, принятым проверяющей стороной, и считает, что траты были законными, оно может быть обжаловано.

Порядок при этом описывается более детально в ст. 30 Кодекса по административным правонарушениям.

Предоставление обращения происходит по адресу судебной инстанции или контролирующего органа на протяжении 10 дней с момента, когда было получено постановление.

От получателя жалобы на протяжении трехдневного отрезка времени требуется направление ее в адрес судьи с приложением соответствующих материалов. Фискальный орган, в свою очередь, осуществит рассмотрение документов на протяжении двух месяцев и вынесет окончательное решение. Оно может заключаться в следующих аспектах:

  • отказ в удовлетворении жалобы, при этом постановление продолжает действовать;
  • отмена решения в том случае, если основание для его вынесения не получило фактических доказательств;
  • отмена постановления и возврат дела в контролирующую инстанцию в целях повторного рассмотрения при выявлении правонарушений.

Именно в этом законодательстве дано максимально точное определение нецелевого расходования бюджетных средств. Что касается наказания, оно предусмотрено нормативами КОАП РФ и УК РФ. К самым распространенным видам ответственности можно отнести штрафы, дисквалификацию, тюремное заключение.

Источник: https://advokati-moscow.ru/info/necelevoe-ispolzovanie-budzhetnih-sredstv/

Нецелевое использование бюджетных средств

Примеры нецелевого использования бюджетных средств

Выделяя деньги, государственные органы всегда следят за их использованием. Любые бюджетные субсидии выделяются для достижения конкретной цели. Если их используют на что-то другое, будет признан факт нецелевого использования бюджетных средств.

Особенности понятия нецелевого применения средств

Процесс распределения бюджетных средств в России контролируется Бюджетным кодексом РФ.

38-я статья данного документа гласит, что деньги нельзя выделить без уточнения цели, на которую они должны быть потрачены. Статья 306.

4 БК РФ определяет, что любое уклонение от цели, указанной в документах, на основании которых выделены деньги, будет считаться нецелевым расходованием бюджетных средств. К таким документам относятся:

  • Закон о бюджете.
  • Свободная бюджетная роспись.
  • Бюджетная смета.
  • Договор о предоставлении субсидии.
  • Соглашение.
  • Другой правомочный документ.

Нарушением закона будет признано бездействие или действие, в следствие которого деньги пошли на другие цели, чем было заявлено в этих документах.

Последствия нецелевых расходов

Помимо того, что нецелевой расход средств считается нарушением закона, он имеет и иные правовые и фактические последствия. Данные последствия напрямую связаны с уровнем и формой совершённого действия:

  • Субъект нарушения – финансовый орган или распорядитель (главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств). Если будет выявлено нарушение такого рода, то часть полномочий нарушителя будет передана уполномоченному по бюджету.
  • Нарушение возникло в случае ошибок межбюджетного финансирования. То есть, если на цели одного бюджета пошли деньги из другого, то из бюджета получателя взыщут данную сумму денег плюс плату за их использование.

Также в качестве дополнительной меры воздействия могут сократить программу финансирования.

Виды нецелевого применения государственных финансов

Нецелевое использование бюджетных средств классифицируется по участникам данного нарушения:

  • Закон нарушили участники процессов распределения бюджетных средств.
  • Нарушение совершили автономные учреждения.

Нужно учитывать, что после передачи денег автономным учреждениям они перестают быть бюджетными, но, тем не менее, целевое назначение за ними сохраняется, а его нарушение подпадает под статью КоАП 15.14.

Варианты средств из бюджета «не на те цели»

В ходе реальных проверок целевого расходования бюджетных денег, были выявлены типичные примеры нарушений:

  • Совершение затрат, которые не предусмотрены планом хозяйственной деятельности на данный период.
  • Перепутан уровень бюджета. В частности, выделение из федерального бюджета денег на цели, которые должны финансироваться из муниципального.
  • Цели, которые должны финансироваться из внебюджетных источников, оплачены из бюджета.
  • Финансирование затрат другой организации.
  • Оплата услуг, которые вообще не относятся к сфере деятельности данной организации.
  • Бюджетные деньги получили арендаторы, но не возместили эти расходы.
  • Затраты на финансирование без проектной сметы.
  • Нарушение условий субсидирования.
  • Использование средств из одних разделов бюджета для финансирования целей других разделов.
  • Прибыль с вложенных бюджетных денег используется не в соответствии с хозяйственным планом.
  • Неверное движение средств по статьям и подстатьям бюджетной классификации.

