Принципы гуманизма законности и справедливости относятся к

Принципы права

Принципы гуманизма законности и справедливости относятся к

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Принципы права — основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права.

Принципы пронизывают все правовые нормы. Они могут быть закреплены в нормативных актах, но могут, не будучи закрепленными, логически вытекать из совокупности норм права.

Для принципов права характерны следующие свойства:

1. В известной степени их можно назвать правовыми идеалами, которые в «юридическом сгустке» отражают закономерности развития общества и основные социальные ценности.

Они являются связующим звеном между этими закономерностями и действующим правом, отражая его особенности и регулятивные возможности.

Необходимо различать принципы права (как самостоятельного явления общественной жизни) и правовые принципы (отражающие своеобразие лишь юридической материи и характерные для различных элементов правовой системы — правотворчества, юридической ответственности и т. д.);

2. прямо или косвенно фиксируются в действующем законодательстве (прежде всего в конституции), зримо предопределяя основное содержание подзаконных актов и юридически значимого поведения людей. Если идея не закреплена в праве, то ее содержанием можно пренебречь, не опасаясь государственного принуждения, она остается лишь элементом правовой идеологии;

3.

обладают значительной устойчивостью и системообразующими свойствами. Они обеспечивают структурную самоорганизацию права и являются своеобразной несущей конструкцией, объединяющей все правовые явления в единый непротиворечивый комплекс.

Кроме того, будучи своеобразным аккумулятором правовой информации, принципы сосредоточивают в себе опыт правового развития предшествующих поколений и системообразующие связи с иными социальными регуляторами (политикой, моралью, религией и т. д.).

Тем самым они способствуют стабилизации и органичному развитию общественной системы в целом;

4.

отражают своеобразие национальной правовой системы. В своей совокупности они раскрывают не только природу и сущность права, но показывают и специфику той или иной правовой системы, сформированной в определенной социальной среде, ее отличие от иных правовых систем современности;

5. имеют самостоятельное регулятивное значение. Являются своеобразным руководящим началом для правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, интерпретационной и иной юридически значимой деятельности. В механизме правового воздействия они непосредственно регулируют некоторые общественные отношения.

Так, простые граждане недостаточно хорошо информированы о содержании большинства нормативно-правовых актов. Однако их правовое сознание достаточно хорошо усвоило общие начала взаимоотношения людей (справедливость, равноправие).

Кроме того, принципы права как реально действующие обобщенные правила поведения используются и правоприменителем при пробелах в действующем законодательстве.

Таким образом, принципы права – это законодательно закрепленные основополагающие начала, отражающие его сущность и определяющие содержание и порядок реализации правовых предписаний в социально значимых ситуациях.

Выделяется большое количество разнообразных принципов права. В своей совокупности они образуют структурно упорядоченную систему, взаимодействующую с внешней средой по поводу урегулирования социально значимых отношений.

Действующие принципы позволяют более точно определить тенденции развития законодательства, уяснить смысл юридических актов, объединить нормы в непротиворечивую систему и стабилизировать конкретные правоотношения, восполнить пробелы в праве и в некоторой совокупности выступить дополнительным критерием при дифференциации отраслей права.

Основная классификация принципов права осуществляется по масштабу охвата ими правового пространства. По этому критерию принципы делятся на общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

Существуют следующие виды принципов права:

Общие принципы права

Общие – исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом, к ним относятся:

1. принцип демократизма — выражается в законодательном предоставлении возможностей широким слоям населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на содержание и практику применения уже действующих, реально использовать все формы представительной и непосредственной демократии;

2. принцип гуманизма – заключается в том, что право закрепляет такие отношения между обществом, государством и индивидом, которые основаны на человеколюбии, уважении личности, создании всех условий для ее нормального существования и развития, приоритетности прав и свобод человека (ст. 21 Конституции РФ).

Однако, на наш взгляд, гуманизм не ограничивается объявлением человека высшей ценностью. Подлинный гуманизм предполагает доброе и бережное отношение не только к человеку, но и к животному миру, окружающей действительности в целом. Без этого не будет и полноценной ответственной личности. Гуманизм — это не только уважительное отношение к отдельному человеку, но и человечеству в целом.

