Принцип гуманизма относится к числу

Принцип гуманизма

Принцип гуманизма относится к числу

Слова «гуманизм» и «гуманность» имеют одно и то же происхождение, от лат. humanus «человечный». Гуманизм – это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей.

Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность – желаемой нормой отношений в обществе.

Гуманность, человечность – идеал различных направлений гуманизма, его целью является развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру.

Понятие «гуманизация», широко используемое в наше время, подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Понятие гуманизма развивается во взаимосвязи с понятием «человек». В современном определении гуманизма мы возвращаемся к философским, психологическим, педагогическим гуманистическим традициям (Н. Бердяев, В. Соловьев, В.

Вернадский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, К. Ушинский, В. Сухомлинский и др.), согласно которым сущность человека никогда не сводилась только к биологическим или социальным сторонам, она всегда наполнена духовными отношениями.

Наибольшего расцвета идеи гуманизма в педагогике и социальной педагогике получили свое развитие в период Возрождения, хотя идеи гуманистического воспитания прослеживаются в высказываниях еще античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля и др.).

Идеалом гуманистического воспитания была свободная всесторонне развитая личность. В сочинениях Томаса Мора (1478-1535), Франсуа Рабле (1483-1536), Мишеля Монтеня (1533 – 1592) и др. раскрывалось содержание воспитания и были предприняты попытки разобраться в сущности и средствах гуманистического воспитания: от наставления и примера до самоанализа и самовоспитания..

С позиций современного гуманизма, благо человека – это критерий оценки всех социальных явлений действительности. Гуманизм отражает социальную действительность с точки зрения не сущего, а должного, предъявляет обществу и отдельным его представителям высокие требования достойного, уважительного отношения к человеку, признание его самой высокой ценностью на земле.

Современное понятие гуманизма в педагогике и социальной педагогике отражает процесс обновления воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры, установки на воспитание личности с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями.

Итак, принцип гуманизма в социальной педагогике полагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе. Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:

• достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;

• признания права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать – значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;

• помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам », желания самому решать свои проблемы;

• понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей и дети открыты для общества;

• стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим подготовить детей-инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких детей со взрослыми и детьми.

Контрольные вопросы

1.Что представляет собой понятие «принцип»?

2. Кем впервые был сформулирован принцип природосообразности?

3. Какие правила требует соблюдать принцип природосообразности?

4.Кем был выдвинут принцип культуросообразности?

5.В какой идее отражен принцип культуросообразности?

6. Какие правила требует соблюдать принцип культуросообразности?

7.Что такое гуманизм? Какие правила требует соблюдать данный принцип?

Литература

1. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей//Педагогика – 2003 – № 6 – с. 27-32

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардерини, 2005. – 269 с.

3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М, 1999

4. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528 с.

5. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании//Избр. произв. в 4т. – М, 1946.

Источник: https://studopedia.ru/8_71461_printsip-gumanizma.html

Общая теория юридической ответственности

Принцип гуманизма относится к числу

⇐ Принципы справедливости и гуманизма юридической ответственности

«Гуманизм» в переводе с латинского означает «человечность».

Гуманизм — прежде всего признание человека как личности, индивида, его прав на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Гуманизм отражает нравственную позицию общества, признающего ценность человека как личности (индивида), уважающего его достоинство, стремящегося к его благу как цели своего развития.

Принцип гуманизма вытекает из положений Конституции России, в которых провозглашается приоритет человеческой личности. Как гласит ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

«Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ), — это не что иное, как нормативное закрепление одного из проявлений принципа гуманизма.

Данный принцип при реформировании законодательства нашел свое закрепление в ч. 2 ст. 7 УК РФ и ст. 8 УИК РФ, а также в других нормативно-правовых актах. Например, гуманизм является принципом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, принципом деятельности милиции.

Правоприменители в своих решениях часто обращаются к понятию гуманизма.

А. С. Мордовец отмечает: «Гуманизм юридической ответственности находит свое выражение в закреплении и защите широких социальных и политических прав и свобод.

В гуманизме ответственности как выражении гуманизма права заключено рациональное отношение к человеку. В гуманности же выражено в большей степени чувство — сочувствие, милосердие». По мнению И. А.

Галагана, «гуманизм в применении мер административной ответственности означает прежде всего, что эти меры должны быть справедливыми, разумными.

