Принудительный труд осужденных

Комментарий к СТ 103 УИК РФ

Принудительный труд осужденных

Статья 103 УИК РФ. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы

Комментарий к статье 103 УИК РФ:

1. Комментируемая статья устанавливает принципиально важные положения, относящиеся к основаниям, условиям и формам привлечения осужденных к труду. К ним относятся прежде всего обязательность труда осужденных и приоритет основной задачи исправительных учреждений – исправления осужденных – над производственной деятельностью.

Несмотря на то что не все осужденные в настоящее время обеспечены работой или обеспечены ею частично, труд по-прежнему является важным направлением деятельности исправительных учреждений.

И это не случайно, поскольку труд выступает одной из основных составляющих пенитенциарной политики.

Именно поэтому данному направлению уделено столь значительное внимание не только в национальном уголовно-исполнительном законодательстве, но и в ряде международных актов.

2. Общественно полезный труд отнесен законодателем к основным средствам исправления осужденных (ст.

9 УИК РФ), и он же традиционно входит в число мер исправительного воздействия на осужденных, как известно, не содержащих кары.

Вследствие этого как условия труда, так и его оплата не могут быть направлены на причинение осужденным страданий, что соответствует требованиям правила 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

Согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 ТК РФ принудительный труд в Российской Федерации запрещен. Под принудительным трудом понимается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (ч. 2 ст. 4 ТК РФ).

Указанные нормы воспроизводят предписания, закрепленные в таких важнейших международно-правовых документах, как Международный пакт “О гражданских и политических правах” и Конвенция МОТ N 29 о принудительном или обязательном труде. Несмотря на то что ст.

103 устанавливает обязанность осужденных трудиться, а выполнение любой закрепленной правовыми нормами обязанности обеспечивается возможностью применения санкций, это не противоречит ни международно-правовым нормам, ни Конституции РФ или трудовому законодательству, поскольку в ст. 8 Пакта и п.

“c” ст. 2 Конвенции подчеркивается, что обязательный труд осужденных не рассматривается как вид принудительного труда.

В то же время обязанность трудиться не распространяется на осужденных, достигших пенсионного возраста, а также инвалидов I и II группы, которые, впрочем, также могут при желании трудиться с обеспечением всех предусмотренных для них трудовым законодательством льгот (см. ст. ст. 92, 94, 96, 99, 113, 138, 224 ТК РФ, Федеральный закон 1995 г.

“О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, ст. ст. 8, 9 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, ст. 7 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, Постановление Правительства РФ 2001 г.

“О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду”, и др.).

3. Учитывая объективные трудности обеспечения производительным трудом всех лиц, отбывающих лишение свободы (в течение последних 10 лет трудоустраивается менее половины работоспособных осужденных), УИК РФ в ст.

103 устанавливает обязанность администрации исправительных учреждений не обеспечить осужденных работой (как это было закреплено, например, в ИТК РСФСР), а привлекать к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Если осужденному наряду с лишением свободы приговором суда назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ), привлечение к труду в соответствии с данной специальностью запрещено в течение всего срока лишения свободы.

4. Часть 4 ст. 103 УИК РФ содержит отсылочную норму о перечне работ, к которым привлечение осужденных запрещено.

Согласно перечню, установленному в Правилах внутреннего распорядка (далее – ПВР ИУ) (приложение N 9), осужденных запрещается использовать на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы (далее – УИС); в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, хранится оружие, служебная документация, специальные технические средства. Не допускается также труд осужденных по обслуживанию и ремонту технических средств охраны и надзора, размещенных в запретной зоне инженерных сооружений, конструкций и коммуникаций; работа с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой; труд, связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ; с подчинением им вольнонаемных работников; в качестве водителей оперативных машин, в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.

5. Труд, организуемый в местах лишения свободы, должен обусловливаться экономической целесообразностью, материальной заинтересованностью как самих осужденных, так и предприятия в его конечных результатах. В то же время, учитывая специфику правового статуса работников, ч.

