Принципы уголовно правовой политики

Понятие, задачи и принципы уголовной политики

Принципы уголовно правовой политики

Лекция № 2.

В отечественной юридической науке проблемам уголовной политики с давних пор уделяется большое внимание, так как их исследование имело важное практическое значение, способствовало выработке оптимальных направлений и эффективных средств борьбы с преступностью. В формировании теории уголовной политики большое внимание уделялось разработке ее основных понятий. Поэтому рассмотрение данного вопроса следует начать с определения самой уголовной политики.

Уголовная политика – выработанная государством генеральная линия определяющая основные направления, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, регулирования практики его применения, а так же путем выработки и реализации мероприятий, направленных на предупреждение преступности.[2]

Уголовная политика в широком смысле слова должна означать всеобъемлющую, государственную политику, имеющую цель – путем надлежащего (правового) воспитания масс максимально воспрепятствовать формированию массового криминогенного менталитета.

Держать общественную и политическую жизнь в стране ”под контролем “, не с помощью насилия, а в способности обеспечивать соблюдения прав человека, гарантировать своим гражданам достойный уровень жизни в экономическом и социальном плане.

Повышение эффективности борьбы с преступностью предполагает в качестве одного из важных направлений совершенствования действующего законодательства. Интенсивная работа в этом направлении была проведена за последние годы. Проводящаяся в России правовая реформа потребовала переосмысления ряда положений уголовного законодательства.

24 мая 1996 года Государственной Думой был принят новый УК РФ, который, по мнению депутатов более полно отражал новые потребности Российского общества. 1 января 1997 года новый УК РФ был введен в действие.

Новый УК РФ содержит много нововведений. Впервые в уголовном законодательстве определена классификация преступлений, в основе которой лежит форма вины и степень их тяжести. Ряд уточнений и дополнений внесен в раздел о вине и ее формах. В связи с ростом организованной преступности уточнено понятие “формах соучастия “.

Особенная часть УК РФ разделена на разделы, а разделы на главы. В основе классификации по разделам лежит родовой объект преступлений, а по главам – видовой объект.

В месте с тем следует отметить, что ряд положений нового уголовного закона нуждается в совершенствовании.

При определении тех проблем, которые нуждаются в разрешении, в этой связи использовались теоретические подходы, принятые в уголовном праве, а так же материалы опроса сотрудников органов внутренних дел.

Принципы уголовной политики.Понимание и объяснение уголовной политики невозможно без знания формирующих ее принципов, ибо последние в концентрированном виде выражают саму политику.

Вопрос о принципах уголовной политики является в литературе дискуссионным, хотя и освещен достаточно подробно.

Принципы уголовной политики отличаются от принципов уголовно-правовой политики, а тем более – уголовного права.

К числу принципов уголовной политики, представляется необходимым отнести:

– Принцип демократизма означает, прежде всего, широкое участие граждан и их объединений в реализации задач уголовной политики, в укреплении правовых основ государственной и общественной жизни.

Необходимо как прямое участие граждан, так и их воздействие на деятельность государственного аппарата, органов уголовной юстиции с помощью гласности и максимального воздействия, открытости этой деятельности, постоянного учета общественного мнения, развития гражданского контроля.

Государство определяет основные направления борьбы с преступностью.

Однако его усилия могут быть успешными только во взаимодействии с усилиями всех институтов гражданского общества, народа в целом и каждого гражданина в отдельности, это признано криминологами всего мира и закреплено в ряде резолюций ООН.

В частности, в материалах специальной сессии 4 Конгресса ООН по борьбе с преступностью и правонарушениями формулируется вывод о том, что в разумных странах пределы участия общественности в борьбе с преступностью различны из-за объективных политических и социально-экономических факторов, но суть принципиальной позиции сводится к тому, что без помощи всего населения, всего общества успех в борьбе с преступностью возможен.