За все эти действия виновных привлекают к различным формам ответственности, о которых мы расскажем отдельно.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Субсидии, примененные нецелевым образом

Если основанием выделения денег из бюджета является соответствующий договор, то данные средства считаются субсидией. Есть ряд типичных нарушений условий субсидирования, которые судами также признаются нецелевым использованием бюджетных средств. Среди них:

  • Оплата услуг, не оговорённых в договоре вместо тех, что были оговорены.
  • Оплата фиктивных услуг. То есть по документам услуги выполнены и оплата за них перечислена, но проверка выявляет, что услуги не выполнены полностью или частично.
  • Оплата содержания чужой собственности. Субсидии на содержание имущества всегда выделяются только в отношении имущества, принадлежащего организации, которая эту субсидию получила. Оплата данными деньгами иного имущества будет считаться нарушением.

Подобные правонарушения обычно выявляются в ходе специальных проверок.

Кто виноват?

Главным виновником в нарушении цели расхода выделенных денег признаётся юридическое лицо, то есть организация, эти средства получившая. Но также к ответственности привлекут и конкретных должностных лиц.

Деятельность организации могут приостановить и назначить её штраф, а персональным виновникам произошедшего грозит штраф, запрет занимать должность, принудительные работы, а в некоторых случаях и лишение свободы.

Виновным будет тот сотрудник организации, кто подписывал соответствующие документы, на основании которых были получены бюджетные средства или на основании которых они были неправильно расходованы. Чаще всего это руководитель организации или его заместитель.

Формы ответственности

За нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административное наказание

Если признаков уголовного преступления в деле нет, то наказание будет определено на основании статьи КоАП 15.14:

  • Штраф для организации в размере 5-20% нецелевых расходов.
  • Для должностного лица штраф 20-50 тысяч рублей или запрет на работу в данной должности на 1-3 года.

Это наказание достаточно мягкое в сравнении с уголовным.

Уголовные наказания за несоответствие бюджетным целям

В рамках статьи УК РФ 285.1 должностное лицо может быть:

  • Оштрафовано на 100-300 тысяч рублей (доход за 1-3 года).
  • Арестовано на полгода.
  • Привлечено к принудительным работам с дополнительным лишением права занимать данную должность на 1-3 года.
  • Лишено свободы до 2 лет.

Дополнительно к лишению свободы могут установить запрет на занятие должности до 3 лет.

Отягчающими обстоятельствами является совершение преступления группой лиц или нецелевое использование бюджетных средств в особо крупном размере (более 7,5 миллионов рублей).

В таком случае наказание ужесточается:

  • Штраф 200-500 тысяч.
  • Принудительные работы до 5 лет.
  • Лишение свободы до 5 лет.

К уголовной ответственности могут привлечь только должностное лицо, но не организацию.

Также для квалификации нецелевых трат как преступления (или административного нарушения) необходимо доказать наличие прямого умысла. В ином случае это будет расценено, как ошибка.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/necelevoe-ispolzovanie-byudzhetnyx-sredstv/

Нецелевое использование: судебная практика 2020 года / / Совет муниципальных образований Хабаровского края

Примеры нецелевого использования бюджетных средств

Правовую основу регулирования финансовых взаимоотношений с использованием государственных активов устанавливают нормы Бюджетного Кодекса РФ. Согласно положениям БК РФ, получатели ассигнований из бюджета ответственны за их целевое использование. При установлении фактов нецелевого расходования к получателю применяются административные либо уголовные санкции.

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств.

Что такое нецелевое использование бюджетных средств?

Прежде чем углубляться в понимание упомянутого словосочетания, следует помнить, что любые бюджетные средства сопровождаются принципом адресности, а также целевого характера.

Иначе говоря, все выделенные из бюджета деньги предназначаются для конкретных целей и получателей. Это закрепляется в 38 –ой статье российского Бюджетного Кодекса.