5 комментируемой статьи закрепляет положение о том, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осужденных. Более жесткая формулировка, закрепленная в виде принципа деятельности УИС, содержится в ст.

1 Закона “Об учреждениях и органах…”, согласно которой интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

Названные нормы не только направлены на предупреждение возможных злоупотреблений при организации труда в местах лишения свободы, но и подчеркивают приоритет главной цели наказания – исправления осужденных.

Государство оказывает содействие производственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий УИС. Так, на основании ст. 14 Федерального закона 2005 г.

“О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” учреждениям УИС предоставляются преимущества при участии в размещении заказов.

Но концептуальное значение, определившее серьезные изменения организационно-правовых основ производственной сферы УИС, имеет Федеральный закон от 6 июня 2007 г.

N 91-ФЗ, согласно которому на государственных унитарных предприятиях УИС создаются центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские исправительных учреждений. Деятельность производственного комплекса УИС ориентируется на решение социальных задач – восстановление и закрепление у осужденных профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе.

В соответствии со ст. 18 Закона “Об учреждениях и органах…

” центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, действуют на основе принимаемого Минюстом России Примерного положения и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков. Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые в воспитательных колониях, и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые в лечебных исправительных учреждениях.

6. Привлечение осужденных к общественно полезному труду – одна из приоритетных задач уголовно-исполнительной системы. Поэтому как УИК РФ (ч. 1 ст. 103), так и Закон “Об учреждениях и органах…” (ст.

17) для ее реализации предусматривают возможность привлечения осужденных к труду на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений или вне их.

Законодательно закреплено четыре основных формы привлечения осужденных к труду: 1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания; 2) на федеральных государственных унитарных предприятиях УИС; 3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; 4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов. Исключением являются тюрьмы и исправительные колонии особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы, в которых ввиду высокой общественной опасности содержащихся в них лиц труд организуется только в пределах территории исправительного учреждения. Необходимым условием, при соблюдении которого организуется производственная деятельность в рамках любой из перечисленных форм, является обеспечение надлежащей охраны и изоляции осужденных.

7. На период отбывания наказания осужденные лишаются предусмотренного ст. 37 Конституции РФ и ст. 409 ТК РФ права на забастовку как способа ведения трудовых споров. Однако самого права на индивидуальные или коллективные споры осужденные не лишены и могут вести их, не прекращая работу или не отказываясь от нее.

Источник: http://UIkod.ru/osobennaya-chast/razdel-4/glava-14/st-103-uik-rf/kommentarii

Правовое регулирование труда лиц, осужденных к лишению свободы

Принудительный труд осужденных

Репринцев Д., Воронежская государственная лесотехническая академия.

Труд лиц, осужденных к лишению свободы, является важным средством их воспитания, а также поддержания порядка и дисциплины в местах отбывания наказания. Кроме того, трудовая деятельность осужденных имеет большое экономическое значение как для исправительного учреждения, так и для самих осужденных. Именно поэтому согласно ч. 1 ст.

103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться. При этом принцип обязательности труда отнюдь не свидетельствует о нарушении ст. 37 Конституции РФ, запрещающей принудительный труд.

Этот принцип базируется на международно-правовых нормах, которые не рассматривают обязательный труд осужденных к лишению свободы как вид принудительного труда.

Статья 4 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), дающая определение принудительному труду, также не включает в него “работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров”.

Анализ законодательства, регулирующего труд осужденных, показывает, что большинство его норм соответствует нормам трудового законодательства. При этом в УИК РФ данные нормы либо дублируют трудовое законодательство, либо прямо отсылают к ТК РФ.

Однако общеобязательность труда осужденных и специфика условий их жизнедеятельности делает невозможным регулирование их труда в полном соответствии с трудовым законодательством, в связи с чем регулирование труда осужденных содержит ряд особенностей.