– Принцип неотвратимости ответственности, означает, что всякое лицо, совершившее преступление, должно нести за него ответственность, тем самым конкретизируется более общие по содержанию принципы законности и равенства граждан перед законом.

Реализация принципа неотвратимости ответственности за совершенные преступления требует эффективной работы правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений.

Следует учитывать, что не применение уголовного закона на практике бывает, связано с тем, что законодатель хотя и исходил из объективных потребностей борьбы с тем или иным антиобщественным явлением, но не учел правила криминализации, выработанные уголовно-правовой наукой.

– Принцип научности уголовной политики заключается в том, что при разработке стратегии и тактики борьбы с преступностью исходить из объективных закономерностей, фактического положения дел и реальных возможностей, обеспечивающих достижение максимально возможных результатов в борьбе с преступностью на стадии правоприменения. Соблюдение этого принципа позволяет верно, определить основные направления борьбы с преступностью, сделать точным прогноз развития ситуации, оптимизировать наличные средства, и осуществлять управление процессами воздействия и контроля над преступностью. Реализация принципа научности, другими словами, позволяет правильно переводить цели уголовной политики, определенные общественными закономерностями и социальной ситуацией, в юридически обоснованные и соответствующие действующему законодательству выводы и оценки, а затем принимать оптимальные правовые и управленческие решения.[3]

Источник: https://studopedia.su/15_166670_ponyatie-zadachi-i-printsipi-ugolovnoy-politiki.html

Правовой ликбез: принципы уголовного права – Сфера

Принципы уголовно правовой политики

Если сравнивать современный Уголовный кодекс РФ со старым Кодексом РСФСР, то в последнем не было отдельных установлений и норм, посвященных принципам. Однако это не значит, что их не существовало. Они так или иначе подразумевались.

«Принципы — это идеи, которыми руководствуется уголовное право. Они либо напрямую закреплены в нормах, либо выводятся из принципа норм. Текущая модель показала свою эффективность.

Если посмотреть на постановления пленума Верховного суда, на отдельные решения и на многочисленные тексты актов Конституционного суда, нормы и принципы упоминаются почти в каждом из них.

Все они не новы и отражают на сегодняшний момент то, что характеризует общую направленность уголовного права и отражает наиболее существенные его черты на каждом историческом этапе. Для нас это важно, потому что категория общественной опасности деяний меняется.

В то время как нормы и принципы закладывают долгоиграющий дух закона, который нам позволяет его толковать при правоприменении и при нормотворчестве», — говорит Наталья Шатихина.

Существует несколько принципов — законности, вины, справедливости, гуманизма, а также равенства граждан перед законом. Но ученые до сих пор дискутируют на тему того, как они делятся между собой.

«Я придерживаюсь позиции, что нет каких-то узкоспециальных принципов, они общеправовые и могут преломляться в любую из отраслей в зависимости от ее особенностей. Речь идет об общем и специальном соотношении. Это все-таки система. Даже если попытаться найти какие-то яркие примеры из практики, зачастую очень трудно определить, о чем конкретно в данном случае идет речь.

Прослеживается взаимосвязь с точки зрения содержательного и внешнего, формального и материального. Принцип законности отражает форму, принцип справедливости — содержание уголовно-правовой материи.

Одно характеризует организацию деятельности по реализации механизма уголовно-правового регулирования, другое — работу по борьбе с преступностью, то есть то, что лежит в основе уголовного права», — объясняет юрист.

Наталья Шатихина подчеркивает, что Уголовный кодекс РФ сегодня нельзя назвать стабильным, как и уровень правовой грамотности граждан — высоким. На этом фоне существующие нормы и принципы имеют особое значение, поскольку помогают даже на интуитивном уровне определить общественную опасность того или иного деяния. 

«Разработчики Уголовного кодекса предвидели эти проблемы и были правы. Несмотря на то, что это должен быть один из самых стабильных актов, в него вносится до 180 норм в год.

В результате сейчас мы находимся в катастрофической ситуации. Поэтому все прекрасно понимают, что обычные адресаты должны осознавать довлеющие, общие правила закона, а не их нюансы.

