Принцип публичности проявляется в том что

Публичность как принцип уголовного процесса

Принцип публичности проявляется в том что
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 19Следующая ⇒

Сущность принципа публичности заключается в том, что суд, прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело о каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию.

Из этого следует, что органы, ведущие борьбу с преступностью, обязаны принимать все предусмотренные законом меры к раскрытию преступления, изобличению и наказанию виновных в совершении его, в силу своего служебного положения и обязанности, возложенной на них законом независимо от усмотрения желания отдельных лиц, в том числе и потерпевших от преступления.

Принцип публичности свидетельствует о том, что уголовное судопроизводство осуществляется в нашей стране в целях ограждения от преступных посягательств интересов государства и общества в целом, а не только интересов конкретных потерпевших или лиц.

Именно публичностью определяется активность органов расследования, прокуратуры и суда во всех стадиях уголовного процесса, где требование этого принципа находит свое конкретное выражение.

В стадии возбуждения уголовного дела принцип публичности находит свое выражение в обязанности органов расследования, прокурора и суда возбудить уголовное дело по всякому совершенному конкретному преступлению.

В стадии предварительного расследования все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора. Следователь несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Принципом публичности продиктовано и требование закона к органам расследования производить всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств по каждому делу, выяснять обстоятельства как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, как отягчающие, так и смягчающие его вину. Это же требование в полной мере распространяется на деятельность прокуратуры и суда, в том числе и в стадии судебного разбирательства. Суд не должен ограничиваться доказательствами, собранными на предварительном следствии или представленными участниками судебного разбирательства. Он обязан собрать и исследовать все необходимые для правильного разрешения дела доказательства по собственной инициативе, руководствуясь лишь требованиями установления истины по делу, вынесения законного и обоснованного приговора.

Кассационное производство и пересмотр приговоров, вступивших в законную силу, строятся также с учетом принципа публичности.

Наиболее ярко проявляется принцип публичности в обязанности кассационной инстанции всякий раз проверить дело в полном объеме (так называемое ревизионное начало).

Суд не связан доводами кассационной жалобы или кассационного постановления, а обязан проверить законность и обоснованность приговора в целом и притом в отношении всех осужденных, в том числе и тех, в отношении которых приговор не обжалован и не опротестован .

Некоторые ограничения принципа публичности допускаются лишь по делам так называемого частного обвинения и частно-публичного обвинения.

Особенностью дел частного обвинения является то, что они возбуждаются лишь по инициативе (по жалобе) потерпевшего. Дальнейшее их движение зависит от усмотрения потерпевшего. В случае его примирения с обвиняемым, дела эти подлежат прекращению производством.

Однако, при наличии определенных условий дела частного обвинения также могут быть возбуждены прокурором и в этом случае рассматриваются судом на общих основаниях, как и дела публичного обвинения.

Кроме того, при необходимости охраны государственных или общественных интересов или права граждан дела, возбуждаемые по жалобе потерпевшего могут рассматриваться судом независимо от примирения потерпевшего с обвиняемым.

Дела частно-публичного обвинения характеризуются тем, что они, как и дела частного обвинения, возбуждаются исключительно по жалобе потерпевшего, однако в случае примирения его с обвиняемым, прекращению не подлежат.

Прежде чем обратиться к рассмотрению процессуального положения каждого участника процесса и в первую очередь обвиняемого, необходимо остановиться на понятии обвинения и его видах в уголовном процессе.

Обвинение представляет собой процессуальную деятельность. Направленную на изобличение лиц, виновных в совершении преступления.

оно имеет своей целью добиться осуждения каждого виновного в совершении преступления и применения к нему справедливого наказания, а в соответствующих случаях – мер воспитательного характера или общественного воздействия.

Обвинение, следовательно, выступает в качестве одного из основных методов борьбы с преступностью.

Осуществляемое уполномоченными на то органами и лицами, обвинение выражается в собирании необходимых доказательств, устанавливающих виновность лица в совершении преступления, в формулировке этого обвинения в соответствующих актах и предъявлении его обвиняемому, а также в поддержании обвинения в суде.