Как известно, основанием возникновения трудовых отношений у наемного работника с работодателем является трудовой договор, представляющий собой их добровольное соглашение, в то время как вопрос привлечения к труду осужденного даже не обсуждается.

Так что труд лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, является их обязанностью, а привлечение осужденных к труду – обязанностью администрации исправительного учреждения.

Но привлекать осужденных к труду администрация обязана с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Так, согласно ч. 2 ст.

103 УИК РФ осужденные мужчины старше 60 лет, инвалиды I и II групп привлекаются к труду по их желанию. Труд этих лиц, а также несовершеннолетних, беременных женщин, имеющих детей, регулируется трудовым законодательством.

Следует иметь в виду, что привлечение осужденных к труду по специальности – положение рекомендательного характера. Если у администрации исправительного учреждения нет такой возможности, она привлекает осужденного к работе по другой специальности, для чего направляет его на обучение новой профессии.

В ряде случаев администрация поступает с осужденным подобным образом и при наличии работы по специальности, например, когда осужденному назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также если работа, соответствующая специальности осужденного, включена в перечень работ, на которые запрещается привлекать осужденных.

Согласно ч. 1 ст. 104 УИК РФ правила охраны труда и продолжительность рабочего времени устанавливаются в соответствии с законодательством о труде. Вместе с тем ч. 2 ст.

104 УИК РФ регламентирует особенности учета рабочего времени осужденных в случае, если невозможно применить поденный или недельный способы учета.

В этой связи уголовно-исправительное законодательство предусматривает бланкетную норму, которая допускает суммированный способ учета рабочего времени.

УИК РФ, в отличие от ТК РФ, не предусматривает случаи, при которых администрация исправительного учреждения обязана устанавливать осужденным неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.

Видимо, неполное рабочее время должно устанавливаться для осужденных, привлекаемых к труду с их согласия (лица пенсионного возраста, инвалиды I и II группы), беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей.

Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.

Имеются особенности в предоставлении работающим осужденным оплачиваемого отпуска, одна из которых заключается в том, что, в отличие от наемных работников, осужденным предоставляется отпуск меньшей продолжительности. Кроме того, он дифференцируется не только по возрасту и условиям труда, но и по отношению к труду.

Согласно ст. 104 УИК РФ продолжительность отпуска осужденных составляет: для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях – 18 рабочих дней, в иных исправительных учреждениях – 12 рабочих дней.

Перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим производственные задания продолжительность оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним – до 24 рабочих дней.

Подобным образом продолжительность отпуска может быть увеличена осужденным, выполняющим работы, связанные с вредными или опасными условиями труда, работающим на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также лицам, работающим по своему желанию (инвалидам I и II групп, лицам пенсионного возраста).

Оплачиваемый отпуск является одним из видов времени отдыха. В соответствии со ст. 106 ТК РФ время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Вторая особенность предоставления отпуска осужденным к лишению свободы заключается в том, что он может быть предоставлен как с выездом за пределы исправительного учреждения, так и без выезда.

Порядок и условия предоставления отпуска с выездом за пределы исправительного учреждения предусмотрены в ст. 97 УИК РФ.

Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с трудовым законодательством (ст. 105 УИК РФ).

Исключение составляют работы по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий, к которым осужденные в порядке очередности в свободное от работы время могут привлекаться без оплаты труда. Их продолжительность не должна превышать двух часов в неделю (ст. 106 УИК РФ).

Месячная заработная плата осужденного, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего установленную для него норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 2 ст. 105 УИК РФ).

Заработная плата осужденных зачисляется на их лицевой счет. Из заработной платы производятся удержания для возмещения расходов по содержанию осужденных, в которые включается стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены (ч. 4 ст. 99 УИК РФ).

Эти удержания производятся после удержания алиментов, подоходного налога, других обязательных отчислений. Из оставшейся суммы производится удержание по исполнительным листам и другим исполнительным документам. Так что денежная сумма, зачисляемая на лицевой счет осужденного, оказывается значительно меньше, нежели начисленная заработная плата.

Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает пределы удержаний из заработной платы, равно как и из пенсий и иных доходов. Согласно ч. 3 ст.

107 УИК РФ на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25% начисленной им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет лиц пенсионного возраста, инвалидов I и II групп, несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, – не менее 50% указанных доходов.

В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Для не достигших возраста 30 лет организуется обязательное получение общего образования. Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде.

К осужденным к лишению свободы применяются меры поощрения и взыскания, а также привлечение к материальной ответственности.

В отличие от трудового законодательства, при применении к осужденному мер поощрения учитывается не только его отношение к труду, но и другие субъективные факторы (поведение, отношение к обучению, участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях).

Такое расширение условий применения мер поощрения обусловило и широкий перечень мер поощрения. Так, кроме благодарности, награждения подарком и денежной премией, мерой поощрения является, например, предоставление дополнительного свидания и другие не свойственные трудовому праву меры (ст. 113 УИК РФ).

Подобная особенность наблюдается и в перечне взысканий. В соответствии со ст. 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания, кроме выговора и дисциплинарного штрафа в размере до 200 руб.

, к осужденным могут применяться такие специфические меры взыскания, как выдворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток и др. Примечательно, что в соответствии со ст.

113 УИК РФ в качестве меры поощрения применяется досрочное снятие ранее наложенного взыскания. В ТК РФ такого вида поощрения не предусмотрено.

В ст. 137 ранее действовавшего КЗоТ РФ было закреплено положение о том, что в течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к работнику не применяются. В ТК РФ это положение отсутствует.

Из этого следует, что работник может быть поощрен при наличии непогашенного дисциплинарного взыскания, что, по нашему мнению, неверно.

В уголовно-исполнительном законодательстве этот вопрос решен более корректно: при наличии взыскания единственной мерой поощрения может быть только досрочное его снятие.

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания предусматривается и трудовым законодательством (ст. 194 ТК РФ). Однако в нем не установлен срок, в течение которого допускается такое снятие. В соответствии с ч.

3 ст. 114 УИК РФ досрочное снятие ранее наложенного взыскания в виде выговора и дисциплинарного штрафа допускается не ранее трех месяцев со дня его наложения, а при других взысканиях – не ранее шести месяцев.

Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка, то не позднее 10 суток со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Благодарность и выговор объявляются в устной или письменной форме, остальные поощрения и взыскания – только в письменной форме.

Осужденные к лишению свободы могут привлекаться к материальной ответственности за причинение материального ущерба государству или физическим и юридическим лицам. Ущерб, причиненный при исполнении трудовых обязанностей, возмещается в размерах, предусмотренных трудовым законодательством, а причиненный иными действиями осужденных – в размерах, предусмотренных гражданским законодательством.

Поскольку осужденные к лишению свободы обязаны трудиться, то, в отличие от трудового законодательства, в уголовно-исполнительном законодательстве не может идти речи об увольнении осужденных с работы.

Более того, отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин расценивается как злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания и может повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов (ч. 6 ст. 103 УИК РФ).

Отношение осужденных к труду учитывается при определении степени их исправления.

Администрация исправительных учреждений должна предпринимать меры по вовлечению осужденных в производственную деятельность, используя для этого различные формы организации их труда, в том числе предпринимательскую и индивидуальную трудовую деятельность. К сожалению, в нынешних экономических условиях при наличии безработицы обеспечение всех осужденных работой представляет определенную трудность.

Время оплачиваемой работы осужденных засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения. Ежемесячный учет отработанного времени и средней заработной платы производится в соответствующей карте учета.

Документом, подтверждающим время работы осужденного к лишению свободы во время отбывания наказания, является трудовая книжка или справка, выдаваемая администрацией исправительного учреждения. Для расчета размера пенсии осужденному выдается справка о среднемесячной заработной плате.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/62346-pravovoe-regulirovanie-truda-osuzhdennykh-lisheniyu-svobody

Ст. 103 УИК РФ с ми

Принудительный труд осужденных

Статья 103 УИК РФ. Привлечение к труду осуждённых к лишению свободы – размещена в Особенной части Четвёртого раздела Четырнадцатой главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из шести частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 103 УИК РФ с нашими ми к ней.

