Признаки уголовного проступка

К вопросу о понятии уголовного проступка

Признаки уголовного проступка

Статья посвящена теоретическим проблемам уголовного проступка, являющего новеллой для уголовного законодательства РК. В статье раскрыты понятия и признаки уголовного проступка. 

Сегодня Республика Казахстан находится на качественно ином этапе своего развития, в условиях которого появляются новые, ранее неизвестные общественные отношения и связанные с ними угрозы, а существующие подвергаются серьезной трансформации. В уголовный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года, введенный в действие с 1 января 2015 года, впервые введена новая дефиниция уголовный проступок [1].

Полемические споры о введении уголовного проступка обсуждается в юридической литературе давно, еще с советского времени.

Еще Г.А. Кригер подчеркивал непосредственную близость уголовных проступков и преступлений, сходство их социальной природы, характера и степени общественной опасности.

Кроме того, благодаря этому, исключается дублирование большинства институтов Общей части уголовного права, которые, в принципе, должны быть едиными для обеих разновидностей уголовно противоправных деяний (форма вины, необходимая оборона, крайняя необходимость, соучастие, добровольный отказ и др.) [2].

Как уже отмечалось, идея закрепления уголовных проступков появилась еще в начале 60-х годов прошлого столетия. Тогда Н.Ф. Кузнецова сформулировала понятие уголовного проступка.

Согласно ее определению, под уголовным проступком понимается «умышленное либо неосторожное малозначительное по характеру и степени общественной опасности деяние, за которое по закону предусмотрено максимальное лишение свободы на срок до одного года либо другое, более легкое наказание, либо в санкции предусмотрена альтернативная форма ответственности: уголовное наказание или меры общественного воздействия» [3].

Термин «уголовный проступок», прочно вошедший в лексикон юристов, может означать лишь одно: ответственность за подобные деяния должна предусматриваться уголовным законом.

Проступок противоправное деяние (правонарушение) менее опасное, чем уголовное преступление. К проступку относятся: административное, гражданское правонарушение, а также дисциплинарный проступок. Синоним -деликт.

В странах, где не существует единого понятия преступления, проступок разновидность преступного деяния (менее тяжкое, чем собственно преступление). Вместе с тем, уголовный проступок непреступное правонарушение.

На это указывает сам термин «проступок», применяемый в праве для обозначения деяний, отличных от преступлений. Общественная опасность присуща как преступлениям, так и проступкам.

Но уровень ее применительно к различным видам правонарушений неодинаков.

Уголовный проступок, по мнению И.Ш.Борчашвили, новая гибридная категория правонарушений, сочетающая признаки преступления и административного правонарушения.

Ее введение в уголовное право Казахстана обусловлено стратегическим стремлением вывести национальное уголовное законодательство страны на уровень высоких правовых стандартов ведущих стран континентальной правовой системы.

Этот шаг позволит оптимизировать не только международно-правовые отношения Казахстана, но также создаст дополнительные благоприятные основания к улучшению инвестиционного климата и модернизации отечественной правовой системы в целом [4].

Основу для формирования категории уголовных проступков должны составлять деяния, не представляющие большой общественной опасности. Можно поэтому утверждать, что уголовные проступки обладают небольшой общественной опасностью, все иные проступки малой, а преступления большой общественной опасностью.

Таким образом, надлежит исходить из трехчленной классификации правонарушений: преступления, уголовные проступки, иные проступки. Указание на соответствующий уровень общественной опасности в понятиях преступления, уголовного или любого другого проступка позволит четко их разграничить.

Детализирующую функцию при этом может сыграть перечисление общественных отношений, на которые посягает тот или иной вид деяний.

При определении круга уголовных проступков полезно учитывать карательную практику судов по делам о подобных преступлениях, практику освобождения лиц от уголовной ответственности, а также уровень правосознания граждан.

Уголовный проступок можно определить как действие или бездействие, предусмотренное уголовным законом и обладающее небольшой общественной опасностью.