Он состоит не только в предоставлении прав, но и в возложении обязанностей;

3.

принцип законности — означает, что все субъекты общественных отношений — государство, его органы, должностные лица, организации и граждане должны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, должны не противоречить друг другу, обеспечивая верховенство закона, соответствовать конституции и объективным закономерностям общественного развития (ст. 15 Конституции РФ);

4.

принцип равноправия – выражается в законодательном закреплении равенства всех граждан независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения. Они должны иметь равные общегражданские права и обязанности, в одинаковой степени отвечать перед законом (ст. 19 Конституции РФ);

5. принцип справедливости – заключается в том, что при регулировании отношений преимущественно используются средства убеждения в необходимости определенного поведения, при правонарушении поступок человека оценивается в соответствии с моральными воззрениями большинства членов общества, а мера наказания — в соответствии с характером содеянного;

6. принцип единства прав и обязанностей – состоит в направлении поведения участников регулируемых отношений с помощью детально сбалансированных, взаимно корреспондирующих прав и обязанностей;

Межотраслевые принципы права

Межотраслевые – исходные положения, которые подчеркивают общность и специфику нескольких смежных отраслей права (принцип личной ответственности — в уголовном и административном праве; принцип состязательности — в процессуальных отраслях права и т. л.

)- Существование межотраслевых принципов связано с необходимостью внутрисистемного согласования юридических предписаний, предупреждения их дублирования и поддержания гибкости в правовом регулировании.

Эти принципы конкретизируют содержание обших принципов права соответственно специфике однородных отношений нескольких родственных отраслей, обеспечивая их внутреннее единство. Так, принцип равенства всех субъектов права перед законом и судом конкретизируется в принципе состязательности процессуальных отраслей права.

При этом одни и те же межотраслевые принципы проявляются неодинаково даже в родственных смежных отраслях права, решая специфические задачи отрасли относительно предмета их регулирования. Для этого достаточно сопоставить принцип состязательности в уголовном и гражданском процессе;

Межотраслевые принципы распространяются на несколько смежных или родственных отраслей права.

Например, для уголовно-процессуального, гражданско-процес- суального, административно-процессуального и арбитражно-про- цессуальиого права характерны принципы:

процессуальное равенство участников сторон;

гласность судебного разбирательства;

состязательность;

презумпция невиновности.

Для отраслей уголовно-правового комплекса (уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право) характерны следующие принципы:

неотвратимость наказания;

индивидуализация наказания;

экономия уголовной репрессии (наказание должно быть не суровее, чем требуется для достижения его цели).

Отраслевые принципы права

Отраслевые – исходные положения, которые отражают специфику отношений в той или иной отрасли (принцип свободы расторжения договора в трудовом праве, принцип разделения властей — в конституционном праве и т. д.).

Отраслевые принципы распространяются на какую-либо отдельную отрасль права.

в гражданском праве — принцип равенства сторон;

в уголовном праве — презумпция невиновности;

в трудовом праве — принцип свободы труда;

в земельном праве — принцип целевого характера использования земли;

в административном праве — принцип субординации.

Общеправовые принципы права

Общеправовые принципы (распространяются на право в целом, на все отрасли права):

принципы законности;

юридического равенства граждан перед законом;

гуманизма;

единства прав и обязанностей;

социальной справедливости.

1. Демократизм — означает, что нормы права принимаются при участии широких слоев населения:

непосредственно (путем референдума);

через избираемых депутатов в законодательных органах;

опосредованно (при обсуждении законопроектов, когда свое мнение может высказать любой желающий);

2. Социальная справедливость – означает, что все граждане имеют равные правовые возможности для достижения определенных результатов в той или иной сфере деятельности.

Вместе с тем в отношении малообеспеченных (больных, пенсионеров, многодетных, сирот и др.) принимаются законы, позволяющие создать им достойный уровень жизни.

Данный принцип означает также, что в случае нарушения установленных в обществе правил наступает соответствующая юридическая ответственность;

3.

Единство прав и обязанностей – означает, ч то право как единое целое содержит в себе и права, и обязанности. Любое субъективное право может быть реализовано лишь при исполнении соответствующей обязанности другого субъекта правоотношения. Например, право на пенсию означает, что соответствующее должностное лицо службы социального страхования обязано решить данный вопрос по существу.