Статья 103 УИК РФ. Привлечение к труду осуждённых к лишению свободы

  1. Каждый осуждённый к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осуждённых к труду с учётом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

    Осуждённые привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осуждённых и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осуждённых.

  2. Осуждённые мужчины старше 60 лет и осуждённые женщины старше 55 лет, а также осуждённые, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осуждённые привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
  3. Труд осуждённых, отбывающих лишение свободы в тюрьмах в соответствии с частью седьмой статьи 74 настоящего Кодекса, организуется только на территории тюрьмы.
  4. Перечень работ, на которых запрещается использование труда осуждённых, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
  5. Производственная деятельность осуждённых не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осуждённых.
  6. Осуждённым запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Комментируемая статья устанавливает принципиально важные положения, относящиеся к основаниям, условиям и формам привлечения осуждённых к труду. К ним относятся прежде всего обязательность труда осуждённых и приоритет основной задачи исправительных учреждений – исправления осуждённых – над производственной деятельностью. Несмотря на то что не все осуждённые в настоящее время обеспечены работой или обеспечены ею частично, труд по-прежнему является важным направлением деятельности исправительных учреждений. И это не случайно, поскольку труд выступает одной из основных составляющих пенитенциарной политики. Именно поэтому данному направлению уделено столь значительное внимание не только в национальном уголовно-исполнительном законодательстве, но и в ряде международных актов.

Общественно полезный труд отнесён законодателем к основным средствам исправления осуждённых (ст.

9 УИК РФ), и он же традиционно входит в число мер исправительного воздействия на осуждённых, как известно, не содержащих кары.

Вследствие этого как условия труда, так и его оплата не могут быть направлены на причинение осуждённым страданий, что соответствует требованиям правила 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключёнными.

Согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 ТК РФ принудительный труд в Российской Федерации запрещён. Под принудительным трудом понимается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (ч. 2 ст. 4 ТК РФ).

Указанные нормы воспроизводят предписания, закреплённые в таких важнейших международно-правовых документах, как Международный пакт “О гражданских и политических правах” и Конвенция МОТ N 29 о принудительном или обязательном труде.

Несмотря на то что ст.

103 устанавливает обязанность осуждённых трудиться, а выполнение любой закреплённой правовыми нормами обязанности обеспечивается возможностью применения санкций, это не противоречит ни международно-правовым нормам, ни Конституции РФ или трудовому законодательству, поскольку в ст. 8 Пакта и п. “c” ст. 2 Конвенции подчёркивается, что обязательный труд осуждённых не рассматривается как вид принудительного труда.

В то же время обязанность трудиться не распространяется на осуждённых, достигших пенсионного возраста, а также инвалидов I и II группы, которые, впрочем, также могут при желании трудиться с обеспечением всех предусмотренных для них трудовым законодательством льгот (см. статьи 92, 94, 96, 99, 113, 138, 224 ТК РФ, Федеральный закон 1995 г.

“О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, статьи 8, 9 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, ст. 7 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, Постановление Правительства РФ 2001 г.

“О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осуждённых к лишению свободы лиц, привлечённых к оплачиваемому труду”, и др.).

Учитывая объективные трудности обеспечения производительным трудом всех лиц, отбывающих лишение свободы (в течение последних 10 лет трудоустраивается менее половины работоспособных осуждённых), УИК РФ в ст.

103 устанавливает обязанность администрации исправительных учреждений не обеспечить осуждённых работой (как это было закреплено, например, в ИТК РСФСР), а привлекать к труду с учётом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Если осуждённому наряду с лишением свободы приговором суда назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью (ст. 47 УК РФ), привлечение к труду в соответствии с данной специальностью запрещено в течение всего срока лишения свободы.