Обвинение, как деятельность по изобличению лиц, виновных в совершении преступления, представляет собой самостоятельную процессуальную функцию и находится в определенном соотношении с функциями защиты и правосудия – оно предшествует осуществлению этих функций, обуславливает их возникновение.

Наряду с рассмотренным выше понятием обвинения, как процессуальной деятельности под обвинением также понимают и определенный предмет этой деятельности, т. е.

формулировку (описание) признаков преступления, вменяемого в вину данному лицу, иначе говоря обвинение в его материально – правовом выражении.

Именно в этом смысле употребляют термин «обвинение», когда говорят: «обвиняемому предъявлено обвинение»; «суд возбудил уголовное дело по новому обвинению»; «суд изменил обвинение»; «суд признал обвинение доказанным».

Обвинение, как процессуальная деятельность и обвинение в его материальном выражении возникают в стадии предварительного расследования и всегда проявляются одновременно – с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого.

Уголовный процесс, как отмечалось ранее, различает дела публичного, частно-публичного и частного обвинения.

Дела публичного обвинения, составляющие большинство уголовных дел, возбуждаются по инициативе прокурора, органа расследования и суда, которые в своих действиях по раскрытию преступления и изобличению виновных не связаны усмотрением потерпевшего или каких-либо иных лиц, а руководствуются исключительно интересами государства и общества. В этой деятельности указанных органов находит свое выражение принцип публичности (официальности).

Дела частно-публичного обвинения, предусмотрены. К этой категории дел закон относит только дела об изнасиловании без отягчающих обстоятельств.

В отличие от дел публичного обвинения эти дела могут быть возбуждены лишь при наличии жалобы потерпевшего, но, будучи возбужденными, они расследуются и рассматриваются в том порядке, что и дела публичного обвинения. Эти дела не подлежат прекращению за примирением потерпевшего и обвиняемого.

Устанавливая особый порядок возбуждения дел частно- публичного обвинения, закон исходит, в частности, из необходимости охраны интересов потерпевшего, которому не всегда желательно, чтобы преступление получило огласку, связанную иногда для потерпевшего с тяжелыми нравственными переживаниями.

Дела частного обвинения – это сравнительно небольшая категория уголовных дел. Характерной особенностью дел частного обвинения является то, что они возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, который и поддерживает в суде обвинение. В случае примирения потерпевшего с обвиняемым дела этой категории подлежат прекращению.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/10x198a.html

1.2 Сущность принципа публичности

Принцип публичности проявляется в том что

Согласно ст. 2 Конституции РФ государство принимает на себя обязанность обеспечить права и свободы граждан, возбудить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, независимо от условий, при которых последнее имело место, безотносительно от желания или нежелания на то пострадавшего (потерпевшего).

В этом заключается принцип публичности. В нем выражается государственное начало уголовного процесса, суть которого в том, что зашита общества и граждан от преступных посягательств является важной и ответственной обязанностью правоохранительных органов, а не делом самих граждан.

Этот принцип пронизывает все стадии уголовного процесса и распространяется на все органы (должностные лица), осуществляющие уголовное преследование.

На стадии возбуждения уголовного дела, следователь обязан принять, рассмотреть и разрешить заявление (сообщение) о любом преступлении. После возбуждения уголовного дела по не подследственному им преступлению они должны произвести неотложные следственные действия и только после этого направить дело в орган, правомочный завершить по нему предварительное расследование.

Компетенция же органов дознания в ст. 157 УПК РФ законодателем ограничена определенной категорией происшествий.

В случае поступления в какой-либо орган дознания заявления (сообщения) о не подведомственном ему преступлении следователь принимает заявление (сообщение), регистрирует его и направляет «по подследственности». В этом случае он обязан принять меры к сохранению следов преступления. Уголовный процесс: Учебник для вузов./ Отв. Ред. А.В. Гриненко. – М.: Норма, 2011.

Исходя из требований принципа публичности во время производства предварительного расследования следователь, должен с учетом требований подследственности принять все возможные меры для раскрытия преступления и доказывания наличия либо отсутствия:

1) виновности лица в совершении преступления, формы его вины и мотивов;

2) обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого;

3) характера и размера вреда, причиненного преступлением;

4) обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния;

4) обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание;

7) обстоятельств, которые могут повлечь освобождение от уголовной ответственности и наказания и пр.