Право на жизнь означает, что государство в лице законодательных и исполнительных органов обязано принимать меры по защите и охране этого важнейшего человеческого блага, и это делается, в частности, посредством деятельности органов внутренних дел;

4.

Законность – означает, что реализация права или обязанности основывается на строгом соблюдении установленной процедуры (например, право первоочередника на жилье предполагает предварительное оформление ордера на квартиру и других необходимых документов, а если первоочередник самовольно захватит квартиру, то будет за это отвечать, несмотря на наличие права на жилье; пресечение правонарушения в торговле на рынке без разрешения предполагает наложение административного взыскания, но никак, например, не применение огнестрельного оружия);

5. Гуманизм – означает, что право закрепляет идею человека как высшей ценности, отражает уважительное отношение к человеку вне зависимости от его социального и любого иного положения.

Например, даже с приговоренным к смертной казни надлежит обращаться с уважением его чсловсчсского достоинства.

В юридической литературе в качестве самостоятельных обще- правовых принципов выделяются равноправие граждан, сочетание убеждения и принуждения, ответственность за вину, равноправие рас и наций. право демократизм гуманизм законность

Представляется, однако, что все они отражают отдельные аспекты вышеуказанных основных общеотраслевых принципов.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/law/00460375_0.html

Принципы морали: коллективизм, гуманизм, принцип справедливости и законности

Принципы гуманизма законности и справедливости относятся к

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм, альтруизм, коллективизм, принцип справедливости и другие.

Принцип коллективизма представляет собой осознанное подчинение личных интересов общественным, ориентация на интересы общества, борьба с теми проявлениями индивидуализма, которые мешают общественному благу.

Коллектив является сообществом людей, объединенных общественно значимыми целями, что свидетельствует о высоком уровне их сплоченности.

Степень его позитивного влияния на личность определяется доброжелательностью и заботой в отношении коллектива к внутреннему миру индивида.

В ряде случаев коллективизм оказывается губителен. Можно выделить такие формы ложного коллективизма, как национализм, шовинизм, расизм, бандитизм и др.

В конечном счете, такие формы коллективизма укоренены в противоположном ему принципе индивидуализма, которым пронизано современное постиндустриальное общество.

Это центробежная сила, которая приводит людей к непониманию, разъединению, распрям и, наконец, к войнам.

Гуманизм – мировоззренческий и нравственный принцип, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности.

Принципы справедливости и законности, как одни из важных регуляторов поведения человека, служат мерой прав, благ личности или социальной группы, основой требований и оценок с точки зрения определенного класса или общества. В их содержании закрепились и важнейшие общечеловеческие требования.

Для установления правильного соотношения между справедливостью и

законностью следует, прежде всего, учитывать их значение как социальных

регуляторов гармоничного отношения личности и общества. Именно такой

характер понимания, как справедливости, так и законности установился в классическом правоведении со времен Платона и его диалога «Государство». Ни у кого не вызовет сомнения тот факт, что деятельность людей, отношения, возникающие между ними, поведение каждого члена общества и

действия отдельных социальных групп требуют регулятивного воздействия,

установления общих правил. Вся совокупность норм, осуществляющих регулирование поведения и деятельности, составляет систему нормативного регулирования общественных отношений.

3.4. Специфика и роль морали в условиях становления и развития правового демократического общества: принцип социальной справедливости, сужение сферы правового регулирования общественных процессов, принцип замещения правовой ответственности моральной ответственностью личности. Духовные барьеры, препятствующие противоправному поведению индивида.

Моральные нормы всегда способствовали демократизации и гуманизации права. Эффективность функционирования морали зависит от системы правовых институтов, способствующих или препятствующих утверждению общечеловеческих норм, а эффективность функционирования правовых норм – от уровня их соответствия требованиям морали.

Позитивные сдвиги в сфере морали, как правило, способствуют формированию правового сознания и правовой культуры граждан. Гармоничное функционирование норм права и морали обеспечивает целостность и жизнеспособность социальных общностей, которые они обслуживают.

Идея справедливости, требование справедливости прони­зывают законодательство современного демократического об­щества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человек, в том числе применительно к деятельности суда. В частности ст.