Если будет признано целесообразным упоминание об объектах уголовно-правовой охраны, то предлагаемое понятие следует дополнить словами «посягающее на…» с указанием специфического круга общественных отношений [5].

В классификации уголовно противоправных деяний, построенной по характеру и степени общественной опасности, в связи с этим допустимо выделить категории умышленных и неосторожных уголовных проступков. Располагаться они должны вслед за преступлениями (особо тяжкими, тяжкими, значительной общественной опасности и неосторожными).

Терминологически их следует обозначить как «умышленные уголовные проступки» и «неосторожные уголовные проступки», чего будет достаточно для их индивидуализации как классификационных единиц.

Специфическими признаками проступка, отграничивающими его от преступления, являются: характер общественной опасности (небольшой), незначительный вред, а также угроза причинения вреда личности, организации, обществу или государству. Однако все эти признаки следует отнести к оценочным.

Признак же наказуемости деяния проступка штрафом, исправительными работами, привлечением к общественным работам и арестом вполне конкретен в плане разграничения.

Вместе с тем, наказания в виде штрафа и исправительных работ могут быть назначены и за проступки, и за преступления.

Специфичными в плане определения проступка являются лишь наказания в виде привлечения к общественным работам и ареста. Разграничительным признаком является административная преюдиция.

Внедрение альтернативных уголовному наказанию мер государственного принуждения в уголовном праве является новаторской идеей, подчиненной устойчивым тенденциям международно-правовой интеграции.

Система таких мер уголовно-правового воздействия должна качественно отличаться от системы уголовных наказаний и, в тоже время, не повторять системы административных взысканий, выступая новым и отчасти интеграционным продуктом наиболее гуманных мер наказания и наиболее строгих адмииистративных взысканий (с соответствующим изменением их сроков и размеров).

Вопрос о разработке таких мер становится иаиболее актуальным с учетом введения в уголовное законодательство категории уголовного проступка.

Данный вид правонарушения призван стать связующим звеном постепенной интеграции административно-деликтного права в уголовное. 

Проступки в Уголовном кодексе должны занять крайнюю нишу среди криминальных деликтов (наряду с преступлением), объединив в себе ряд преступлений небольшой и средней тяжести (представляюших наименьшую степень общественной опасности) и наиболее опасные административные правонарушения судебной юрисдикции.

В целом, я разделяю точку зрения о необходимости введения в УК РК категории «уголовный проступок», которая должна включить не ряд преступлений небольшой тяжести, а все уголовно-правовые деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести.

Разделяя мнение И.Ш.

Борчашвили, полагаю, что к уголовным проступкам следует также отнести и отдельные преступления средней тяжести (умышленные и неосторожные деяния), за совершение которых срок лишения свободы на сегодняшний день не превышает трех лет.

Преступления средней тяжести, наказание за которые предусмотрено в виде лишения свободы сроком до пяти лет, по-прежнему, должны подпадать под категорию «преступление» [4].

В юридической литературе достаточно распространенной является идея о том, что «уголовным проступком» могут стать также административные правонарушения, имеющие судебную юрисдикцию и не являющиеся административными по своей сути, т.е. не связанные с посягательством на порядок управления (к примеру, мелкое хулиганство, мелкая кража и т.д.).

Смысл выделения уголовных проступков в том, чтобы быстро разрешить правовой конфликт там, где слишком долго расследовать ничего не нужно. Все деяния, которые не характеризуются тяжкими последствиями или действительно серьезной внутренней опасностью, и наказывать за них не сурово, но стремительно.

Уголовно-правовой конфликт самый опасный из правовых конфликтов, и ему специалисты уделяют наибольше внимания, глубже изучают способы его:

  • урегулирования и предупреждения;
  • разрешения и трансформации.

В демократическом государстве любой человек (так же, как и любой коллективный субъект предприятие, политическая партия, общественная организация) является субъектом всевозможных правоотношений и в большинстве случаев сам способен разрешить возникший в результате их осуществления правовой конфликт, действуя, в том числе и в роли потерпевшего.