Они могут применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо для воспитания самого правонарушителя и других неустойчивых членов общества, и не должны быть жестокими, связанными с излишними правоограничениями виновного. Принцип гуманизма подразумевает защиту интересов не только отдельной личности, но и всего общества в целом».

О. В. Рагузина полагает, что «гуманизм юридической ответственности — это система нормативно закрепленных нравственно-правовых требований, выражающих признание человека высшей ценностью, охраняющих интересы общества, права, свободы, честь и достоинство человека и гражданина в юридически значимых обстоятельствах».

Сам гуманизм как принцип юридической ответственности, по мнению О. В.

Рагузиной, проявляется в следующих требованиях: отсутствия обратной силы действия у закона, устанавливающего или усиливающего ответственность; сочетания убеждения и принуждения; воспитания граждан; непричинения физических страданий или унижения человеческого достоинства; охраны и защиты нематериальных благ человека и гражданина; признания человека, его прав и свобод высшей ценностью; гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.

По нашему мнению, существует несколько аспектов проявления гуманизма, причем именно такое понимание гуманизма позволяет выделить его среди других принципов юридической ответственности. Первый аспект вполне ясно и недвусмысленно выражен в требованиях о запрете применения пыток, насилия, унижающего человеческое достоинство обращения.

Как нравственно-юридическая категория гуманизм юридической ответственности предполагает уважительное, человеколюбивое отношение к субъектам юридической ответственности, независимо от того, каким было поведение самого субъекта — правомерным или противоправным.

В этом смысле гуманизм очень тесно соприкасается с принципом справедливости, так как гуманизм и справедливость являются нравственно-юридическими категориями. В ч. 1 ст.

7 (принцип гуманизма) УК РФ отмечается, что «уголовное законодательство обеспечивает безопасность человека».

Обеспечение безопасности человека так или иначе выражается в совокупности всех норм, предусматривающих юридическую ответственность, а гуманизм в этом смысле заключается в охране прав и свобод человека. Реально действующий гуманизм — это гуманизм, способный себя защитить. Гуманизм должен выражаться как по отношению к правонарушителю и к потерпевшему, так и по отношению к обществу в целом.

Конституция РФ, руководствуясь принципом гуманизма, ограничила карательное воздействие, установив, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни» (ч. 2 ст. 20). Это установление повлекло изменения в Действовавшем тогда УК РСФСР.

Так, из санкций норм, предусматривающих наказание в виде смертной казни за преступления, не посягающие на жизнь человека, этот вид наказаний был исключен. Категория гуманизма не есть нечто неизменное. Метаморфозы понятия «гуманизм» объясняются изменчивым характером принципов юридической ответственности.

Принцип гуманизма юридической ответственности реализуется прежде всего путем защиты человека, его прав, законных интересов, его безопасности от правонарушений. Система норм, устанавливающих юридическую ответственность, представляет собой юридическую базу для сложной и ответственной работы суда, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов по выполнению этой задачи.

Гуманистическая цель юридической ответственности и его направленность на защиту потерпевшего находят свое выражение в первую очередь в формулировках составов правонарушений против личности, предусмотренных в различных нормативно-правовых актах (в повышенной охране интересов несовершеннолетних, беременных женщин, лиц, находящихся в беспомощном состоянии, и т.д.). Однако часть граждан связывает гуманизм с жесткостью наказаний. Ответы на вопрос о том, необходимо ли сохранение смертной казни как вида наказания распределились так: 77,5% — за сохранение смертной казни; 18,75% — против смертной казни; 6,25% — затруднились ответить.

Не только жертва правонарушения, но и правонарушитель обладает правами и обязанностями, является личностью и находится под защитой закона. В этом смысле к нему необходимо проявлять человеческое, гуманное отношение.

Именно гуманное отношение к лицу, совершившему правонарушение, является общепризнанным в мировой практике показателем реализации гуманистических начал юридической ответственности.

Примечательно, что по мнению 41% опрошенных, суровое наказание не способствует исправлению преступника, а 34% проанкетированных полагают, что суровое наказание не способствует и предупреждению правонарушений.

Гуманизм распространяется не только на государственно-принудительную форму реализации юридической ответственности, но и на всю юридическую ответственность в целом. Само установление юридической ответственности, ее функции и цели должны отражать идеалы человеколюбия, свидетельствовать об уважении прав человека, об отношении к человеку как к высшей ценности.