Следовательно, противоречие данным принципам свидетельствует о нецелевом расходовании денежных средств из бюджета.

Нецелевое использование бюджетных средств – это их полное, а также частичное направление и трата на цели, которые не совпадают с условиями их получения, утвержденными хотя бы одним из документов:

  • Законом о бюджете;
  • Бюджетной сводной росписью;
  • Сметой по бюджету;
  • Соглашением о предоставлении соответствующих субсидий;
  • Различными договорами, а также иными правовыми документами.

Таким образом, правонарушение заключается в совершении действий/бездействий распорядителя и получателя денежных средств из бюджета, приведших к отклонению от целей, ранее определенных в документации.

Взыскание ущерба

В случае, когда в ходе контрольного мероприятия установлены факты причинения ущерба РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию и в соответствии со статьей 270.2 БК РФ органами государственного (финансового) контроля может быть вынесено предписание, содержащее требование о возмещении причиненного ущерба.

Позиция Минфина РФ, изложенная в письме от 29.12.2014 №02-01-10/68389, заключается в том, что возмещение ущерба, нанесенного в связи с нарушением бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, должно осуществляться или обеспечиваться лицом, допустившим указанное нарушение.

Виды нецелевых затрат бюджета

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств применяется, если:

  • Финансы направлены на неоговоренные расходы в соответствии с планированием на отчетный период;
  • Совершен неправомерный денежный перевод с одной статьи классификации бюджета на другую с целью покрытия расходов;
  • Осуществлены оплаты из бюджетов другого уровня;
  • Произведены платежи из бюджета, хотя по плану должны задействоваться внебюджетные фонды;
  • Оплачены работы, товары, услуги, не имеющие отношение к деятельности и специфике учреждения;
  • Покрываются расходы другого юридического лица;
  • Финансируются строящиеся объекты не из перечня, а также те, по которым оно не запланировано;
  • Нарушены условия использования и предоставления субвенций, субсидий;
  • Произошло замещение бюджетных разделов и целей;
  • Полученная прибыль от хозяйственной деятельности используется вопреки плану.

Вместе с тем, существуют случаи применения субсидий не по назначению:

  1. Платежи за услуги или работы, не оговоренные условиями договора о передаче субсидий;
  2. Оплата услуг или работ, которые не были выполнены;
  3. Оплата содержания имущества, если оно не принадлежит предприятию.

Распространенные правонарушения

Штраф за нецелевое использование бюджетных средств может назначаться за:

  1. Направление поступлений на оплату расходов, которые не оговорены в плане по финансово-хозяйственной деятельности на отчетный год.
  2. Несанкционированный перевод средств между статьями бюджетной классификации. В данном случае речь идет о том, что поступления, предусмотренные для расходования в одном направлении, перемещаются для покрытия затрат в другом.
  3. Осуществление платежей, закрытие которых должно производиться из бюджетных средств другого уровня или внебюджетных фондов.
  4. Направление поступлений на оплату услуг и работ, не относящихся к деятельности предприятия, на содействие коммерческим организациям, покрытие расходов иного юрлица.
  5. Использование средств на погашение коммунальных платежей, возникших у сторонних потребителей (арендаторов и проч.), безвозмездно.
  6. Финансирование объектов, строящихся в том числе, по которым оно не предусмотрено по установленному порядку и которые не входят в соответствующие перечни, а также затраты, не определенные в проектно-сметных документах.
  7. Использование субсидий и субвенций с несоблюдением условий их предоставления.
  8. Трату финансов из фондов государственных исполнительных органов по направлениям, предусмотренным в других разделах баланса.
  9. Расходование средств от деятельности, приносящей прибыль, на цели, которые не установлены в плане.

Казенные учреждения являются участниками бюджетного процесса и на них распространяются нормы, установленные БК РФ. Понятие бюджетного нарушения, их виды и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение, предусмотрены гл. 29 и 30 БК РФ. В ходе проверок деятельности казенных учреждений выявляются бюджетные нарушения, указанные в таблице 1.

