Принцип законности в уголовном праве означает

Принцип законности в уголовном праве

Принцип законности в уголовном праве означает

Система принципов уголовного права дополняется принципом неотвратимости ответственности.9

Принципы уголовного права – это и есть принципы правосознания, ибо «правосознания вообще» не существует. Правосознание формируется лишь на основе конкретных явлений общественно жизни. Среди таковых заботы и тревоги об охране от преступных посягательств личности, собственности, порядка в обществе и т.д. всегда занимали и занимают одно из первых мест(если не первое) для каждого человека.

Уголовно-правовые принципы выступают принципами правосознания в той мере, в какой социальной реалии, находящиеся в сфере уголовного права, влияют на общественное правосознание. При этом принципами правосознания могут быть только такие принципы, которые имеют опору в реальных отраслях права.

Принципы «пронизывают (должны пронизывать) всю структуру права – правосознание, нормы правоотношения, а также правоприменительную практику. Каждый принцип это идея, т. е.

мысль как продукт человеческого мышления об общем и наиболее существенном представлении о праве, правовом мировоззрении, о ценности права. Идеи-принципы дают представление о долженствующем  в праве, каким оно должно быть.

Таким образом, принципы права как идеи – категории правосознания»10

Принципы уголовного права – справедливости, равенства, гуманизма, вины и законности, – как показывает история российского законотворчества, всегда находили свое отражение в законодательстве именно поэтому, что во все времена воспринимались как основополагающие идеи правосознания.

3. Принцип законности в уголовном праве и уголовном законодательстве

Уголовная ответственность по УК 1996 г. основывается на принципе законности. Он прежде всего означает, что при определении преступности и наказуемости следует исходить из формулы: нет преступления и нет наказания без указания о том в уголовном законе. В ст. 3 УК принцип законности раскрывается следующим образом:
  1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим кодексом.
  2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Принцип законности, как видно, запрещает оценку того или иного деяния в качестве преступного и уголовно наказуемого по аналогии закона.

Принцип законности уголовной ответственности предполагает, что основным источником уголовного права является федеральный уголовный закон – нормативный акт, принимаемый уполномоченным на то Конституцией РФ органом законодательной власти или путем всенародного ания – референдумом.

Принцип законности уголовной ответственности обязывает, чтобы в ходе законотворчества соблюдались закрепленные в УК его общие положения, не принимались бы без внесения соответствующих изменений в УК такие новые нормы и положения, которые противоречат другим, уже принятым ранее и действующим нормам и институтам.

Принцип законности уголовной ответственности пронизывает все нормы и институты УК, а в некоторых из них обозначается в качестве особо выделяемого требования. Например, в ч. 1ст.

60 УК указывается, что лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных статьей Особенной части УК, и с учетом положений Общей части УК. В ч. 2 ст.

75 УК говорится: «Лицо, совершившее преступление иной категории, освобождается от уголовной ответственности только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса».

Часть 2 ст. 3 УК запрещает аналогию при применении уголовного закона. «Согласно данному принципу, – пишет А. В. Наумов, – аналогия преступлений и наказаний в российском уголовном праве не допускается. Аналогией закона называется восполнение пробела в праве, когда закон применяется к случаям, прямо не предусмотренным, по аналогичным тем, которые непосредственно регулируются этим законом».11

Вместе с тем аналогия закона запрещена и ч. 1 ст. 3 УК. Ведь в указании законодателя о том, что «Преступность деяния, а также наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом» (ч. 1 ст.

3 УК), не только выражена суть принципа законности, но также весьма ясно обозначено и требование о недопустимости аналогии преступления, наказания и иных уголовно-правовых последствий, ибо именно они «определяются только настоящим Кодексом», а следовательно, предполагается обязательное наличие и норм, специально им посвященных.

При сопоставлении содержания ч. 1 и ч. 2 ст.3 УК, таким образом, возникает ряд вопросов, связанных как со сферой действия части второй данной статьи, так и в целом с необходимостью ее отдельного выражения в уголовном законодательстве.

Иначе говоря, ограничивается или нет запрет о недопустимости применения уголовного закона по аналогии (ч. 2 ст. 3УК) только рамками преступления, наказания и иных уголовно-правовых последствий (ч. 1ст.