Главное для него восстановить свое право в случае его нарушения, создать условия для того, чтобы это право больше не нарушалось, получить полное возмещение материальных и моральных затрат, т.е. полную сатисфакцию (удовлетворение).

Понятно, что в редких случаях такое удовлетворение у физического или юридического лица возникает от того, что в отношении правонарушителя реализована лишь такая цель наказания, как кара. Как правило, это случаи совершения насильственных и некоторых других преступлений, обязательным признаком которых является потерпевший.

Пример из судебной практики. Муж избил жену, сломал ей руку она обратилась к прокурору, возбудили уголовное производство, осудили мужа к штрафу из семейного бюджета заплатили государству штраф. Вопрос остался открытым и неудовлетворенным.

Таким образом, доля регулятивного и охранительного публичного права уменьшается и фактически охранительное публичное право начинает распространяться лишь на правоотношения, связанные с:

  • преступлениями против международного правопорядка, интересов государства и совместных интересов человека, общества и государства;
  • административными проступками;
  • дисциплинарными проступками;
  • малозначительности не представляющее общественной опасности.

Лишь в этих случаях правовые конфликты непосредственно касаются государства. 

Второе отличие (преступления от уголовного проступка). Суть уголовного правонарушения состоит в том, что в советской традиции именовалось и сейчас во многих правовых системах продолжает именоваться «общественной опасностью».

Она, как известно, определяется:

а) объектом посягательства (объект посягательства при совершении: уголовных правонарушений очень широк; административных проступков порядок государственного управления, администрация; дисциплинарных проступков трудовые, служебные и схожие обязанности) а также: предметом посягательства и личностью потерпевшего;

б) тяжестью последствий (смерть человека, вред его здоровью, размер материального ущерба и т.п.), а если последствия не предусмотрены, то:

  • созданием опасности наступления тяжких последствий;
  • опасностью самого по себе деяния, способа его совершения, примененных при его совершении средств, орудий, либо местом, либо временем его совершения;

в) формой вины чем более тяжкими являются последствия, тем меньше, как правило, мы говорим об обязательности умысла;

г) свойствами субъекта.

Принцип объясняется повышенной требовательностью к субъекту (чем более широкий круг его прав и обязанностей, тем в большем количестве случаев он может быть привлечен к уголовной ответственности по сравнению с обычным лицом общим субъектом). Например, не являются уголовно наказуемыми такие деяния общего субъекта, как:

  • воспрепятствование законной деятельности общественных объединений;
  • вмешательство в законную деятельность представителей работников;
  • финансирование политической партии и т.д.

Так вот, отличие преступления от уголовного проступка, как правило, в степени общественной опасности (хулиганство мелкое хулиганство, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью причинение по неосторожности легкого вреда здоровью), но иногда и в их характере (разглашение государственной тайны разглашение бухгалтерской или налоговой тайны).

Основной смысл выделения категории уголовных проступков в том, чтобы быстро разрешить конфликт в упрощенном процессуальном порядке и удовлетворить интересы всех сторон конфликта.

Поэтому, на все деяния, которые не характеризуются тяжкими последствиями или действительно серьезной внутренней опасностью, следует посмотреть с точки зрения того, можно ли их перевести в категорию уголовных проступков.

  1. Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года (с изм. и доп.)
  2. Кригер Г.А. Уголовное право. Т.1. М. Юрлит. 1999. С. 121-125
  3. Курс уголовного права. В 5 т. Т. 2. Общая часть. Учение о наказании. Учебник для вузов / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М. 2002. С. 349–

Источник: https://articlekz.com/article/20497

Тема 3. Уголовные правонарушения

Признаки уголовного проступка

Согласно ст.10 УК РК введена двухзвенная система уголовно-наказуемых деяний, состоящая из преступлений и уголовных проступков.

Преступлением является общественно опасное деяние (действие или бездействие), к уголовным проступкам отнесены деяния, не представляющие большой общественной опасности, причинившие незначительный вред либо создавшие угрозу причинения вреда личности, организации, обществу или государству. Как видно, в числе критериев дифференциации уголовных правонарушений обозначены степень общественной опасности и наказуемость.

