Присвоение власти ук рф

Характеристика преступления и ответственность за присвоение полномочий должностного лица

Присвоение власти ук рф

Воздействие влиятельного чиновника нередко используется в корыстных или личных целях. Однако если за применение авторитета влиятельной особы в диалоге значительного наказания нет, то за присвоение полномочий должностного лица в России установлена уголовная ответственность.

Уголовное наказание за присвоение полномочий должностного лица.

и суть преступления

Деяниям с использованием должностных полномочий посвящён блок статей в УК РФ. Определение преступного присвоения служебных возможностей дано в ст. 288 УК РФ:

присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций

ВАЖНО! Не следует трактовать как преступление исполнение обязанностей должностным лицом на основании служебного замещения, если это предусмотрено его должностной инструкцией.

Место совершения

Совершение преступления может происходить на любом уровне. Обязательным элементом для квалификации является использование реальных полномочий.

То есть то должностное лицо, чьим статусом прикрывается преступник, действительно существует и наделено правами.

Если обман происходит на основании вымышленной информации, то такое деяние следует квалифицировать как мошенничество, ввод в заблуждение или злоупотребление довершением. Конкретная инкриминируемая статья определяется на этапе следствия.

Пример: работник районной администрации Иванова, руководствуясь личным интересом, выдавала себя за лицо, ответственное за распределение квартир «очередникам».

Желая ускорить очередь, граждане делали подарки Ивановой. При обращении одного из обманутых было установлено следствием, что Иванова действительно работает в районной администрации, но в должности уборщицы.

Иванова была привлечена к ответственности по ст. 288 УК РФ.

Состав преступного деяния

В обязанности следствия вменяется доказывание причинно-следственной связи между тремя аспектами преступления:

  1. Действие совершается с присвоением полномочий или служебного положения.
  2. Суть деяния входит в печень возможностей служащего, чьи полномочия были использованы.
  3. Лицо, присвоившее себе полномочия должностного лица, причинило своими действиями вред.

Пример: служащий Петров занимался контролем перечислений арендодателями ежемесячных платежей. Также в обязанности Петрова входило уведомление об изменении стоимости аренды.

Непосредственно размер платежей определялся начальником Петрова – Сидоровым. Руководствуясь намерениями увеличения доходности компании, Петров подготовил и направил арендодателям письмо, в котором информировал об изменении размера арендной платы.

Впоследствии действия Петрова были раскрыты, и он попал под следствие.

Субъектом могут быть лица, состоящие на службе или работающие в сфере реализации государственной власти, но не наделённые определёнными полномочиями. Минимально допустимый возраст субъекта – 16 лет. Определение понятия гос. служащий дано в ст. 10 Федерального Закона «О системе государственной службы Российской Федерации»:

гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Объектом в данном преступлении выступит порядок реализации власти. При нарушении прав граждан или организации – это будет считаться дополнительным объектом.

Объективная сторона – механизм того, как будет совершаться присвоение полномочий должностного лица, перечень использованных средств и способов. В процессе расследования проводится отграничение от смежных деяний.

Для признания преступления завершённым необходимо наступление последствий. Умысел или корыстный интерес может отсутствовать. Это не препятствует квалификации.

Наказание при присвоении полномочий

Присвоение полномочий должностного лица в Российской Федерации относится к нетяжким преступлениям. Санкционная часть ст. 288 УК РФ определяет:

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх месяцев, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трёх месяцев.

ВАЖНО! Уголовная ответственность наступает, если в результате совершения преступления был причинен значительный ущерб.

Ущерб может расцениваться и не как материальный. Например, если преступник, реализовав присвоенные полномочия, причинил существенный вред интересам субъектам взаимоотношений в сфере реализации гос. власти.

Судебные процессы по ст. 288 УК РФ – редкость. Реалии таковы, что использование возможностей государственными служащими чаще происходит в виде превышения или злоупотребления полномочиями.

Источник: https://ugolovnyiexpert.ru/gosudarstvo/otvetstvennost-za-prisvoenie-polnomochij-dolzhnostnogo-litsa.html

Статья 288 УК РФ и комментарии к ней

Присвоение власти ук рф

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, — наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Понятие

Преступление рассматривается в общем контексте преступлений против государственной власти.
Должность ответственного лица – достояние общества, так как посредством своего статуса он призван регулировать общественные отношения и определять развитие событий в соответствии с законностью их реализации.

Присвоение должностного статуса – моральное и духовное покушение на незаконное использование чужой власти. Отсутствие компетентности в решении ответственных вопросов может привести к негативным последствиям и ущербу.

Подобными действиями, противоправные лица наносят существенный вред государственной власти, так как общество воспринимает их в качестве должностных лиц, которые не могут справляться с вменёнными им обязанностями, дискредитируя фактических представителей власти.

Компетенция решения соответствующих вопросов играет значимую роль для граждан, она принадлежит должностным лицам, имеющим право их решения. Эти полномочия предоставлены им, государственной властью.

Любое нарушение утверждённой государством, иерархии, является преступным деянием. Но сам по себе факт выполнения полномочий должностного лица, не является уголовным преступлением.

Это нарушение может рассматриваться в административном или дисциплинарном порядке.

Но в том случае, если деяние повлекло деструктивные последствия и нанесло гражданину или обществу вред – оно рассматривается в рамках уголовной ответственности.

Наказание и ответственность вменяются лицу за присвоение должностных полномочий, в соответствии со статьёй 288 УК РФ.

Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ)

Непосредственным объ­ектом

является законная деятельность органов государственной власти и управления, а равно авторитет этих органов, а также интересы граждан и организаций.

Объективная сторона

преступления заключается в самовольном присвоении государ­ственным служащим или муниципальным служащим, которые в действи­тельности должностными лицами не являются, полномочий должностного лица и совер­шении на этой основе действий, существенно нарушающих права и законные интересы граждан или организаций.

В законе не раскрывается способ присвоения виновными пол­номочий должностного лица. Они могут быть разнообразными: наличие форменной одеж­ды, поддельного документа, устное заявление о том, что лицо является должностным либо представляет органы власти (в частности, правоохранительные органы).

При наличии под­дельного документа совершенные затем действия виновного квалифицируются по сово­купности с ч. 3 ст. 327 либо ст. 292 УК РФ.

Присваиваются полномочия должностного лица виновным для совершения неправо­мерных, в том числе и преступных действий, что вытекает из указания закона на то, что последствием таких действий является существенное нарушение правоохраняемых инте­ресов. Эти последствия составляют необходимый признак объективной стороны преступления и включают в себя срыв важных организационных мероприятий, остановку производства либо технологических процессов и т.п. Состав преступления – материальный.

Субъективная сторона

характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что оно самовольно и незаконно присвоило полномочия должностного лица и совершило действия, используя присвоенные полномочия, предвидит, что эти действия существенно нарушают охраняемые законом права и интересы граждан или организаций, и, злоупот­ребляя присвоенными полномочиями, желает их нарушить.

Субъектом

присвоения должностных полномочий могут быть только лица, указанные в законе: государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами (примечание 4 к ст. 285).

Если служащий выдает себя за должностное лицо и получает ценности в качестве взятки за действия, которые он якобы может выполнить в интересах взяткодателя, но не выполняет их, такой служащий будет нести ответственность за мошенничество и подстрекательство к взятке.

Если же в подобной ситуации служащий, присвоив полномочия должностного лица, совершает какие-либо действия в интересах взяткодателя, то он должен быть привлечен к ответственности и по ст. 288 УК РФ.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ)

Источник: https://system-bryansk.ru/uk/288-rf.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.