10 декларации гласит: “Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом”. Ст.

14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.

Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации.

Право, существуя в форме государственных законов, указов, в отличие от нравственных норм, императивно регулирует поведение людей.

Если нарушение моральных правил вызывает общественное порицание или суд совести, то нарушение или невыполнение норм права предусматривает применение наказаний и принудительных мер.

Нормы морали регламентируют почти все проявления жизнедеятельности людей, а нормы права – лишь наиболее значимые. Поэтому граница правовой сферы не совпадает с границами известных групп общественных отношений.

По своей сущности, по социальному назначению право представляет собой определенный порядок в обществе. Сферу правового регулирования составляют три группы общественных отношений – имущественные, управленческие и обеспечение защиты общественного порядка.

Другие общественные отношения подпадают под правовое регулирование тогда и постольку, когда и поскольку они носят имущественный, управленческий или охранительный характер.

Вот почему в той или иной группе общественных отношений часть их регулируется правом, а другая часть не регулируется.

Иногда происходит сужение сферы правового регулирования за счет отказа от использования права в тех или иных областях общественных отношений. Например, в некоторых мусульманских государствах в семейных и некоторых других отношениях место законов часто занимает Коран.

Научно-технические процес­сы часто приводят как к расширению, так и сужению сферы правово­го регулирования. В настоящее время в нашем обществе проявляется тен­денция четко ограничить и в некоторых случаях сузить сферу действия правовых норм и повысить роль и значение прочих социальных норм.

Задача права состоит в том, чтобы применять такие средства и методы, ко­торые дополняли бы и укрепляли иные формы социального регулирова­ния.

Поэтому проблема внешних границ сферы правового ре­гулирования тесно соприкасается с проблемой метода правового ре­гулирования, который, в свою очередь, обусловлен характером объек­тов, входящих в данную сферу.

Противоправное поведение является взаимодействием внешних факторов и внутренних, личностных качеств человека.

К внешним факторам, обуславливающим совершение преступления, относятся неблагоприятные условия нравственного формирования личности человека, а также те особенности ситуации, которые способствуют возникновению преступного намерения, заключая в себе объективные возможности для совершения преступления.

К числу внутренних факторов относятся антиобщественные взгляды, ориентации, потребности, проявленные в соответствующих мотивах. Значение ситуации в механизме преступного поведения также зависит от того, является ли преступление длительным поведением или отдельным поведенческим актом.

Последний обычно более ограничен во времени и может быть нехарактерен для данной личности. Длительное поведение, в том числе преступное, больше выражает внутренний мир человека, его ценностные ориентации и потребности, чем отдельный поступок.

Поэтому, личностные качества человека, сформированные в благоприятной среде, ориентирующие его на знание правовых норм и норм морали, и являющиеся ядром внутренней структуры личности, скорей всего, и будут теми духовными барьерами, которые не дадут возможности осуществления противоправного поведения.

Тема 4. Основные категории этики: добро и зло, справедливость, честь и достоинство, совесть.

1. Этические категории «добро», «зло»

2. Этическая категория «справедливость»

3. Этическая категория «честь»

4. Этическая категория «достоинство»

5. Этическая категория «совесть

Категория – это основное понятие, используемое той или иной наукой при изучении своего предмета. Этические категории – это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы нравственности.

Особенностью категорий этики является то, что многие из них являются словами обыденного языка, например, «добро», «счастье», «свобода» и др.

Это происходит потому, что предмет этики непосредственно связан с жизнедеятельностью людей, с теми смыслами и ориентирами, которыми они руководствуются в повседневной жизни.

Источник: https://poisk-ru.ru/s48008t4.html

Специфика этических принципов законности, справедливости и гуманизма

Принципы гуманизма законности и справедливости относятся к

Законность – политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные и муниципальные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и в первую очередь законы.

В предыдущем параграфе мы попытались показать, какое значение для государственной и муниципальной службы имеет соблюдение принципа нейтральности (беспристрастности) и принципа обеспечения государственного интереса.

Эти принципы составляют основу и одновременно специфику административной этики, являются тем нравственным императивом, которому должна быть подчинена деятельность аппарата государственной и муниципальной власти и его работников.