Исключениями из принципа публичности являются положения ст. 23, 25 УПК РФ, порядок разрешения заявлений о преступлениях, перечисленных в ст. 20 УПК РФ, а также рассмотрения дел частного обвинения (ст. 20 УПК РФ).

Но даже на рассмотрение дел частного обвинения принцип публичности накладывает свой отпечаток.

При поступлении непосредственно в суд заявления пострадавшего о привлечении лица к уголовной ответственности за нанесение легкого вреда здоровью, побоев, оскорбление или клевету, из которого усматривается, что в действиях лица содержатся признаки особо злостного хулиганства, покушения на убийство или других преступлений, предварительное следствие по которым является обязательным, судья в соответствии с требованиями закона должен (при наличии достаточных данных) направить заявление по подследственности.

Сущность принципа публичности в уголовном процессе выражена в ст. 21 УПК РФ, в соответствии с которой следователь обязан в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принять предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию.

С учетом задач, характера и формы различных стадий уголовного процесса по-разному действует принцип публичности на том или ином этапе судопроизводства.

В стадии возбуждения уголовного дела его действие проявляется в том, что компетентные государственные органы в силу своих обязанностей должны возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, независимо от усмотрения заинтересованных лиц.

В стадии предварительного расследования следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для полного и всестороннего расследования преступления и установления лиц, его совершивших. Независимо от ходатайств и заявлений заинтересованных субъектов уголовного процесса (подозреваемого, потерпевшего и др.

) следователь обязан установить обстоятельства как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. Обязанность суда выносить приговор на доказательствах, рассмотренных в судебном разбирательстве (ст. 301 УПК РФ), сочетается с предоставлением суду полной свободы в выборе допустимых законом средств доказывания.

Статья 27 УПК РФ перечисляет преступления, дела о которых возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежат прекращению ввиду примирения потерпевшего и обвиняемого (так называемые дела частного обвинения). Однако и при производстве по этим делам нельзя считать, что принцип публичности не действует.

Его действие проявляется, во-первых, в том, что примирение возможно до определенного рубежа (до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора), во-вторых, в том, что при наличии оснований, указанных в ч. 3 ст. 27 УПК (беспомощное состояние потерпевшего, его зависимость от обвиняемого и др.

), следователь вправе возбудить уголовное дело и без жалобы потерпевшего.

Принцип публичности состоит в том, что уполномоченные на ведение уголовного процесса государственные органы и должностные лица обязаны в пределах своей компетенции принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, виновных лиц и справедливому наказанию или предотвратить неосновательное уголовное преследование или незаконное осуждение лиц, а если это имело место, принять меры к реабилитации невиновного.

В силу принципа публичности органы дознания или следователь обязаны при наличии повода и основания возбудить уголовное дело, принять все меры, необходимые для его законного разрешения, независимо от воли и желания каких-либо учреждений, организаций, граждан.

Исключение составляют лишь дела частного и частно-публичного обвинения, возбуждаемые не иначе как по жалобе потерпевшего. Но и по ним ради охраны прав и интересов потерпевшего диспозитивность, т. е.

право потерпевшего распорядиться своим правом на возбуждение дела, сочетается с правом следователя возбудить уголовное дело при наличии предусмотренных ст. 27 УПК условий.

Принцип публичности наделяет государственные органы широкими властными полномочиями, ставит их в положение активных субъектов процесса, обязанных производить все необходимые процессуальные действия по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и их справедливому наказанию и недопущению привлечения к уголовной ответственности и осуждению невиновных. Кобликов А.С. Уголовный процесс. М. 2010.

Государственные органы должны основывать свои выводы на такой совокупности собранных, всесторонне и объективно исследованных доказательств, которая делает эти выводы обоснованными и справедливыми.

В силу принципа публичности только государственные органы, ведущие уголовный процесс, могут применять нормы права, меры процессуального принуждения, принимать решения о начале, движении и судьбе уголовного дела. Использование этих и других полномочий позволяет государственным органам надлежащим образом выполнять возложенные на них функции.