3 УК) или он полностью исключает аналогию закона? Является или не указанный запрет лишь дополнительной, боле четко выраженной, по сравнению с требованием, закрепленным в ч. 1 ст.

3 УК, гарантией против аналогии закона, навеянной во многом воспоминаниями практики применения уголовных законов эпохи диктатуры и пролетариата, или помимо этого распространяется и на более широкую, чем требование ч. 1 ст. 3 УК, сферу и каковы ее границы? Возможен ли вообще полный запрет аналогии закона в уголовном праве?

Казалось бы, на последний вопрос ответ может быть только один. «Пробелы в законодательстве, – отмечает С. С. Алексеев, – должны устраняться в процессе правотворчества путем внесения изменений и дополнений в законы, издания новых, более совершенных нормативны юридический актов.

В области уголовного законодательства и административных правонарушений при пробеле в законодательстве соответствующий вопрос вообще не может быть поставлен. Здесь действует правило: «Нет преступления и нет проступка, нет наказания и нет взыскания, если нет закона».12

Безусловно, ясна невозможность полной аналогии закона, аналогии закона применительно к установлению признаков состава преступления, содержанию наказания и иных уголовно-правовых последствий. В строгом смысле слова невозможно и применение сходных уголовно-правовых норм, непосредственно не рассчитанных на ситуации, оказавшиеся полностью или частично неурегулированными уголовным законом

Принятию УК РСФСР 1922 г. предшествовала кропотливая законопроектная работа. По принципиальным вопросам, например, об основаниях уголовной ответственности, понятии преступления, институте аналогии, в них содержались противоположные решения.

Большие дискуссии разгорелись вокруг нормы об аналогии, классификации преступлений, смертной казни, системы наказаний. Проект Малого Совнаркома отказался от социального (материального) понятия преступления, заменив его формальным (юридическим): «Преступление есть деяние, воспрещенное во время его учинения уголовным законом».

Соответственно отсутствовала норма об аналогии. Минимальный возраст уголовной ответственности в проекте устанавливался в 16 лет. Однако запрещенность преступлений уголовным законом не могла быть включена в понятие преступления из-за нормы об аналогии. Относительно нормы об аналогии, как отмечалось, состоялись бурные дискуссии.

Председатель Малого Совнаркома, например, категорически высказался против нее: аналогия – отступление от принципа законности, путь к судебному произволу, «взрыв» Особенной части УК.

Победили доводы «за»: аналогия нужна, так как четыре года Советской власти, особенно с учетом спешки принятия УК, – срок слишком малый для правильного прогноза возможных форм преступлений при отсутствии исторических аналогов социалистического УК.

Возможность применения аналогии уголовного закона прямо предусматривалось в ст. 10 УК РСФСР 1992 г.: «В случае отсутствия в Уголовном кодексе прямых указании на отдельные виды преступлений наказания или меры социальной защиты применяются согласно статей Уголовного кодекса, предусматривающих наиболее сходные по важности и роду преступления, с соблюдением правил Общей части сего кодекса».

Привлечение к уголовной ответственности по аналогии уголовного закона привело к грубейшим нарушениям законности в борьбе с преступностью, к необоснованным репрессиям в отношении людей, не нарушивших закон. Поэтому отказ отечественного уголовного права от применения уголовного закона по аналогии является важной вехой по пути приведения его в соответствии с современными международными стандартами.

4. Законность и уголовная политика

Уголовное право наиболее подвержено влиянию политики государства и общественных объединений в области борьбы с преступностью на том или ином  этапе развития общества и государства. Учитывая это обстоятельство, А. А.

Пионтковский (старший) предлагал науку уголовного права «разделять на 1) криминологию, 2) уголовную политику и 3) уголовную догматику».

Под уголовной политикой он подразумевал ту «отрасль науки уголовного права, которая имеет своим предметом изучения средств борьбы с преступностью, задачей – целесообразное построение этих средств» (Пионтковский А.А. С. 10)

Уголовная политика представляет собой вырабатываемую органами законодательной, исполнительной и судебной власти, политическими партиями и общественными объединениями определенную стратегию и тактику в области борьбы с преступностью и использования в этих целях соответствующих правовых, экономических и социально-культурных средств, на основе которых формируется, изменяется и дополняется уголовное законодательство, определяется преступность и наказуемость деяния, устанавливаются цели, задачи, формы и порядок воздействия на лиц совершивших преступление.