Однако осуществить эти принципы возможно только при условии последовательного соблюдения ряда других принципов и норм прежде всего таких, как строгое соблюдение закона, социальная справедливость, гуманизм, неподкупность и ответственность служащих государственного аппарата. В сфере государственного и муниципального управления их роль особенно велика.

Они являются одновременно и высшими этическими ценностями государственного и муниципального управления, и основным критерием оценки деятельности государственной и муниципальной власти, и в то же время своеобразной методологической основой принятия государственных решений.

Ни одно общество не может быть стабильным и гармонично развивающимся, если в нем бездействует и нарушается закон, господствует несправедливость, не уважается и не защищена личность, царствует произвол.

Без соблюдения принципов законности, справедливости и гуманизма невозможны никакие гражданское согласие, консолидирующая роль государственной и муниципальной службы или эффективное государственное и муниципальное управление.

Нарушение этих принципов неизбежно влечет за собой проявления бюрократизма, несправедливости, произвола и безнравственности.

В реальной жизни эти негативные явления, связанные с деформацией морального сознания служащих аппарата государственной и муниципальной власти, сплошь и рядом обнаруживаются в безразличии чиновников к социальному назначению и социальным последствиям своей служебной деятельности, в безответственности, преследовании узко корпоративных целей и интересов.

Одним из приоритетных для государственной и муниципальной службы, бесспорно, является принцип законности в деятельности государственных и муниципальных служащих.

С точки зрения современного демократического правового государства, законность означает установленный государством порядок и принцип жизнедеятельности, в соответствии с которыми все правоотношения и действия государственных органов, органов местного самоуправления, общественных институтов и граждан осуществляются в рамках закона.

Последнее обстоятельство особенно важно иметь в виду, когда речь идет о России, для большинства населения которой были всегда характерны правовой нигилизм, противопоставление морали праву (на Западе – “право”, у нас – “правда”).

Принцип законности включает в себя целый ряд исходных положений, которые лежат в основе требований к поведению субъектов правовых отношений в первую очередь таких как:

1) верховенство закона (что обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконные правовые акты не противоречат закону);

2) единство законности (предполагает ее действие на всей территории государства);

3) всеобщность законности (подразумевает ее действие на всех лиц);

4) целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, законе);

5) равенство перед законом (предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);

6) гарантированность основных прав и свобод граждан (означает всеобщую защиту индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей);

7) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение (что характеризует юридическую природу законности);

8) взаимосвязь законности и культурности (характеризует нравственную природу законности, в соответствии с которой без достижения определенного уровня правовой культуры всеми субъектами права, населением страны в целом, невозможно обеспечить должный уровень законности).

Для государственных и муниципальных служащих необходимость соблюдения принципа законности диктуется множеством обстоятельств.

Как служащие аппарата государственных и муниципальных органов, они осуществляют многогранную исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляют правоприменение, распоряжаются материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами.

Кроме того, органы исполнительной власти, их должностные лица вправе осуществлять внесудебное принуждение, юрисдикционную деятельность, они наделены дискреционными полномочиями, свободой усмотрения, служащей одним из средств выполнения государственными и муниципальными органами возложенных на них задач и полномочий.

Поэтому мы полагаем, что стоит согласиться с теми учеными, которые считают, что состояние законности в государстве зависит в первую очередь от уровня законности в государственно-административном управлении, в системе государственной и муниципальной службы.

Самая совершенная правовая система, правосудие и прокурорский надзор не изменят положения, если государственные и муниципальные служащие берут взятки за лицензирование, за предоставление квартир, работники милиции незаконно задерживают граждан, изымают у них имущество, если правит протекционизм и ориентация на личную преданность, если государственные и муниципальные должности становятся предметом распределения и средством усиления личной власти.

Не может быть никакого сомнения, что деятельность государственной и муниципальной службы должна базироваться на идеях правопорядка и уважения к закону.