Под уголовным правонарушением понимается только деяние, т.е. поведение человека, выраженное в определенной объективной форме.

Деяние может выражаться в действии (активном поведении) или бездействии (пассивном поведении, состоящем в невыполнении лицом своей обязанности совершить определенное действие).

Поведение приобретает уголовно-правовое значение только в случае, если оно обладает всеми указанными в законе признаками: общественная опасность деяния, его противоправность, виновность и наказуемость.

Общественная опасность – это объективное свойство деяния реально причинять вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям или создавать угрозу причинения такого вреда. Данный признак имеет качественную и количественную характеристику.

Качественная характеристика (характер общественной опасности) означает типовую характеристику социальной вредности определенных видов посягательств (убийство, грабеж, изнасилование и т.д.).

Количественный показатель (степень общественной опасности) определяется тяжестью причиненных последствий, способом совершения деяния, формой вины, содержанием мотивов и целей и другими обстоятельствами, учитываемыми при оценке меры социальной вредности конкретного преступного деяния (простое убийство; убийство с особой жестокостью).

Противоправность – нарушение закрепленного в норме уголовного права запрета совершать деяние, которое причиняет или может причинить вред объектам уголовно-правовой охраны.

виновности как признака уголовного правонарушения вытекает из принципа виновной ответственности (ст.

19 УК): лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния (действия или бездействие), и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

Виновным в уголовном правонарушении признается лишь лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

Наказуемость – предусмотренная законом возможность назначения наказания за совершенное уголовное правонарушение. Данный признак означает предусмотренность в уголовном законе наказания за совершение общественно опасного деяния, а не реальную наказанность деяния. Система наказаний включает две группы: основные и дополнительные наказания.

В свою очередь, основные наказания можно классифицировать на подгруппы: 1) применяемые к лицам, совершившим как проступок, так и преступление (штраф, исправительные работы); 2) применяемые к лицам, совершившим только проступок (привлечение к общественным работам, арест) либо только преступление (ограничение свободы, лишение свободы или смертная казнь).

При этом незначительная общественная опасность содеянного влечет за собой соразмерное наказание.

Так, например, за уголовные проступки штраф устанавливается в пределах от двадцати пяти до пятисот месячных расчетных показателей, за преступления – в пределах от пятисот до десяти тысяч месячных расчетных показателей.

За уголовные проступки исправительные работы устанавливаются в пределах от двадцати пяти до пятисот месячных расчетных показателей, за преступления – в пределах от пятисот до десяти тысяч месячных расчетных показателей.

Следует отметить также, что за уголовные проступки предусматриваются минимальные сроки давности и отсутствие судимости. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения уголовного проступка истек один год. Лицо, осужденное за совершение уголовного проступка, признается не имеющим судимости.

Уголовные правонарушения могут быть также классифицированы по другим основаниям.

В зависимости от объекта уголовного правонарушения Особенная часть Уголовного кодекса подразделяется на главы, в каждой из которых сосредоточены группы норм, предусматривающих ответственность за совершение уголовных правонарушений, посягающих на один и тот же родовой объект (уголовные правонарушения против личности, против семьи и несовершеннолетних, против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина и т.д.).

Критерием классификации уголовных правонарушений может выступать форма вины. Все преступные деяния подразделяются на умышленные и неосторожные. Иногда в основу классификации кладется мотив преступления, например, корысть (конфискация имущества может быть назначена в случаях, предусмотренных УК, только за совершение корыстных уголовных правонарушений).

Основу классификации преступлений могут составлять характер и степень общественной опасности деяния. Именно на этом критерии построено деление преступлений на категории. Согласно ст. 11 УК все деяния, предусмотренные Особенной частью УК, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Деление преступлений на категории имеет практическое значение, поскольку применение большинства институтов Общей части УК поставлено в зависимость от нормы о категоризации. Так, категория преступления учитывается при установлении вида рецидива (ст.