Социально-правовой смысл принципа публичности в социальном государстве проявляется в органическом сочетании интересов государства в охране прав и свобод человека и гражданина, в том числе обвиняемого и потерпевшего, с задачей предотвращения преступлений и справедливого наказания виновного.

Защита прав и законных интересов участвующих в деле лиц является публично-правовой обязанностью государственных органов и составляет конструктивный элемент начала публичности.

Каждый государственный орган, в производстве которого находится уголовное дело, обязан не только разъяснять участвующим в деле лицам их права, но и обеспечивать реальную возможность их осуществления, а при необходимости обеспечивать личную и имущественную безопасность. Законные и обоснованные просьбы и ходатайства участвующих в деле лиц должны удовлетворяться.

Публично-правовой характер принципа проявляется и в том, что органы государства на стадии предварительного производства по своей инициативе обязаны возбуждать уголовное дело, собирать и исследовать доказательства, которые опровергают возведенное против подозреваемого подозрение, а также обоснованность предъявленного обвиняемому обвинения и реабилитировать невиновного. Государственные органы обязаны строго соблюдать установленный законом порядок возмещения государством обвиняемому и подозреваемому ущерба, причиненного незаконным действием (или бездействием) должностных лиц при производстве по делу (ст. 53 Конституции).Принцип публичности пронизывает все производство по делу и обеспечивает как достижение общих целей процесса, так и выполнение непосредственных задач в каждой отдельной его стадии.

Источник: https://pravo.bobrodobro.ru/92861

Принцип публичности в уголовном процессе – Администрации Калачевского сельского поселения Прокопьевского района Кемеровской области |

Принцип публичности проявляется в том что

Принцип публичности в уголовном процессе проявляется в том, что прокуратура, следствие и органы дознания должны возбуждать и расследовать уголовные дела при наличии признаков, указывающих на совершение деяний.

В данном случае мнение заинтересованной стороны значения не имеет.

Исключение составляют лишь дела частного обвинения, для открытия и ведениях которых пострадавший человек должен написать заявление в правоохранительные органы.

Следует также отметить, что при совершении преступных деяний вред наносится не только конкретным лицам, но и общественном порядку, охраняемому законом.

О главном

Принцип публичности в уголовном процессе состоит в том, что прокурор, органы следствия и дознания осуществляют свою деятельность от имени государства, возбуждают дела на основании имеющихся признаков совершения преступного деяния, изобличают виновных в содеянном, а при наличии неопровержимых доказательств освобождают от ответственности тех, кто не виноват в содеянном, и принимают необходимые действия для их реабилитации и восстановления во всех правах.

Таким образом, государственные органы и должностные лица встают на защиту интересов пострадавших. Потому что совершенное в отношение них деяние нанесло вред не только им лично, но также и общественным отношениям, охраняемым законом.

Важная роль

Необходимо также сказать о том, что государственный обвинитель обязан присутствовать на судебном заседании по делам публичного и частно-публичного обвинения.

Потому что данное правило зафиксировано в действующем законе. Таким образом, данное должностное лицо встает на защиту интересов государства.

Ведь виновный, совершивший опасное деяние, причинил ущерб не только одному человеку, но и общественным отношениям, охраняемым законом.

Именно по этой причине участие в судопроизводстве государственного обвинителя считается еще одним подтверждением действия принципа публичности в уголовном процессе.

Характеристика

Принцип публичности в уголовном процессе воспринимается как основополагающее, руководящее начало судопроизводства по выявлению признаков преступного деяния, изобличению виновных и привлечению их к ответственности.

От частных лиц требуется лишь подчинение нормам действующего УПК. В то время как весь ход движения уголовного процесса зафиксирован в законе.

Ведь именно УПК содержит в себе те нормы, на основании которых осуществляется предварительное расследование, судебное разбирательство и вступление приговора в силу.

Здесь необходимо также отметить, что уголовный процесс представляет собой определенную гарантию того, что невиновный человек не будет незаконно привлечен к ответственности за деяние, которого он не совершал, и не понесет незаслуженное наказание. Потому что деятельность органов следствия, дознания, прокуратуры и суда осуществляется только на основании норм действующего закона.