Таблица 1

Статья БК РФ Бюджетное правонарушение Меры принуждения
306.4 Нецелевое использование бюджетных средств – направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средствНецелевое использование межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.Бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
306.8 Нарушение (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств. Бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Меры бюджетного принуждения, предусмотренные кодексом, применяются к юридическим лицам. Вместе с тем в соответствии с п. 7 ст. 306.2 БК РФ наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в частности КоАП РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=FU0uQTyD1ug

Порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен приказом Минфина РФ от 28.12.2010 №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ» (далее – Инструкция № 191н). Согласно п.

Таким образом, подлежат привлечению к ответственности должностные лица за нарушение сроков представления отчетности, установленных распорядителем или представление не в полном объеме всех предусмотренных форм.

Помимо указанных противоправных действий, неотражение в бюджетном учете фактов хозяйственной жизни, повлекших искажение данных отчетности квалифицируется как ненадлежащее исполнение возложенных служебных обязанностей и также влечет административную ответственность должностных лиц (такое разъяснение доведено, например, территориальным управлением Росфиннадзора в г. Санкт-Петербурге).

В силу пункта 1 ст.

221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н.

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

Как указано в п. 6 Общих требований, к представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы.

Таким образом, обоснования (расчеты) плановых сметных показателей являются неотъемлемой частью сметы, следовательно, утверждение сметы без подобного обоснования (расчетов) части сметных показателей является неправомерным и влечет административную ответственность.

Источник: https://system-bryansk.ru/uk/necelevoe-rashodovanie-byudzhetnyh-sredstv.html

Прочие примеры этого раздела

Примеры нецелевого использования бюджетных средств

На этой странице размещены краткие аннотации судебных решений по рассматриваемой теме и ссылки на файлы  с полным текстом судебного решения.

Примечание:

Судебные решения в пользу проверенной организации обозначены индексом (а);

Судебные решения в пользу контролирующего органа обозначены индексом (б).

(а) По мнению ТУ ФСБН, работы по созданию проекта по усилению конструкций существующих зданий выполнены не в целях проведения ремонтных работ, а для узаконения самовольно построенных зданий и признания на них права собственности за учреждением, кроме того, ремонтные работы с использованием разработанного проекта не были проведены.  Однако суд признал, что расходы были осуществлены правомерно и в соответствии с целевым назначением. ТУ ФСБН не представило доказательств того, что расходы осуществлены для узаконивания самовольно построенных зданий и признания на них права собственности.
П-УО22

(а) В сводном сметном расчёте предусмотрены средства на осуществление технического надзора. Фактически технический надзор осуществляло учреждение.

Учреждение перечислило средства подрядчику в соответствии с проектно-сметной документацией.

Подрядчик возвратил средства учреждению (заказчику) на лицевой счёт по учёту средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. ТУ ФСБН сделало выводы о нецелевом использовании бюджетных средств.

В данном случае нецелевое использование бюджетных средств не имело места, поскольку выделенные денежные средства были использованы исключительно по целевому назначению – на оплату стоимости выполненных работ.

Также несостоятельным является утверждение ТУ ФСБН о том, что средства федерального бюджета, предназначенные на капитальные вложения (содержание технического надзора), необоснованно переводились на внебюджетный счет заявителя через подрядчика в разряд средств, получаемых от предпринимательской деятельности или иной приносящей доход деятельности.
П-ПО9

(б) За счёт средств, выделенных на приобретение оборудования для строительства ремонтно-эксплуатационного участка  группового водопровода в рамках ФЦП «Сохранение и восстановление почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 – 2010 годы и на период до 2013 года» приобретена линия розлива газированной и минеральной воды. Суд подтвердил вывод о нецелевом использовании бюджетных средств.
П-ПО29

(а)* Вывод ТУ ФСБН: допущено нецелевое использование средств федерального бюджета выраженное в  увеличении стоимости работ на строительство нового участка подходного канала к судопропускному сооружению  и в оплате дополнительных работ (водолазные работы и работы по подъему взрывоопасных предметов, работы по разработке проекта фундамента под створные знаки, работы по увеличению объема дноуглубительных работ (от 16 до 18 метров при перекладке кабелей).       Суд признал, что целевое направление указанных денежных средств подтверждается контрактом с дополнительными соглашениями к нему, из которых следует, что увеличение размера работ и цены контракта вызваны необходимостью провести дополнительные обязательные работы.