14 УК), при решении вопроса о наказуемости предварительной преступной деятельности (ст.24 УК), сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст.71 УК) и давности обвинительного приговора (ст.77 УК) определяются категорией совершенных преступлений и др.

Основная и дополнительная литература: указана в разделе 5. п.п. 1-19, 20-30.

Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 138;

Источник: https://studopedia.net/16_23519_tema--ugolovnie-pravonarusheniya.html

Уголовный проступок и его правовые последствия

Признаки уголовного проступка

Кибальник Алексей Григорьевич, заведующий кафедрой Юридического института Северо-Кавказского федерального университета, доктор юридических наук, профессор.

Criminal Offense and Its Legal Consequences

A.G. Kibalnik

Kibalnik Alexey Grigoryevich, LLD., Prof., Chief of Department, Institute of Law, North Caucasus Federal University.

Вопрос о введении в российское уголовное законодательство категории “уголовный проступок” с переменным успехом дебатируется уже более двадцати лет . Однако в последнее время он вновь стал одним из наиболее обсуждаемых вследствие инициатив, выдвинутых руководством Верховного Суда России.

Надо отметить, что в отечественной доктрине вопрос о введении в уголовное законодательство категории “уголовный проступок” поднимался уже в советский период. См.: Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. М., 1969. С. 530; Курляндский В.И. Уголовная ответственность и ответственность за проступки // Демократия и право развитого социалистического общества. М., 1975. С. 376 – 377.

Нужно ли введение уголовного проступка в отечественный УК? Отвечая на этот вопрос положительно, позволю себе утверждение, что данное решение пойдет на пользу уголовной юстиции и в целом государственной политике по противодействию преступности (борьбе с преступностью) в силу следующих обстоятельств: 1) снизится репрессивность уголовно-правовой реакции на “мелкую преступность” ; 2) получит новое качественное наполнение законодательная дифференциация уголовной ответственности; 3) будет дан стимул развитию мер уголовно-правовой реакции, не связанных с наказанием; 4) станет более четким и понятным разделение “зон ответственности” уголовного и административно-деликтного права.

Термин В.Н. Кудрявцева. См.: Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003. С. 78.

Что должно быть положено в основу разграничения преступления, и уголовного проступка? В законодательстве многих государств родственной нам континентальной (романо-германской) правовой семьи уголовный проступок традиционно расценивается в качестве одного из видов преступных деяний, однако критерии его отграничения от преступления (в собственном смысле этого термина) весьма различны.

В большинстве стран континентальной Европы отграничение преступления от проступка проводится по видам применяемых наказаний и пределам их наказуемости.

Например, в Германии преступлением признается противоправное деяние, за которое предусмотрены в качестве минимального наказания лишение свободы на срок не менее одного года и более строгое наказание.

Соответственно, уголовный проступок – это противоправное деяние, за которое предусмотрено в качестве минимального наказания лишение свободы на более короткий срок или денежный штраф (§ 12 УК Германии).

В Австрии преступлением признаются умышленные деяния, наказываемые пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок от трех лет, остальные преступные деяния считаются проступками (§ 17 УК Австрии). Сходные по своему смыслу положения содержатся в ст. 39 УК Италии, ст. 10 УК Испании. Есть примеры иного рода.

Так, французский законодатель разграничивает преступления и проступки в зависимости от формы вины – если преступления совершаются только умышленно, то проступки – исключительно по неосторожности, небрежности либо вследствие нарушения лицом возложенной на него обязанности по предосторожности или безопасности (ст. 111-1 УК Франции). В отличие от Германии и Австрии во Франции наказуемость проступка может быть достаточно суровой и “конкурировать” с пределами наказуемости преступлений.

Применим ли зарубежный опыт определения уголовного проступка в России? В принципе да, но с учетом отечественной уголовно-правовой традиции.

Полагаю, что совершенно правы авторы, считающие признак общественной опасности основополагающим для криминализации деяния (а их подавляющее большинство).