Другими словами, необходимо, чтобы человек осознавал главенствующие принципы», — резюмирует Наталья Шатихина.

Несмотря на доступность понимания этих идей и их ключевую роль в уголовном праве, даже юристы не всегда квалифицируют их верно. Больше всего страдает принцип гуманизма. 

«Под него подтаскивается все, что возможно. В то же время мы понимаем, что все руководящие принципы имеют конкретизированное, вполне правовое наполнение.

Таким образом, мы можем сказать, что основными правовыми адресатами здесь остаются как правоприменители в силу профессиональных особенностей, так и обычные люди.

Конечно же, все это было включено в текст уголовного закона и для того, чтобы немножко держать в узде законодателей, что не очень получилось. Тем не менее, они в принципе ограничены в части своей деятельности.

Уголовный закон им намекает — не все то, что написано на бумаге, становится уголовно-правовой нормой и при формировании тела уголовного закона необходимо ориентироваться на те базовые руководящие начала, на которых сегодня строится уголовное право», — объясняет специалист.

Пять принципов уголовного права

Один из принципов уголовного права – принцип законности, он имеет содержательное наполнение. В данном случае речь идет о буквальном понимании текста закона. На это прямо указывают некоторые статьи Уголовного кодекса.

«В первой части статьи 3 УК РФ говорится, что преступность деяния, его наказуемость и иные правовые последствия определяются только Уголовным кодексом Российской Федерации. Таким образом, часть 3 «Принцип законности» еще раз цементирует то, что уже было фактически закреплено в 1 статье Уголовного кодекса.

Этим формируется способ организации правовой деятельности. Таким способом в уголовном праве обеспечивается исключительность и необходимая содержательная база, которая обязательно должна получить формальное воплощение в тексте уголовного закона.

Кроме всего прочего, в части 2 этой же статьи уголовный закон однозначно отказывается от применения закона по аналогии», — говорит Наталья Шатихина.

Второй принцип — равенство граждан перед законом — это своего рода продолжение первого, что подтверждает теорию об общей системе руководящих идей уголовного права.

В данном случае можно вспомнить о статье 4 УК РФ, где говорится, что лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности и так далее. Данный закон почти полностью копирует часть 1 статьи 19 Конституции РФ.

Кроме того, в Уголовном кодексе есть статья 136 «Нарушение прав и свобод человека и гражданина», которая прямо предусматривает уголовную ответственность за нарушение указанных в ней обстоятельств.

Тем не менее, здесь есть важный нюанс — равенство граждан перед законом предполагает равенство оснований уголовной ответственности. Именно это, по словам Натальи Шатихиной, является главным в понимании данного принципа.

«Однако равенство оснований не означает равенство ответственности. Здесь существует теоретическая проблема соотношения фактического и формального, потому что формальное может приводить к фактическому неравенству.

Тем не менее, существует логическая и субъектная дифференциация, которая не нарушает этот баланс, а обеспечивает его. Логическая состоит в том, что разные формы наказуемых деяний, их обстоятельства, предполагают разное выполнение уголовной ответственности.

Если говорить о субъектной составляющей — речь идет о том, что все люди, субъекты разные.

Исходя из этого, у нас установлен возраст уголовной ответственности, есть отдельные институты, которые не применяются к женщинам или несовершеннолетним, также у нас дифференцируются виды исправительных учреждений и учитываются отягчающие и смягчающие обстоятельства», — объясняет доцент СПбГУ.

Принцип виновности прописан в статье 5 УК РФ, где говорится, что человеку грозит уголовная ответственность только за те общественно опасные действия или бездействие, в отношении которых установлена его вина. При этом уголовный закон четко запретил объективное вменение.

«Это принцип, который является одним из определяющих, базовых в конституционном, уголовном и международном праве. Он к нам перекочевал из эпохи Просвещения и связан с понимаем свободы человека при принятии решения. Что касается объективного вменения, здесь вопрос достаточно любопытный.