Уголовная политика не только формирует содержание норм и институтов уголовного права, но и устанавливает главные направления борьбы с преступностью, определяя практическую деятельность правоохранительных органов и иных общественных формирований по охране порядка; средства, меры и методы предупреждения правонарушений.

Уголовная политика современной России определяется в Конституции РФ, в федеральных конституционных и иных законах, актах палат Федерального Собрания, в ежегодных посланиях Федеральному Собранию и указах Президента РФ, в постановлениях Правительства РФ по вопросам борьбы с организованной и иной преступностью и коррупцией, в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ по итогам обобщения судебной практики по отдельным категориям уголовных дел, а также решениях Конституционного Суда РФ по конкретным делам.

Уголовное право призвано содействовать укреплению Российского государства, противодействию преступности. Как указывалось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г., «демократическое государство не вправе вторгаться в частную жизнь граждан, но оно должно обеспечить каждому человеку личную безопасность и защиту его достоинства».

В настоящее время обострилась проблема борьбы с организованной преступностью, а также с коррупцией должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления различного уровня и компетенции.

Уголовное право должно содействовать усилению борьбы с этими негативными явлениями, их предупреждению.

Оно является острым, действенным и необходимым средством становления и укрепления правового демократического и социального государства в России, а также обеспечения личной безопасности человека, его достоинства, собственности, других прав и свобод человека и гражданина, его законных интересов.

В ст. 45 Конституции провозглашается:

«1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей перед обществом и государством. В соответствии со ст. 57 Конституции России устанавливается, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В ст.

58 сказано, что каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно ст. 59 защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Конституция России обязывает (ч. 2 ст.

15) органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соблюдать Конституцию РФ и законы.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Уголовное право России призвано способствовать воспитанию граждан РФ в духе безупречного исполнения своих обязанностей перед обществом и государством, обеспечивать исполнение установленных законом обязанностей иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Уголовное призвано содействовать решительной и бескомпромиссной борьбе со всякого рода посягательствами на политические, трудовые и иные права граждан, с нарушениями государственной, производственной и общественной дисциплины, с выпуском и реализацией товаров, не отвечающих требованиям безопасности, хищениями чужого имущества, со злоупотреблениями служебным положением в личных целях.

Законность и правопорядок – необходимые условия повышения эффективности рыночной экономики страны и благосостояния народа, построения в России демократического правового социального и федерального государства.

В свете сказанного особую значимость имеет обеспечение неотвратимости привлечения к уголовной ответственности и применения справедливого наказания.

В месте с тем следует иметь в виду , что возможности уголовного права и уголовного наказания в борьбе с преступностью не являются беспредельными, они ограничены.

Это объясняется тем , что ни уголовное право, ни применение уголовного наказания сами по себе не устраняют причин и условий, порождающих преступления, другие правонарушения или безнравственные поступки.

Поэтому в борьбе с преступностью и иными правонарушениями особое внимание должно уделяться предупреждению правонарушений и иных антиобщественных явлений, устранению причин и условий, их порождающих, осуществлению мер и мероприятий социально-экономического, нравственно-правового и культурно-воспитательного характера. Особое внимание при этом следует уделять повышению материального благополучия людей, росту их культурного уровня и сознательности, повышению нравственного и духовного потенциала общества и народа.

Источник: https://www.stud24.ru/criminal-law/princip-zakonnosti-v-ugolovnom-prave/399342-1349698-page2.html

2. Принцип законности, его содержание и значение

Принцип законности в уголовном праве означает

Принцип законностисодержится с ст.3 УК РФ, устанавливающейследующее: «преступность деяния, а такжеего наказуемость и иные уголовно-правовыепоследствия определяются тольконастоящим Кодексом (ч.1). Применениеуголовного закона по аналогии недопускается (ч.2)».

Указанный принцип,впервые провозглашенный официально впериод французской революции, -основополагающий не только дляроссийского, но и для уголовногозаконодательства зарубежных стран.Свое воплощение он находит, преждевсего, в том, что благодаря ст.

3 УК удалосьофициально закрепить древнее положение,согласно которому «нет преступления,нет наказания без указания на то взаконе»3.Это означает, что преступлением признаетсялишь такое деяние, которое получилоотражение в нормах УК РФ, закреплено ввиде статьи Особенной части.