Именно наличие общественной опасности деяния делает его уголовно значимым, однако для проступка ее характер должен быть меньшим по сравнению с преступлением как таковым.

В этом отношении весьма интересен опыт Республики Казахстан, в уголовное законодательство которой совсем недавно введена категория уголовного проступка. Согласно ч. 3 ст.

10 УК РК уголовным проступком признается совершенное виновно деяние (действие либо бездействие), не представляющее большой общественной опасности, причинившее незначительный вред либо создавшее угрозу причинения вреда личности, организации, обществу или государству.

Таким образом, изначальный критерий отличия преступления от уголовного проступка – это отсутствие значительного характера общественной опасности совершенного деяния, ведь “общественная опасность присуща как преступлениям, так и проступкам, но ее уровень применительно к различным видам правонарушений не одинаков” . И, как следствие, за проступок в Казахстане может быть назначено наказание в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам, ареста.

Ахметова Л.Е. Институт уголовного проступка в новом Уголовном кодексе Республики Казахстан // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. М., 2017. С. 593.

Полагаю, что решение казахского законодателя настолько удачно, что в значительной мере может быть воспринято и нами. В любом случае и преступлению, и уголовному проступку присущ признак общественной опасности – разница в ее характере.

Именно здесь проходит граница между уголовным проступком и административным правонарушением, для последнего признак общественной опасности должен отсутствовать как таковой.

Только такое решение вопроса позволит разграничить сферу действия уголовного и административно-деликтного права.

Признаки уголовного проступка. Исходя из вышесказанного, уголовным проступком можно признать виновно совершенное деяние, обладающее незначительным характером общественной опасности. Первым главным юридическим следствием (именно следствием) такого незначительного характера общественной опасности проступка должны быть пределы его наказуемости.

В идеале, на мой взгляд, все преступления небольшой тяжести по действующему УК можно (или даже нужно) перевести в разряд проступков, оставив три категории преступлений.

Понимая, что этот шаг слишком радикальный, позволю себе согласиться с мнением о том, что пределы наказуемости проступка можно определить как возможность назначения наказания в виде лишения свободы на срок до одного года либо наказания, не связанного с лишением свободы (естественно, эти пределы должны быть определены в верхней границе санкции статьи Особенной части УК).

Щедрин Н.В. Основные направления реформирования системы мер уголовного воздействия: опыт законодательного проектирования // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2012. N 2. С. 8.

Отчасти полагаю возможным применить французский опыт, в разряд проступков необходимо поместить все неосторожные деяния за исключением случаев неосторожного причинения смерти человеку (ввиду тяжести самого последствия).

Второй основной признак уголовного проступка – отсутствие судимости лица, признанного виновным в его совершении.

Именно отсутствие состояния судимости (а не ее “быстрое” погашение или досрочное снятие) подчеркнет небольшой характер общественной опасности деяния и позволит лицу продолжить “нормальную” жизнь после отбытия наказания. Известно, что когда-то имевшаяся судимость вопреки ч. 6 ст.

86 УК становится, например, непреодолимым препятствием для трудоустройства на определенные должности и в принципе является пожизненным клеймом для человека, совершившего незначительное преступное деяние.

А возможность “беспроблемного” возвращения такого человека к обычной жизни станет реальным подтверждением действенности принципа гуманизма как он изложен в ст. 7 УК РФ и олицетворением восстановительной функции уголовного законодательства.

Правовые последствия совершения уголовного проступка.

Небольшой характер общественной опасности уголовного проступка потребует пересмотра целого ряда норм Общей части УК, так или иначе определяющих правовые последствия совершенного деяния.

В частности, это касается срока давности уголовной ответственности исходя из максимально возможного наказания, такой срок может быть определен в один год (как и срок давности исполнения обвинительного приговора).

Согласно пределам наказуемости при назначении наказания по совокупности уголовных проступков окончательно наказание может назначаться лишь по правилу поглощения более строгим наказанием менее строгих.