Несмотря на то, что оно формально прямо запрещено и это абсолютно невозможный в современном уголовном праве маневр, тем не менее, если мы присмотримся, в силу особенностей формулирования отдельных норм уголовного права в каких-то определенных моментах можно столкнуться с тем, что очень сильно нам это напоминает», — рассказывает Наталья Шатихина, приводя в качестве примера формулировку «иные тяжкие последствия».

Принцип справедливости чаще всего оспаривают в судах. По словам эксперта, зачастую это не имеет оснований, поскольку юристы искажают смысл, заложенный в статье 6 УК РФ, которая гласит, что «наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления».

«Отмечу, что категория справедливости в праве гораздо шире, чем это установлено в самом принципе. Но важно понимать — в данном случае речь идет об абсолютно утилитарном применении наказания и иных мерах уголовно-правового характера.

Поэтому на сегодняшний день невозможны все рассуждения о том, что данное уголовное дело несправедливо. Единственный выход из этой ситуации применительно к разговору о справедливости — это нормы о малозначительности, прописанные в части 2 статьи 14 УК РФ.

Нам законодатель здесь закладывает маленькую лазейку, которая позволяет действовать с точки зрения состава.

Уголовный кодекс на уровне принципов нам еще раз здесь четко показывает — только в части назначения наказания и мер уголовно-правового характера рассуждения о справедливости возможны», — резюмирует доцент СПбГУ.

Последний закрепленный принцип — о гуманизме, который предполагает признание в человеке достоинства личности. Правда, его, как и принцип справедливости, упоминают в любых случаях, даже когда это не имеет отношения к делу.

«Этот принцип подразумевает абсолютно другое, нежели его понимают очень многие, в том числе и юристы. Если мы посмотрим на текст статьи 7 УК РФ – уголовное законодательство обеспечивает безопасность человека.

В данном случае ничего не говорится о том, что он обязательно должен быть лицом виновным в совершении преступления, здесь также нет ничего о невинно привлеченном к уголовной ответственности. Речь о безопасности человека, под которым понимается любой гражданин.

Гуманизм в этом смысле нам показывает, что само по себе общественно опасное деяние представляет собой жестокое и негуманное поведение. В то же время меры государственного принуждения являются злом, но необходимым. Этот баланс в определенной точке должен нейтрализовать стороны этого зла.

Здесь применение права, с одной стороны, наверное, абсолютно безумно, а с другой — имеет глубинную правовую мудрость. Гуманизм уголовного права — как гуманизм последнего рубежа, который существует, и обеспечивает деятельность и безопасность в обществе всех и каждого», — объясняет Наталья Шатихина.

Она подчеркивает, что любое наказание — это индивидуализированный карательный заряд, в который заложен смысл перевоспитания человека. Если же осужденный не ощутил никаких последствий от совершенного им опасного деяния, то никакого смысла в таком наказании нет.

Больше о принципах уголовного права – в лекции Натальи Шатихиной.

Источник: https://lfacademy.ru/sphere/post/pravovoi-likbez-principy-ugolovnogo-prava

Соотношение принципов уголовного законодательства и уголовно-правовой политики

Принципы уголовно правовой политики

Предметом анализируемого нами соотношения будут выступать именно принципы уголовно-правовой политики, а не принципы уголовной политики в целом, так как последнее понятие слишком широкое и несопоставимое по объему с принципами уголовного законодательства.

Уголовно-правовая политика, так же как и любая другая политика, представляет собой деятельность. А любой деятельности присущи свои специфические принципы, т. е. своеобразный фундамент, на котором она базируется. К сожалению, в действительности не всегда бывает именно так.

Возникают ситуации, когда требования принципов просто игнорируются, а иногда бывает даже трудно понять, есть ли в основе той или иной деятельности какие-либо принципы, так как проводится она бессистемно и не всегда обоснованно. В какой-то мере это можно отнести и к современной уголовно-правовой политике.