Все иныедеяния, сколько бы общественно опасныони ни были, но не будучи включенными вУК, не могут признаваться преступлениями.

Названное положение, которое служитодним из аспектов реализации принципазаконности, означает далее, что наказания,как и другие последствия совершенияобщественно опасного деяния, такжедолжны быть предусмотрены толькоУголовным законом. Этот вопрос в УКразрешен ст.44, содержащей исчерпывающийперечень наказаний, подлежащих применениюсудом4.Никто не может применить иное наказание,нежели то которое предусмотрено взаконодательном перечне.

3. Принцип равенства граждан перед законом

Как социальное,так и правовое равенство, т.е. равенствограждан перед законом есть основаниеправового положения личности вгосударстве. Данное основание установленов Конституции РФ и в ряде международно-правовыхдокументов.

В ст.

4 УК РФ принциправенствагражданперед законом сформулирован с учетомтребований Конституции и международно-правовыхдокументов: «Лица, совершившиепреступления, равны перед законом иподлежат уголовной ответственностинезависимо от пола, расы, национальности,языка, происхождения, имущественногои должностного положения, местажительства, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также других обстоятельств».Как видно из закона, перечень причин,которые не должны препятствоватьреальному воплощению принципа равенстваперед законом, примерный. Внесение сюдадругих обстоятельств, определеннымобразом характеризующих гражданина,означает, что в формулировке законанельзя предусмотреть все возможныеположения, все многообразие случаев,которые не следует учитывать какпрепятствия равенству граждан поотношению к закону. Если субъектхарактеризуется чем-то еще, что не вошлов перечень ст.4 УК РФ, то такие данныетакже нужно расценивать в качествеподобных, и они не могут служитьпрепятствием реализации закрепленногопринципа. Кроме того, равенство гражданперед законом требует, чтобы все лицапривлекались к уголовной ответственностив том случае, если будет доказано, чтоони совершили преступление. При этомникто не может быть осужден только зато, что принадлежит к какой-либо расеили исповедует ту или иную религию.Более того, уголовный кодекс устанавливаетответственность за отдельные отступленияот принципа равенства перед законом.Так, в ст.136 УК РФ предусмотрено привлечениевиновных в нарушении равноправия гражданв зависимости от пола, расы и т.д. Нарушениеравноправия граждан, основывающиесяна их национальной, расовой или религиознойпринадлежности влечет ответственностьпо ст.282 УК РФ, нарушение прав гражданна свободу совести и вероисповеданий– по ст.148 УК РФ5.

Принцип равенстваграждан перед законом означает вместес тем, что никто, признанный виновным всовершении преступления, не может бытьосвобожден от уголовной ответственности только лишь на основании занимаемогоположения, принадлежности к расе,национальности и т.п. Такое освобождениевозможно лишь по основаниям, указаннымв законе.

Причем эти основания освобожденияот уголовной ответственности такжеравнозначны для всех категорий граждан.Равенство граждан перед законом неследует понимать как элементарнуюуравнивалку.

Равенство граждан передзаконом означает лишь то, что субъект,совершивший преступление кто бы он нибыл и как бы он ни характеризовался,какое бы положение ни занимал и к какойбы партии ни принадлежал, обязан понестиответственность. Что касается объемасамой ответственности, т.е.

размера ивида наказания, назначаемого судом, тов этом случае правоприменитель исходитиз других принципов – принципасправедливости и принципа гуманизма.При этом учитываются различныеобстоятельства как объективного свойства– почему субъект совершил преступление,так и субъективного – какова его психика.

Принцип равенства граждан перед закономбазируется на так называемом юридическомравенстве, которое предлагает необходимостьобеспечения равной для всех граждан,независимо ни от каких обстоятельств,обязанности нести уголовную ответственность.

Такое юридическое равенство обеспечиваетсяглавным образом тем обстоятельством,что законом признается в качествеединственного основания привлеченияк уголовной ответственности наличие всовершенном деянии состава преступления(ст.8 УК РФ). Совокупность признаковсостава преступления, конкретизированныхв законе, выступает тем единым знаменателем,который обеспечивает практическуюреализацию данного законодательногопринципа6.

Источник: https://studfile.net/preview/1621964/page:2/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.