В основе такого правопорядка лежат выработанные мировой общественной мыслью и практикой положения, к которым следует отнести:

1) рациональный подход к вопросам государственного устройства, признание права власти и права народа величинами одного порядка;

2) естественные права человека доминируют над законами государства, служат основой для их выработки; законы государства создаются властями при наличии согласия между людьми относительно их соответствия естественному праву;

3) главенство закона; власть основана на законе, а не закон “даруется” властью; все граждане равны перед законом;

4) ограничение власти, правительства принятым в обществе основным сводом правил и законов, которые способны предотвратить произвол власти, а также обезопасить общество от меняющегося настроения большинства, способного привести к непродуманным действиям;

5) ответственность должностных лиц государства перед народом, закрепленная законодательно; цель власти – служить обществу, его процветанию.

Как видно из содержания приведенных выше положений, которые и сегодня составляют основу правового государства, основополагающей здесь является идея равного уважения к закону как со стороны населения, так и со стороны самой власти. С этой точки зрения, правовое государство – не только политико-правовое, но и этическое понятие, напрямую связанное с понятием справедливости, ставящее личность вровень с власть предержащими.

Принцип законности, отражая уровень правовой культуры государственных и муниципальных служащих, требует от работников аппарата государственной муниципальной власти строгого соблюдения Конституции и законов государства.

В Законе о реформе гражданской службы США говорится, что государственные чиновники обязаны “защищать Конституцию, законы и постановления США и всех правительственных органов и никогда не нарушать их и не уклоняться от их выполнения”.

Это положение закреплено и в федеральных законах “О государственной гражданской службе в Российской Федерации”, “О муниципальной службе в Российской Федерации” и в Федеральном законе от 06.10.

2003 № 131-Φ3 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, выдвигающих в качестве основы деятельности служащих государственных и муниципальных органов принцип законности, верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными актами.

При этом речь в данном случае, по мнению ученых, должна идти не только о том, чтобы в государстве существовали законы, и они исполнялись, а прежде всего о том, чтобы они соответствовали праву, императивам свободной жизнедеятельности общества, гуманизму общественных отношений, социальной справедливости.

Характерно, что наряду с разрешением моральных коллизий в органах государственной и муниципальной власти и этическим обучением персонала, одной из главных задач этических комитетов и комиссий, действующих сегодня в большинстве стран, является также наблюдение за тем, как осуществляется экспертиза принимаемых в государстве законов с точки зрения возможных конфликтов интересов.

Принцип справедливости является еще одним фундаментальным принципом этики государственной и муниципальной службы, поскольку он прямо связан с проблемой уважения населения к государственной и муниципальной власти, к служащим государственного аппарата.

Всякая несправедливость, допускаемая чиновниками, наносит моральный ущерб авторитету власти в целом.

С точки зрения задач государственной и муниципальной службы принцип справедливости означает законное и рациональное использование властных полномочий, защиту прав и законных интересов граждан, удовлетворение их социальных ожиданий.

Этический принцип справедливости в государственной и муниципальной службе конкретизируется в ряде этических норм: никогда не дискриминировать одних путем предоставления льгот другим, не допускать субъективизма в оценке личностно-деловых качеств людей и др.

Федеральные законы “О государственной гражданской службе в Российской Федерации” и “О муниципальной службе в Российской Федерации” в качестве приоритетного принципа ставят на первое место приоритет прав и свобод человека и гражданина.

Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – система мировоззрения и мировосприятия, в основе которой лежит признание ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

В ст. 15 Федерального закона “О государственной гражданской службе в Российской Федерации” и ст. 12 Федерального закона “О муниципальной службе в Российской Федерации” в качестве одной из основных обязанностей государственного и муниципального служащего определяется требование “соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций”.

Третьим важнейшим принципом административной этики является принцип гуманизма, который во многих странах составляет основу современной деловой этики.

Этот принцип вытекает из главного требования к государственной и муниципальной службе (служить людям, заботиться об их благе) и конкретизируется в таких этических нормах, как: 1) доброжелательность, чуткость, отзывчивость, уважение к каждому человеку; 2) внимание к проблемам людей; 3) признание суверенитета личности и ее достоинства.

Требование заботы о реальных людях, внимательного отношения к их проблемам, нуждам и интересам лежит в основе кодексов поведения должностных лиц, их соответствия должностному и профессиональному статусу.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 2950; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-98270.html

Равенство, справедливость и гуманизм как принципы уголовного закона

Принципы гуманизма законности и справедливости относятся к


В данной статье анализируются законодательные определения принципов равенства, справедливости и гуманизма, их содержательные и правоприменительные особенности. Рассматриваются различные подходы исследователей к данному вопросу. Исследуются составные элементы принципов, их значимость, степень реализованности в законе.