В немалой степени именно это, на наш взгляд, и обусловливает то, что и в юридической литературе на сегодняшний день нет единого мнения о принципах затронутой нами категории.

Толкование и анализ уголовно-правовой политики невозможно без знания формирующих ее принципов, поскольку они раскрывают ее содержаниеии находят отражение в законе как необходимомисредстве практической реализации политическихиустановок и задач.

Принципы уголовного права и принципы уголовного законодательства соотносятся как «содержание» и «форма», т. е. они представляют собойединое целое, а их раздельное рассмотрение допустимо лишь в порядке научной абстракции, дляудобства исследования отдельных проблем, например законодательной регламентации, считают большинство ученых. [1, с. 36].

Производность принципов уголовного права от принципов уголовной политики обосновывают многие ученые. Например, по мнению М. И.

 Ковалева, в отличие от принципов уголовного права, которые определяют уголовно-правовые методы и средства борьбы с преступностью, принципы уголовной политики призваны так же решать профилактические задачи социальными, организационными, идеологическими ииными средствами. [2, с. 70].

Но в науке уголовного права существует и противоположное мнение. Так, В. В. Мальцев считает, что «принципы уголовноправовой политики и уголовного права по содержанию очень близки друг к другу, но различиямежду ними все же имеются.

Принципы уголовного права первичны. Принципам же уголовноправовой политики принадлежит подчиненная,служебная роль, которая заключается в том, чтобы точнее и полнее отразить содержание принципов уголовного права в уголовном законодательстве».

[3, с. 84].

Рассматривая соотношение принципов уголовной и уголовно-правовой политики, Ю. Е. Пудовичкин и С. С. Пирвагидов отмечают, что «принципы уголовной политики есть руководящие идеи, общие начала, присущие всем ее направлениям: уголовно-правовому, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному и криминологическому. [4, с. 73].

Они выступают общим понятием по отношению к принципам, определяющим отдельныенаправления деятельности государства в рамкахуголовной политики. Принципы уголовной политики нормативно закреплены в ст. 3–7 УК, ст. 8 УИК, в гл. 2 УПК».

Соглашаясь в целом с точкой зрения, приведенной авторами, отметим, что эти принципы едины для всей уголовной политики, но они по особенному проявляются при направлении деятельности соответствующих органов и организаций в процессе раскрытия преступления и изобличения преступника, применения уголовно-правовых норм и исполнения наказания. Поэтому закономерно и целесообразно говорить о принципах уголовно-правовой, уголовно-процессуальной и уголовно-исполнительной политики.

По мнению Е. Е. Чередниченко, принципы уголовного законодательства и принципы уголовно-правовой политики являются разнопорядковыми категориями, так как первые из них представляют собой основные положения уголовного законодательства, т. е. системы уголовно-правовых норм, а вторые — основные положения конкретной деятельности.

Напрямую эти категориине связаны между собой, они взаимодействуют опосредованно, через взаимоотношение уголовного законодательства и уголовно-правовой политики [5, с. 38]. Такая точка зрения представляется спорной. Очевидно, что причины разных подходов врешении теоретических вопросов уголовно-правовой политики следует искать в различном определении ее понятия и содержания.

Уголовный закон является основной формой реализации уголовно-правовой политики, и с этих позиций одноименные принципы, будучи закрепленнымив нормах права, становятся принципами уголовного права и в этом качестве направляют деятельность соответствующих органов и организаций по применению правовых норм.

Поэтому существенных различий между принципами уголовно-правовой политики и принципами уголовного права (уголовного законодательства) несуществует.

Принципы уголовно-правовой политики лежат в основе формирования отрасли уголовного права, ее институтов и норм, оказывают влияние на правоприменительную практику. Поэтому они определяют как характер уголовного законодательства, так и практику его применения.