Поскольку гуманизм является не только юридической, но и нравственной категорией, его невозможно закрепить в одной юридической формулировке. В связи с этим нельзя согласиться с учеными (В. М. Романовым и др.

), практически отождествляющими гуманизм с запретом применения насилия, пыток и жестокого обращения с правонарушителями.

Гуманизм в подобной трактовке практически сливается с принципом законности юридической ответственности, из понятия гуманизма выхолащивается нравственное, этическое содержание. Гуманизм отрывается от милосердия, человеколюбия и уважения.

Другой аспект принципа гуманизма заключается в особенностях его соотношения с принципами неотвратимости юридической ответственности и формального равенства. В нравственно-этическом плане речь идет о прощении, милосердии по отношению к правонарушителю. Здесь гуманизм выражается в предоставлении льгот отдельным субъектам правонарушения или в применении к ним амнистии и помилования.

Льготы, как правило, заключаются в смягчении мер государственного принуждения, которым лицо обязано подвергнуться в связи с совершенным правонарушением.

Беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания (ст. 82 УК). Уголовный закон устанавливает льготные условия уголовной ответственности несовершеннолетних (гл. 14 УК).

Ряд наказаний не назначается женщинам и престарелым мужчинам (смертная казнь, пожизненное лишение свободы).

Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, административный арест не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам первой и второй групп (ч. 2 ст. 3.9). В этом смысле принцип гуманизма необходимо отличать от принципа индивидуализации ответственности.

Если принцип индивидуализации юридической ответственности характер карательного воздействия ставит в зависимость от поведения правонарушителя до и после совершения правонарушения, формы вины, общественной опасности правонарушения, то принцип гуманизма — в зависимость от особых характеристик субъекта правонарушения, которые требуют проявить к нему милосердие.

Гуманизм может выражаться в освобождении от юридической ответственности или наказания на основании актов амнистии и помилования. В самих актах амнистии подчеркивается, что законодатель, принимая постановление об амнистии, руководствуется принципом гуманизма.

Например, в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 декабря 1999 г.

«Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе», указывается: «В целях достижения гражданского мира и согласия в Российской Федерации, руководствуясь принципом гуманизма».

Итак, принцип гуманизма — это основополагающее начало (идея), закрепленное в действующем законодательстве, человечное, милосердное, уважительное отношение к субъектам юридической ответственности при ее установлении и применении.

Основными требованиями принципа гуманизма выступают: запрет применения пыток, насилия и унижающего человеческое достоинство обращения; установление юридической ответственности с учетом уважения прав человека и нравственных норм; функциональное осуществление юридической ответственности на основании критериев человеколюбия, милосердия, уважения; установление системы льгот (изъятий из принципов неотвратимости, равенства) в зависимости от особых характеристик субъекта (старость, инвалидность, несовершеннолетие, болезнь и т.д.) или вне зависимости от них, проявляющихся в актах амнистии и помилования.

Принцип справедливости юридической ответственности — это идея, основополагающее начало, закрепленное в системе норм, предусматривающих юридическую ответственность, заключающееся в равенстве, уважении и защите прав и свобод человека, соответствии правовых норм моральным нормам, категориям разумности и добросовестности, учете иерархии личных, общественных и государственных интересов.

Источник: https://isfic.info/respon/otven46.htm

Что такое гуманизм. Гуманное общество. Гуманные ценности

Принцип гуманизма относится к числу

Слово «гуманизм» имеет в своём составе корень homo, что в переводе с латинского означает «человек». Слово это не русского происхождения, но, вместе с тем, мы с вами прекрасно понимаем, что, если мы говорим о человечности, значит, предполагаем какой-то набор чувств, качеств и реакций человека на ту или иную ситуацию.

Вы человечны тогда, когда вы относитесь к этой ситуации с точки зрения добра, справедливости и не поддаётесь чувствам обратным. Гуманный человек не пытается кого-то обидеть или ущемить своё или чужое человеческое достоинство, потому что если ситуация складывается так, что вы кого-то обидели, значит, вы поступили негуманно.

Гуманистические ценности

Таким образом, гуманизм – это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Всё то, что гарантирует нашу с вами свободу, наши права, можно считать гуманным или гуманистичным. Понятно, что в данном случае сложно дать чёткое и жесткое определение, потому что человеческие ценности постоянно меняются.