Также в целях более эффективной реализации восстановительной функции уголовного закона считаю целесообразным установить императивный характер освобождения от уголовной ответственности за проступок по “общеуголовным” основаниям, связанным с положительным посткриминальным поведением лица и возмещением причиненного вреда потерпевшему (деятельное раскаяние, примирение с потерпевшим, назначение судебного штрафа).

Максимально возможная наказуемость проступка лишением свободы на срок не более одного года автоматически сделает невозможным применение к обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу.

С другой стороны, сравнительно мягкий характер наказуемости уголовного проступка и отсутствие состояния судимости делают нецелесообразным частичное освобождение виновного от наказания.

По крайней мере неясен смысл возможного применения в данном случае условно-досрочного освобождения и замены лишения свободы на более мягкое наказание, подразумевающих исправление осужденного, достигнутое в течение довольно длительного срока реального отбывания наказания.

Уголовный проступок и административное правонарушение. Как бы то ни было, уголовный проступок остается уголовным правонарушением, качественно отличным от административного.

В последнее время со все большим введением в УК составов с административной преюдицией размывается грань между пределами уголовно-правового и административно-правового воздействия.

Будучи последовательным противником административной преюдиции в УК и исходя из очевидного факта, что неоднократное или многократное совершение административного проступка не превращает его в общественно опасное деяние, полагаю возможным ввести в УК собственно уголовно-правовую преюдицию.

Ее смысл состоит в том, что повторное совершение проступка в течение года после вступления в силу приговора за ранее совершенный аналогичный проступок должно расцениваться как преступление (со всеми вытекающими последствиями).

Для этого полагаю возможным “преюдициальные” составы административных правонарушений перевести в разряд уголовных проступков. “Перерастание” повторного совершения уголовного проступка в преступление может конструктивно быть отражено в квалифицированной части нормы о самом уголовном проступке.

Замена административной преюдиции на уголовно-правовую позволит решить принципиально важные вопросы разграничения сфер применения норм уголовного и административно-деликтного права, а повторное совершение проступка будет свидетельствовать о действительном усилении характера общественной опасности совершенного деяния (в качестве примера приведу ситуацию с повторным управлением автомобилем в состоянии опьянения).

Пристатейный библиографический список

  1. Ахметова Л.Е. Институт уголовного проступка в новом Уголовном кодексе Республики Казахстан // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. М., 2017.
  2. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003.
  3. Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. М., 1969.
  4. Курляндский В.И. Уголовная ответственность и ответственность за проступки // Демократия и право развитого социалистического общества. М., 1975.
  5. Щедрин Н.В. Основные направления реформирования системы мер уголовного воздействия: опыт законодательного проектирования // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2012. N 2.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/101937-ugolovnyj-prostupok-pravovye-posledstviya

Правоведение

Признаки уголовного проступка

⇐ Понятие и виды правонарушений

Правонарушения бывают двух видов: проступки и преступления. Преступление – это виновное, общественно-опасное, противоправное деяние, посягающее на общественные отношения, охраняемые уголовным законодательством, и причиняющее вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства.

В частности, это права и свободы личности, общественной порядок, основы конституционного строя государства и т. д.

В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления подразделяются на следующие виды: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Проступки – это все противоправные деяния, за исключением преступлений.

Основным критерием разграничения преступлений и проступков является степень общественной опасности этих правонарушений и санкции, предусмотренные за эти противоправные деяния.

В зависимости от того, в какой сфере социальной жизни они совершаются, характера наносимого вреда, особенностей соответствующих им правовых санкций проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на права и свободы граждан, государственный или общественный порядок, собственность, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Признаками административного проступка являются общественная опасность, противоправность деяния, вина правонарушителя.

Состав административного правонарушения включает следующие элементы: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционных прав и свобод граждан, право собственности, установленный порядок управления, общественный порядок и т. д.

Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица. Административное законодательство предусматривает четыре группы физических лиц – граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица.