Кроме того, во многих источниках указано, что принцип публичности в уголовном процессе воспринимается как социальная открытость. Иными словами, суд должен выслушать всех участников разбирательства, а не только сильнейшие стороны (прокурора и потерпевшего).

Соотношение

Публичность — это один из главных принципов уголовного судопроизводства, в соответствии с которым должностные лица и органы власти действуют только в отношении государства и защищают его интересы. Права личности здесь твердо установлены законом. Это важно знать.

В свою очередь, диспозитивность в уголовном судопроизводстве дает возможность гражданам самостоятельно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами, не прибегая к помощи государства.

Тем не менее, указанный принцип здесь не так ярко выражен, как публичность. Ведь в условиях диспозитивности интересы личности становятся намного важнее государственных.

Более того, они стоят на первом месте.

Но как же все-таки взаимодействуют между собой принципы публичности и диспозитивности в уголовном процессе? Их взаимосвязь заключается в том, что совместно они обеспечивают существование трех видов обвинения:

  • частное, где открытие дела происходит только после того, как пострадавший напишет заявление о привлечении к ответственности за содеянное конкретное лицо;
  • публичное — возбуждение и дальнейшее расследование дела не зависят от мнения участников процесса (в том числе пострадавшего) и осуществляются органами следствия и дознания в виде служебного долга;
  • частно-публичное — представляет собой деятельность потерпевшего и дознания, следствия и прокуратуры по раскрытию содеянного и привлечению виновного к ответственности за содеянное.

Таким образом, взаимодействие интересов личности и государства понимается как соотношение публичности и диспозитивности в уголовном судопроизводстве.

Дополнительно

Итак, какое имеют между собой соотношение принципы разумности и публичности? Для начала нужно сказать о каждом из них в отдельности.

Как уже было указано ранее, публичность является одним из главных принципов уголовного судопроизводства.

Можно сказать даже больше, без этого основополагающего и руководящего начала весь процесс осуществления предварительного расследования и правосудия потерял бы свою значимость.

Ведь публичность проявляется в обязательности открытия дела следователем или дознавателем при наличии каких-либо признаков совершения преступного деяния. Данные должностные лица стоят на защите охраняемых интересов государства.

Но какую роль здесь играет принцип разумности? Здесь необходимо сказать о том, что уголовное дело расследуется в установленные законом сроки, после чего передается в судебный орган для рассмотрения по существу и вынесения приговора. Под разумным сроком понимается период времени, необходимый для расследования дела, прописанный в УПК.

Виды

Как уже было сказано ранее, взаимодействие диспозитивности и публичности позволяет выделить все виды уголовного преследования. Уголовный процесс осуществляется:

  • путем частного обвинения; здесь необходимо также указать, что сам потерпевший выступает в судебном органе в роли государственного обвинителя (дела о побоях, клевета, причинение здоровью легкого вреда);
  • частно-публичного обвинения; когда дело заводится по заявлению лица, но в расследовании участвуют органы следствия или дознания, прокуратура (например, изнасилование, мошенничество);
  • публичное обвинение — осуществляется без заявления пострадавшей стороны и без учета ее мнения, должностные лица открывают и расследуют дело исходя из служебного долга.

Особое значение

В данном случае необходимо еще раз сказать о диспозитивности как о принципе уголовного процесса, который позволяет гражданам самостоятельно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Тем не менее, роль его при осуществлении судопроизводства не так высока, как у публичности.

Следует также сказать о понятии диспозитивности и его применении. Ведь данный принцип больше разрешает, чем запрещает. Диспозитивность позволяет гражданам самостоятельно пользоваться своими правами без помощи государства. Кроме того, указанный принцип имеет ограниченную сферу действия.

Например, обвиняемый может пользоваться помощью своего адвоката, если он сможет его самостоятельно нанять. Также последний в праве просить следователя о назначении ему государственного защитника.

Кроме того, обвиняемый имеет возможность примириться с потерпевшей стороной, если загладит причиненный ущерб — это позволит ему избежать наказания.

В другом государстве

В УПК Украины есть статья 26 «Диспозитивность», в которой указана сущность применения данного принципа. Например, если прокурор или частный обвинитель отказываются от обвинения, то дело должно быть закрыто. Суд в процессе разрешает только те вопросы, которые вынесены на рассмотрение сторонами.