П-СЗО18

(а) Вывод ТУ ФСБН: оплата договора за разработку рабочей документации объектов вспомогательного назначения неправомерно произведена по статье 605, код 240220 “Строительство объектов производственного назначения, за исключением строительства военных объектов” вместо статьи 605, код 240240 “Строительство военных объектов”.

          Судом установлено, что ГРБС выделил учреждению средства на оплату конкретного рассматриваемого договора по коду 240220 “Строительство объектов производственного назначения, за исключением строительства военных объектов”. Кроме того, ТУ ФСБН не представило доказательств того, что стендовый комплекс здания относится к военным объектам.
П-СЗО36

(а) Вывод ТУ ФСБН о нецелевом использовании бюджетных средств: денежные средства, выделенные из федерального бюджета на ремонт кровли здания поликлиники, фактически были направлены на капитальный ремонт фасада здания названной поликлиники.

Судом установлено, что перераспределение средств между частями одного объекта капитального ремонта не свидетельствует об их нецелевом использовании.
П-СЗО59

(а) Вывод ТУ ФСБН: Средства, выделенные по коду 240330 “Капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения, исключая капитальный ремонт жилого фонда” использованы на реконструкцию третьего мансардного этажа здания.

Затраты должны производиться по статье 240230 “Строительство объектов непроизводственного назначения”.

         Судом установлено, что расходы на ремонт помещений в здании, являющемся памятником истории и культуры, произведены  правомерно, в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его облика.

П-СЗО62

(а)* ТУ ФСБН установило нарушение  статьи 38 БК РФ – бюджетные средства израсходованы учреждением на ограждение и охрану земельного участка, не относящегося к строящемуся объекту.

  Этот вывод основан на том, что распоряжение Правительства Республики Дагестан о резервировании земельного участка для строящейся республиканской клинической больницы противоречит действующему законодательству.

По выявленному нарушению приняты меры: вынесено представление и уведомление   на уменьшение  финансирования по строящемуся объекту “Республиканская клиническая больница” в связи с нецелевым использованием бюджетных средств.

        Судом установлено, что ссылка заявителя на то, что распоряжения Правительства Республики Дагестан противоречат действующему законодательству, необоснованна, поскольку не связана с предметом настоящего спора. Расходы признаны целевыми.
П-СКО13

(б)* Вывод ТУ ФСБН: Учреждением допущено нецелевое использование  субсидий на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на автомобильном транспорте.

В нарушение пунктов 3 и 4 Порядка Учреждением в отсутствие полного пакета документов, подтверждающих произведенные расходы (платежные поручения), которые в обязательном порядке должны быть приложены к заявлению на получение субсидии, Центру перечислено 20 234 тыс. рублей.

      Из текста постановления суда следует, что Центр рассчитался с подрядчиками векселями до получения бюджетных средств, поэтому при получении субсидии не имел требуемых платёжных документов. Тем не менее, документы, подтверждающие оплату (платёжные поручения) были представлены суду.

Из платёжных поручений следовало, что Центр произвёл расходы с подрядчиками не до получения субсидии, а после её получения.

      Суд установил, что предоставление субсидий до оформления в установленном порядке документов, подтверждающих фактическое несение затрат, является нарушением бюджетного законодательства в части предоставления субсидий и в силу статьи 289 БК РФ также является нецелевым использованием бюджетных средств.Примечание: суд не рассматривал вопрос о том, выполнены ли оплаченные Центром работы.

П-СКО49

(б) Вывод Росфиннадзора: Учреждение допустило нарушение положений статей 38, 162 БК РФ, то есть нецелевое использование средств федерального бюджета, выделенных на строительство объектов транспортной инфраструктуры олимпийских объектов. Указанные средства в сумме 26,7 млн. руб.

израсходованы на оплату услуг охранных организаций по дополнительной охране олимпийских объектов.
      Судом установлено следующее. Согласно пп. “е” п. 1 Постановления Правительства РФ от 01.06.

2009 N 458 “Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства” расходы по охране олимпийских объектов, не вошедших в перечень особо охраняемых олимпийских объектов, должны были осуществляться ответственными исполнителями Программы за счет собственных средств.
П-МО23, О-ВС26

Источник: https://revisor-finansist.ru/prochie-primery-etogo-razdela

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.