Объективная сторона административного правонарушения проявляется в действии или бездействии, повлекшем за собой возникновение административного деликта. Субъективная сторона включает мотив, цели и вину правонарушителя.

При совершении административного проступка вина может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Наличие вины правонарушителя в той или иной форме является важнейшим и необходимым признаком административного правонарушения.

Дисциплинарный проступок – это нарушение трудовой или служебной дисциплины, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых или служебных обязанностей.

Дисциплинарные правонарушения подрывают производственную, служебную, воинскую, учебную дисциплину.

Дисциплинарные правонарушения в основном предусмотрены нормами трудового законодательства, дисциплинарными уставами, положениями о прохождении службы в государственных органах.

Характерными признаками дисциплинарного проступка являются: во-первых, то, что дисциплинарное правонарушение совершается работником, состоящим в трудовых правоотношениях с данной организацией и обладающим трудовой деликтоспособностью.

Во-вторых, дисциплинарный проступок выражается в противоправном и виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении своих трудовых или служебных обязанностей.

Противоправность поведения проявляется в нарушении трудовых или служебных обязанностей, возлагаемых на работника трудовым контрактом.

Примером противоправного поведения могут быть прогулы, появление на работе в нетрезвом состоянии, невыполнение трудовых нормативов, опоздание на учебу, самовольное оставление воинской части и т. д. Виновным признается противоправное деяние, совершенное умышленно или неосторожно.

В-третьих, в результате дисциплинарного правонарушения вред причиняется трудовому коллективу, организации при наличии причинной связи между противоправным действием (бездействием) и наступившим вредом (ущербом).

В-четвертых, дисциплинарный проступок влечет применение дисциплинарных санкций, предусмотренных трудовым законодательством или дисциплинарными уставами.

Таким образом, дисциплинарный проступок можно определить как виновное противоправное нарушение трудовых или служебных обязанностей работниками, за совершение которых устанавливается дисциплинарная ответственность и может быть применена мера дисциплинарного взыскания, предусмотренная в трудовом законодательстве или дисциплинарными уставами.

Гражданское правонарушение – это виновное противоправное деяние деликтоспособного лица, наносящее вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям.

Это такого рода правонарушения, как неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, заключение противоправных сделок, нарушение авторского права, причинение имущественного вреда и т. д.

Субъектами гражданских правонарушений могут выступать как физические, так и юридические лица.

Характерной особенностью гражданских правонарушений является то, что ответственность, предусмотренная за эти проступки, носит правовосстановительный характер в форме имущественных или неимущественных санкций.

Социальная сущность правонарушений коренится в самих общественных отношениях, которые порождают поступки людей. Противоправное поведение как особое социальное поведение обусловлено наличием объективных и субъективных причин и условий, существующих в самой общественной жизни.

По словам известного американского социолога Э. Шура, «все существующие модели преступного поведения являются ценой, которую мы вынуждены платить за ту структуру нашего общества, которую создали сами»6.

Следовательно, социальная природа правонарушаемости обусловлена социально-экономическими условиями жизни общества.

Субъективные причины правонарушений – это низкий уровень правосознания и правовой культуры каждой отдельной личности, негативные побуждения, цели, потребности, противоречащие интересам общества.

Противоправное поведение всегда индивидуально и является актом воли и сознательной деятельности.

Поэтому важно знать и изучать психико-эмоциональные мотивы (причины), побудившие к совершению противоправных деяний.

Объективные причины правонарушений – это определенные противоречия в общественной жизни, характеризующиеся экономическими, политическими, социальными и духовными факторами. Объективные условия правонарушений – это недостатки организационного и технического порядка, способствующие действию субъективных и объективных причин правонарушения.

Процесс преодоления правонарушений связан с комплексным решением ряда экономических, политических, социальных, межнациональных, межконфессиональных проблем и задач, стоящих перед обществом по улучшению материального благосостояния народа, устранению социального неравенства, правовому воспитанию, обеспечению законности и правопорядка.

Источник: https://isfic.info/pravov/rosp46.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.