Ключевые слова: принципы, равенство, гуманизм, справедливость, законодательство

In given article the author analyzes legislative definitions of principles of equality, justice and humanism, their substantive and practice features. Considers various approaches of researchers to this point in question. Also components of the specified principles, their importance аnd degree of realization in the law.

Key word: Equality, justice, humanism, principles, law

Уголовный закон – это систематизированный нормативный правовой акт. Во главе любого систематизированного нормативного акта лежат принципы, на которых и строится вся система.

В связи с этим принципы уголовного законодательства представляют собой требования нравственного, идеологического и политического характера, которые обусловлены потребностями и закономерностями общественного развития, направленны на выполнение задач уголовного законодательства, обязательны как для законодательных, так и для правоприменительных органов и выполняющие функцию непосредственного и опосредованного регулирования общественных отношений. [1]

Они призваны обеспечивать разумное, целесообразное и рациональное осуществление уголовно-правовых задач. Принципами пронизаны не только положения Общей и Особенной части Уголовного Кодекса РФ, но и правоприменительная деятельность следственного комитета, прокуратуры и других правоохранительных органов.

В Уголовном Кодексе РФ представлены наиболее существенные и важные принципы уголовного закона: принцип равенства, принцип гуманизма и справедливости.

Впервые принцип равенства был провозглашён буржуазией в борьбе с феодальным неравенством. Так в ст. 47 УК РСФСР 1926 г.

было указано, что отягчающим обстоятельством является совершение преступление лицом, связанным с принадлежностью в прошлом или к классу лиц, эксплуатирующих чужой труд.

А если преступление совершалось рабочим или трудовым крестьянином, то это рассматривалось как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность. Таким образом, на законодательном уровне закреплялся «принцип неравенства» по социальным и классовым признакам. [2]

А что касается УК РФ, то в ней говорится о равенстве граждан по отношению к уголовной ответственности, но этот принцип не означает их равной ответственности и наказания, то есть установление равных пределов и содержания уголовной ответственности и наказания.

В соответствии ст.

4 УК РФ принцип равенства гласит, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. То есть если в действиях лица содержится состав преступления, предусмотренного УК РФ, то ни какие данные о его личности не могут воспрепятствовать привлечению его к уголовной ответственности.

Но так или иначе, принцип равенства делает «некоторые исключения». Например, возраст, половая принадлежность гражданина, совершившего преступление, наличие инвалидности и болезнь существенно корректируют уголовную ответственность.

Так, например, женщинам, если они беременны или имеют детей в возрасте до трех лет, не может быть назначен такой вид наказания, как обязательные работы (ч. 4 ст. 49 УК), беременным женщинам или женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, — арест (ч. 2 ст. 54 УК).

Кроме того, женщинам отбывание наказания в виде лишения свободы не может быть назначено в колонии строгого и особого режима и др. Что касается несовершеннолетних, то в отношении них действуют совершенно особые правила уголовной ответственности.

В частности, к ним может быть применен ограниченный перечень видов наказания (из 12 наказаний, предусмотренных статьей 44 УК, только 6, перечень которых содержится в ч. 1 ст. 88 УК), размеры наказания значительно снижены (так, исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года (ч. 4 ст.

88 УК), ограничение свободы может быть назначено только в качестве основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет (ч. 5 ст. 88 УК) и др.

), предусмотрена возможность назначения принудительных мер воспитательного воздействия при освобождении от уголовной ответственности и при освобождении от наказания, сроки давности и погашения судимости сокращены и др. Пожилой возраст тоже влияет на уголовную ответственность и наказание (ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 59 УК).

Также оказывает влияние на уголовную ответственность и наказание наличие инвалидности и болезнь. В частности, в ч. 4 ст. 49 УК и в ч. 5 ст. 50 УК указано, что обязательные работы и исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы. В ст.

81 УК в качестве самостоятельного основания освобождения от наказания предусмотрено освобождение в связи с болезнью. То же самое можно сказать и о месте жительства. Так, в соответствии с ч. 6 ст.