Принципы уголовно-правовой политики, как и уголовного законодательства, представляют собой требования нравственного, идеологического и политического характера, обусловленные потребностями и закономерностями общественного развития, направленные на выполнение задач уголовного закона, обязательные как для законодательных, так и для правоприменительных органов и выполняющие функцию непосредственного и опосредованного регулирования общественных отношений. Принципы уголовно-правовой политики обязательны для законодательных и правоприменительных органов, а также граждан при защите своих прав и законных интересов в сфереборьбы с преступностью. Принцип вины, например, обязывает суд установитьи доказать вину подсудимого и ее форму (умысел или неосторожность). Принцип гуманизма требует от суда при назначении наказания обдумать вначале возможность применения менее строгого вида наказания из тех, что предусмотрены в санкции конкретной нормы Особенной части, а лишь затем переходить к более строгому виду наказания. Задачи уголовно-правовой политики должны решаться на основе ее принципов, исходных нормативно-руководящих начал, идей, которые в рамках отрасли уголовного права обладают стабильностью, универсальностью, императивностьюи системностью.

Систему принципов уголовно-правовой политики, как и уголовного законодательства,составляют принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма.

В юридической литературе в числе принципов уголовно-правовой политики (уголовного законодательства) называют и такие, которые не закреплены в УК в качестве самостоятельных,что ни в коей мере не снижает их значения.

Однако они определяют характер уголовного закона, его норм и институтов, дух и смыслуголовно-правовой политики и права, оказываютвлияние на законодательную и правоприменительную деятельность соответствующих органов и организаций, а также поведение граждан.

В их числе: принцип экономии уголовной репрессии; дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности; стимулирования предупреждения преступлений, их общественноопасных последствий и исправления осужденных; неотвратимости ответственности. [6, с. 135].

Делая выводы из вышеприведенного анализа следует подчеркнуть единство системы принципов уголовно-правовой политики и уголовного законодательства и их взаимосвязь.

Правовая политика определяет приоритетные направления правового развития общества, вырабатывает оптимальные пути и средства их достижения, обеспечивает планомерную и согласованную деятельность правотворческих и правоприменительных органов, ориентирует юридическую практику на единообразное понимание и неуклонное соблюдение основополагающих правовых начал, направляет правово воспитательную деятельность государственных и общественных органов и организаций на формирование у граждан и должностных лиц основ юридического мировоззрения. Все эти и некоторые другие факторы создают необходимые управленческие предпосылки для реализации важнейших правовых установок.

Впрочем, единство принципов права и правовой политики, наличие у них общего источника вовсе не означает, что они полностью совпадают. Например, важным принципом правовой политики, как и любой другой политики, является принцип реализма, т. е.

требование принимать такие политико-правовые решения, которые соответствуют действительным (реальным) потребностям и возможностям общества и могут быть практически реализованы. Однако, очевидно, что никакого специфически правового содержания указанный принцип в себе не заключает.

То же самое можно сказать и о некоторых других принципах (научной обоснованности, концептуальности).

Литература:

1.                  Чередниченко Е. Е. Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации: Автореф. дис…. канд. юрид. наук. — Саратов: Изд-во СарГУ, 2006. — 43с.

2.                  Ковалев М. И. Соотношение уголовной политики и уголовного права //Государство и право. 2008. № 12. — С. 70–75.

3.                  Мальцев В. В. Принципы уголовного законодательства и общественно опасное поведение // Государство и право. 2007. № 2. — С. 84–88.

4.                  Пудовичкин Ю. Е., Пирвагидов С. С. Понятие, принципы и источники уголовного права. — СПб.: ЮЦ Пресс, 2003. — 408с.

5.                  Чередниченко Е. Е. Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации: Автореф. дис…. канд. юрид. наук. — Саратов: Изд-во СарГУ, 2006. — 43с.

6.                  Филимонов В. Д. Принципы Уголовного кодекса РФ: достижения и недостатки их юридического выражения. — М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2012. — 251с.

Источник: https://moluch.ru/archive/57/7784/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.