Источник:

Принцип публичности в уголовном процессе

Согласно ст. 2 Конституции РФ государство принимает на себя обязанность обеспечить права и свободы граждан, возбу­дить уголовное преследование в отношении лица, совершивше­го преступление, независимо от условий, при которых после­днее имело место, безотносительно от желания или нежелания на то пострадавшего (потерпевшего).

В этом заключается принцип публичности. В нем выражается государственное начало уголовного процесса, суть которого в том, что зашита общества и граждан от преступных посяга­тельств является важной и ответственной обязанностью право­охранительных органов, а не делом самих граждан.

Этот принцип пронизывает все стадии уголовного процесса и распространяется на все органы (должностные лица), осуще­ствляющие уголовное преследование. Между тем он совершенно не касается деятельности суда и судьи.

На стадии возбуждения уголовного дела прокурор, началь­ник следственного отдела и следователь обязаны принять, рас­смотреть и разрешить заявление (сообщение) о любом преступ­лении.

После возбуждения уголовного дела по не подследствен­ному им преступлению они должны произвести неотложные следственные действия и только после этого направить дело в орган, правомочный завершить по нему предварительное рас­следование.

Компетенция же органов дознания в ст. 157 УПК РФ законо­дателем ограничена определенной категорией происшествий.

В случае поступления в какой-либо орган дознания заявле­ния (сообщения) о не подведомственном ему преступлении дознаватель принимает заявление (сообщение) (ст. 141, 144 УПК РФ), регистрирует его и направляет «по подследственности». В этом случае оно обязано принять меры к сохранению следов преступления.

  • Исходя из требований принципа публичности во время про­изводства предварительного расследования следователь, на­чальник следственного отдела, руководитель следственной группы, орган дознания, дознаватель и прокурор должны с уче­том требований подследственности принять все возможные меры для раскрытия преступления и доказывания наличия либо отсутствия:
  • 1) события преступления (времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления);
  • 2) виновности лица в совершении преступления, формы его вины и мотивов;
  • 3) обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого;
  • 4) характера и размера вреда, причиненного преступлением;
  • 5) обстоятельств, исключающих преступность и наказуе­мость деяния;
  • 6) обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание;

7) обстоятельств, которые могут повлечь освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Исключениями из принципа публичности являются положе­ния ст. 23, 25 У ПК РФ, порядок разрешения заявлений о пре­ступлениях, перечисленных в ст. 20 УПК РФ, а также рассмот­рения дел частного обвинения (ст. 20 УПК РФ). Но даже на рас­смотрение дел частного обвинения принцип публичности накладывает свой отпечаток.

К примеру, в законе отмечено: если преступление, предусмотренное ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129, ст. 130, ч. 1ст. 131,ч. 1ст. 136—139, ст. 145, ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст.

147 УК РФ, совершено в отношении лица, находящегося в зависимом со­стоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами, прокурор, а с согласия последнего — следователь и дознаватель вправе возбу­дить такое дело и при отсутствии жалобы пострадавшего.

Дело, возбужденное прокурором, направляется для производства доз­нания или предварительного следствия, а после окончания рас­следования рассматривается судом в общем порядке. Такое дело не может быть прекращено за примирением потерпевшего с обвиняемым.

При поступлении непосредственно в суд заявления пострадав­шего о привлечении лица к уголовной ответственности за нанесе­ние легкого вреда здоровью, побоев, оскорбление или клевету, из которого усматривается, что в действиях лица содержатся при­знаки особо злостного хулиганства, покушения на убийство или других преступлений, предварительное следствие по которым является обязательным, судья в соответствии с требованиями закона должен (при наличии достаточных данных) направить заявление по подследственности.

Возложение на прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя обязанности в каждом случае обнаружения призна­ков преступления принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, отличает рос­сийский послереволюционный уголовный процесс от большин­ства зарубежных аналогов.

Источник: https://xn----7sbabiod1bkqs9h.xn--p1ai/ugolovnaya-otvetstvennost/printsip-publichnosti-v-ugolovnom-protsesse.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.