53 УК такой вид наказания, как ограничение свободы не может быть назначен лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Из числа перечисленных в ст. 4 УК обстоятельств, которые не должны влиять на уголовную ответственность, следует признать, что действительно на нее не влияют раса, национальность, язык, происхождение, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям.

Прежде всего соблюдать принцип равенства обязаны законодатель, следователь и суд, а лица, совершившие преступление вправе требовать равного отношения к себе.

В общеупотребительном смысле гуманизм означает «отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой об его благе, уважением к человеческому достоинству».

В УК принцип гуманизма реализуется двумя положениями, такими как:

1) защита человека, его прав, свобод, а также в целом всего общества от преступных посягательств;

2) человечное отношение к лицу, совершившему преступление. [4]

Если принцип равенства выражает равенство лиц, совершивших преступление, то принцип гуманизма предполагает уважение человека, его интересов, признание его как личности.

Многие ученые по-разному высказывались о принципе гуманизма. Так, по мнению И. Я.

Козаченко, «сущность принципа гуманизма заключается в признании ценности человека (не только преступника, но и в первую очередь того, кто пострадал от него)». [3] Б. В.

Здравамыслов подчеркивал, что гуманным обоснованным и справедливым будет применение самых строгих мер уголовного закона к лицам, совершившим тяжкие преступления.

Связующим звеном между принципом равенства и принципом гуманизма является принцип справедливости. Согласно ст.

6 УК РФ наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Чрезмерно суровая, так и чрезмерно мягкая мера ответственности будет несправедливо не только по отношению к виновному, но и в целом к обществу.

Таким образом, любое воздействие должно быть применено в той мере, в какой способно исправить лицо, чтобы оно воспринимало наказание за содеянное как необходимую реакцию на его противоправное поведение. И это воздействие должно способствовать его исправлению.

При назначения справедливого наказания одним из важных условий является правильная юридическая оценка содеянного виновным.

Вмененное подсудимому преступление должно быть квалифицировано в точном соответствии со статьей УК, предусматривающей ответственность за совершение этого деяния.

Назначенное наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Характер общественной опасности преступления зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины (т. е.

умысла и неосторожности), отнесения УК преступного деяния к соответствующей категории преступлений, а степень общественной опасности преступления определяется обстоя­тельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ро­лью виновного при совершении преступления в соучастии). При назначении наказания учитываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также иные обстоятельства, характеризующие личность виновного.

Принцип справедливости занимает особое место среди других принципов уголовного права. Это обусловлено задачами уголовного законодательства и функциями его реализации в сфере уголовно-правовых отношений. Справедливость можно рассматривать и как обобщающий принцип или обобщающее начало уголовного права.

Подводя итог, можно выделить следующие основные аспекты принципов УК РФ:

− принципы уголовного закона должны применяться в единстве и взаимодействии;

− справедливость должна быть существенной характеристикой уголовного законодательства, ей должны соответствовать все уголовно-правовые институты;

− принцип гуманизма подразумевает гуманное отношение не только к преступнику. Но и к потерпевшему, к охраняемым интересам общества и государства.

Не следует допускать одностороннего восприятия этих принципов.

Гуманизм в отношении только преступника, равенство только в ответственности, справедливости только в отношении недопущения более строгого наказания.

Только правильно понимание сути законодательных принципов, их рассмотрение и применение в единстве и взаимодействии будет способствовать их действенной реализации, воплощению в жизнь.

Литература:

  1. Здравомыслов Б. В. Принципы уголовного права. – М.., 2003.
  2. Келина С. Г., Кудрявцева В.Н Принципы советского уголовного права – М.., 1981.
  3. Козаченко И. Я. уголовное право, как основной инструмент уголовно-правового регулирования. – М.., 1969.
  4. Уголовный Кодекс РФ.
  5. Мальцев В. В. Принцип равенства граждан перед уголовным законом // Уголовное право. – 2002. – № 3. – С. 38–47.

Основные термины(генерируются автоматически): уголовная ответственность, принцип равенства, принцип гуманизма, общественная опасность преступления, уголовное законодательство, лицо, личность виновного, наказание, принцип уголовного, УК РФ.

Источник: https://moluch.ru/archive/146/40553/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.