Часть 4 ст. 103 УИК РФ содержит отсылочную норму о перечне работ, к которым привлечение осуждённых запрещено.

Согласно перечню, установленному в Правилах внутреннего распорядка (далее – ПВР ИУ) (приложение N 9), осуждённых запрещается использовать на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы (далее – УИС); в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, хранится оружие, служебная документация, специальные технические средства.

Не допускается также труд осуждённых по:

  • обслуживанию и ремонту технических средств охраны и надзора, размещённых в запретной зоне инженерных сооружений, конструкций и коммуникаций;
  • работа с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой;
  • труд, связанный с учётом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ;
  • с подчинением им вольнонаёмных работников;
  • в качестве водителей оперативных машин, в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.

Труд, организуемый в местах лишения свободы, должен обусловливаться экономической целесообразностью, материальной заинтересованностью как самих осуждённых, так и предприятия в его конечных результатах.

В то же время, учитывая специфику правового статуса работников, ч.

5 комментируемой статьи закрепляет положение о том, что производственная деятельность осуждённых не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осуждённых.

Более жёсткая формулировка, закреплённая в виде принципа деятельности УИС, содержится в ст. 1 Закона “Об учреждениях и органах…

“, согласно которой интересы исправления осуждённых не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

Названные нормы не только направлены на предупреждение возможных злоупотреблений при организации труда в местах лишения свободы, но и подчёркивают приоритет главной цели наказания – исправления осуждённых.

Государство оказывает содействие производственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий УИС. Так, на основании ст. 14 Федерального закона 2005 г.

“О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” учреждениям УИС предоставляются преимущества при участии в размещении заказов. Но концептуальное значение, определившее серьёзные изменения организационно-правовых основ производственной сферы УИС, имеет Федеральный закон от 6 июня 2007 г.

N 91-ФЗ, согласно которому на государственных унитарных предприятиях УИС создаются центры трудовой адаптации осуждённых и производственные (трудовые) мастерские исправительных учреждений.

Деятельность производственного комплекса УИС ориентируется на решение социальных задач – восстановление и закрепление у осуждённых профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе. В соответствии со ст. 18 Закона “Об учреждениях и органах…

” центры трудовой адаптации осуждённых и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, действуют на основе принимаемого Минюстом России Примерного положения и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства в части организации профессиональной подготовки осуждённых, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков.

Центры трудовой адаптации осуждённых создаются в исправительных колониях. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые в воспитательных колониях, и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые в лечебных исправительных учреждениях.

Привлечение осуждённых к общественно полезному труду – одна из приоритетных задач уголовно-исполнительной системы. Поэтому как УИК РФ (ч. 1 ст. 103), так и Закон “Об учреждениях и органах…” (ст.

17) для её реализации предусматривают возможность привлечения осуждённых к труду на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений или вне их.

Законодательно закреплено четыре основных формы привлечения осуждённых к труду:

  1. в центрах трудовой адаптации осуждённых и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания;
  2. на федеральных государственных унитарных предприятиях УИС;
  3. на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их;
  4. по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

Исключением являются тюрьмы и исправительные колонии особого режима для осуждённых к пожизненному лишению свободы, в которых ввиду высокой общественной опасности содержащихся в них лиц труд организуется только в пределах территории исправительного учреждения. Необходимым условием, при соблюдении которого организуется производственная деятельность в рамках любой из перечисленных форм, является обеспечение надлежащей охраны и изоляции осуждённых.

На период отбывания наказания осуждённые лишаются предусмотренного ст. 37 Конституции РФ и ст. 409 ТК РФ права на забастовку как способа ведения трудовых споров. Однако самого права на индивидуальные или коллективные споры осуждённые не лишены и могут вести их, не прекращая работу или не отказываясь от неё.

Источник: http://xn----8sbahjdg1bucp4cc.xn--p1ai/detail3284.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.