То, что было нормальным и принятым 200-300 лет назад, сейчас может быть уже анахронизмом, который подчас может уже мешать человеку и быть антигуманным.

Но если какие-то ценности отвечают нынешним воззрениям человека на окружающий мир, если эти ценности помогают человеческой жизни, помогают сохранить общественную организацию и индивидуальный подход к каждому человеку, то, конечно, это ценности гуманистические.

Гуманное общество

Гуманизм в чём-то схож с понятиями морали и нравственности, они частично совмещены между собой, потому что золотое правило морали отвечает меркам гуманного общества. Гуманное общество – это общество, которое ценит личность человека.

Это общество, которое заботится о тех людях, которым нужна помощь, причём заботится искренне, а не в качестве подачки. Помощь в нашем обществе нужна, прежде всего, пожилым людям, так как они прожили большую часть своей жизни, физически и морально утомлены.

Таким людям необходимы забота и внимание со стороны окружающих. Если вы улыбаетесь людям старшего возраста, если вы относитесь к ним с заботой и пониманием, помогаете им элементарными вещами, тем самым вы просто продлеваете им жизнь.

Вы делаете их более здоровыми, в том числе, и физически. Это и есть гуманное отношение к людям.

Также наша помощь нужна людям с ослабленным здоровьем, в том числе иногда наше гуманное отношение может проявляться в том, чтобы не относиться к людям с ограниченными возможностями, как к инвалидам.

Вообще слово «инвалид» носит негативную окраску и может сильно ранить окружающих, мы словно заявляем таким образом, что этот человек ущербный. Большинство людей с ограниченными возможностями борются против мнения общественности, что они ущербны.

Они тоже могут жить, пускай и частично, нормальной человеческой жизнью, именно на этом и необходимо сконцентрироваться.

Истоки гуманизма

Гуманизм, конечно же, не появился сейчас, это не изобретение 20 или 21 века. Люди достаточно давно задумались над природой человечности, человеческого отношения к самому себе и окружающим. Много философов и учёных создавали свои советы и концепции того, как должен вести себя человек.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой выдвинул целую концепцию непротивления злу насилием. Это некий символ гуманизма, потому что, если человек не отвечает на зло злом, то, возможно, следующего проявления зла просто не случится. Невозможно бесконечно обижать человека, который тебе не сопротивляется, который не хочет причинять тебе зла.

Такая кажущаяся слабость на самом деле является выдающейся силой, силой человека.

Конечно, вы можете возразить, что такого не может быть. Ведь если меня бьют, обижают, оскорбляют, я должен защищать себя, а не молча терпеть насилие. В конце концов, это библейская истина: око за око, зуб за зуб. Но не всегда это оказывается абсолютной истиной. Чтобы убедить вас, достаточно привести в пример такого человека как Махатма Ганди.

Это лидер движения несотрудничества с английскими колониальными войсками и английской администрации в Индии. Махатма Ганди смог без какого-либо вооруженного восстания, без крови и побоищ, по сути, выдавить англичан из Индии. После этого Индия стала суверенным государством.

Это был величайший гуманист 20 века, который своей жизнью доказал, что непротивление злу насилием работает.

Также нельзя не упомянуть в нашем разговоре имя такого великого английского гуманиста как Томас Мор. В 1515-1516 годах Томас Мор написал своё самое знаменитое сочинение – “Утопия”.

Со временем само слово “утопия” стало нарицательным и превратилось в обозначение чего-то прекрасного, но совершенно нереального. Томас Мор действительно описал идеальное уникальное государство, все граждане которого свободны.

Жители Утопии сами выбирали себе правителей и чиновников. Там не было никаких налогов, не было денег и частной собственности, не было даже тяжёлого физического труда.

Все граждане Утопии трудились всего по нескольку часов в день, а затем наслаждались изучением наук и искусств. Мор не просто проповедовал гуманизм, он действительно был высокогуманным моральным человеком, готовым до конца отстаивать свои убеждения.

Гуманизм – это величайшая концепция. Наше человеческое отношение друг к другу – неизбежное следствие развития цивилизации. Если мы хотим оставаться людьми, мы должны становиться людьми. Мы должны относиться к окружающим так, как хотели бы, чтоб они относились к нам.

Мартин Лютер Кинг

Источник: https://zen.yandex.ru/media/helperia/chto-takoe-gumanizm-gumannoe-obscestvo-gumannye-cennosti-5b8cbdcd15125f00ae67a1ab

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.